Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 01.08.2018 |
Дата решения | 07.09.2018 |
Категория дела | Социальные споры -> Иные социальные споры |
Судья | Вагнер Евгения Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bfdf25b0-69a8-37d5-8c78-3d7098f440a1 |
Дело № 2-3148/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2018 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ресенчук Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Е.А. к Администрации г. Омска, управлению делами Администрации г. Омска о взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец [СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику управлению делами Администрации г. Омска, указав, что замещала должность муниципальной службы города Омска в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. Стаж муниципальной службы 35 лет. В связи с выходом на трудовую пенсию в 2008 году ей была установлена доплата к трудовой пенсии на основании распоряжения Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № №. Указанная выплата была прекращена с 15.04.2016 на основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № в связи с признанием недействующим постановления № 448-п от 13.05.2011 решением Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу №2а-1048/2016 по заявлению прокурора г. Омска. 14.12.2016 Омским городским советом принято Решением №496 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска». Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № ей назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет в размере а. Апелляционным определением Омского областного суда от 28.06.2017 по делу № 33а-4288/2017 решение Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1048/2016 о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» отменено. Таким образом, муниципальным служащим города Омска восстановлено право на доплату к трудовой пенсии с момента ее отмены, т.е. с 15.04.2016. Согласно справке, невыплаченная сумма доплаты к пенсии составляет а. Просит суд взыскать с ответчиков Администрации г. Омска, управления делами Администрации г. Омска невыплаченную доплату к страховой пенсии за период с 15.04.2016 по 20.12.2016 в сумме а копейки (л.д. 3-4).
Определением Центрального районного суда г. Омска от 02.08.2018 к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечена Администрация города Омска (л.д.2).
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Е.В. участия не принимала. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.59), представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, уточнив, что надлежащим ответчиком считает Администрацию г. Омска; невыплаченная доплата к страховой пенсии в сумме а копейки образовалась за период с 15.04.2016 по 19.12.2016 (л.д.61).
Представители ответчиков Администрации г. Омска, управления делами Администрации г. Омска в судебном заседании не присутствовали. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 60). О причинах неявки суду не сообщили. Представитель Администрации г. Омска, управления делами Администрации г. Омска Ерофеева В.В., действующая на основании доверенностей (л.д.11,12) представила письменный отзыв, в котором в удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать. Право на доплату возникло на основании постановления Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-П «О ежемесячной доплате к страховой пенсии», которое постановлением Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 480-П было отменено, что явилось основанием для прекращения с 15.04.2016 права на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска. Вновь право на доплату установлено решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 496 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска», вступившим в силу с 20.12.2016 и распространившим свое действие лишь на будущие правоотношения. В период с 15.04.2016 до 20.12.2016 отсутствовал правовой акт, предусматривающий право на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска. Кроме того, в бюджете г. Омска на 2018 год не предусмотрены денежные средства на осуществление названной категории лиц доплаты за период с 15.04.2016 по 20.12.2016 (л.д. 8-9).
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также названным Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
По правилу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего при этом осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период до 01.01.2015, предусматривалось, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Постановлением Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» утверждено Положение о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии, ее установления, выплаты и перерасчета (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии имеют лица, получающие страховую пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством, замещавшие должности муниципальной службы г. Омска, в том случае, если они:
- имеют стаж муниципальной службы не менее 15 лет;
- были освобождены от замещаемой должности по одному из следующих оснований:
ликвидация органа местного самоуправления г. Омска (его структурного подразделения), муниципального органа;
сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления г. Омска (его структурного подразделения), муниципального органа;
истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим;
истечение срока полномочий, установленного для отдельных должностей муниципальной службы г. Омска;
достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы;
инициатива работника (собственное желание), соглашение сторон, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу, прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - при условии замещения должности муниципальной службы г. Омска не менее 3 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы;
- были освобождены от замещаемой должности не ранее 12.01.1998.
В судебном заседании установлено, что истец замещала должность муниципальной службы – начальник отдела подготовки инженерного обеспечения управления инженерно-транспортной инфраструктуры департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, является получателем пенсии по старости. Указанные факты в судебном заседании сторонами не оспаривались.
В период с ДД.ММ.ГГГГ ей производилась доплата к пенсии на основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № и постановления Мэра г. Омска от № № (л.д. 13).
В дальнейшем истцу на основании постановления Администрации города Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» произведен перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Указанный факт в судебном заседании не оспаривался.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1048/2016 по административному иску прокурора г. Омска постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п признано полностью недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.48-52).
Во исполнение судебного решения Администрацией г. Омска принято вступившее в силу с 15.04.2016 постановление от 13.04.2016 № 480-п «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» признано утратившим силу (л.д. 36).
Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии истцу прекращена (л.д. 14-15).
Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 496 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска» (далее – Решение), вступившим в силу с 20.12.2016 (за исключением положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2), предусмотрено, что муниципальные служащие г. Омска при наличии стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с муниципальной службы г. Омска не ранее 12.01.1998 по одному из следующих оснований:
а) ликвидация органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа;
б) сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа;
в) истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим;
г) достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы;
д) инициатива работника (собственное желание), соглашение сторон, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу, прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункт 1 Решения).
При этом частью 4 статьи 8 Решения предусмотрено, что для лиц, ранее замещавших должности муниципальной службы г. Омска, получавших ежемесячную доплату к страховой (трудовой) пенсии, установленную в соответствии со статьей 37 Устава г. Омска, постановлением Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии», выплата которой прекращена распоряжением Администрации г. Омска от 25.04.2016 № 120-к «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы города Омска», и обратившихся за назначением пенсии, пенсия за выслугу лет назначается в размере, установленном названным Решением, на основании имеющихся в Администрации г. Омска документов. При этом в соответствии с частью 5 статьи 2 Решения размер пенсии за выслугу лет не должен быть ниже размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и не может быть выше восьмикратного размера должностного оклада по младшей должности муниципальной службы г. Омска «специалист», действующего на день начисления пенсии за выслугу лет.
Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу на основании ее заявления с 21.12.2016 назначена пенсия за выслугу лет в размере а (л.д.16, 17-18).
Таким образом, в период с 15.04.2016 по 20.12.2016 ежемесячная доплата к страховой пенсии истцу не производилась.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28.06.2017 решение Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1048/2016 отменено, прокурору г. Омска отказано в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» (л.д. 53-57).
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии, истец считает, что в связи с отменой решения Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 о признании недействующим оспариваемого прокурором г. Омска постановления муниципальным служащим г. Омска восстановлено право на доплату к страховой пенсии с момента ее отмены, то есть с 15.04.2016.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований представители ответчиков Администрации г. Омска и управления делами Администрации г. Омска, полагали, что возникшее на основании постановления Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п право на ежемесячную доплату к страховой пенсии прекращено с 15.04.2016 на основании постановления Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 480-п, которым постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п признано утратившим силу. Вновь право на доплату установлено решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 496 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска», вступившим в силу с 20.12.2016 и распространившим свое действие лишь на будущие правоотношения. С учетом изложенного, в период с 15.04.2016 до 20.12.2016 отсутствовал правовой акт, предусматривающий право на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска.
Указанные доводы стороны ответчиков не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению судом, поскольку постановление Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 480-п «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» признано утратившим силу, принято в порядке исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1048/2016, которое впоследствии было отменено, как указывалось ранее.
Суд не соглашается и с доводом ответчиков о том, что постановление Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 480-п, которым признано утратившим силу постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п, до настоящего времени действует и никем не оспорено в силу следующего.
По правилам части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 209 ГПК РФ в случае, если по апелляционной жалобе определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Соответственно, Администрации г. Омска после постановленного апелляционного определения, которым признана законность оспариваемого постановления № 448-п от 13.05.2011, должна была привести свои нормативно-правовые акты, принятые во исполнение решения Центрального суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1048/2016, в соответствие, но этого сделано не было. Не смотря на это, поскольку судебной коллегией по административным делам Омского областного суда от 28.06.2017 признана законность оспариваемого нормативного правового акта, оснований не применять его к спорным правоотношениям не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у рассматриваемой категории лиц, к числу которой отнесен и истец, права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии в период с 15.04.2016 до дня назначения таким лицам пенсии за выслугу лет на основании их заявлений в соответствии с Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 496 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска».
Мотивируя решение, суд принимает во внимание, что Администрация г. Омска является надлежащим ответчиком.
В силу положений статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Администрация г. Омска, осуществляя правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы г. Омска, и действуя при этом в пределах своей компетенции, приняла постановление Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии».
Пунктами 5 и 24 указанного постановления определено, что доплата назначается и прекращается распоряжениями Администрации г. Омска.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Устава г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска организует реализацию Решений Омского городского Совета, постановлений и распоряжений мэра г. Омска, правовых актов Администрации г. Омска.
В рамках организации реализации постановления Администрации г. Омска от 13.05.2011 № 448-п «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» управлению делами Администрации г. Омска, которое является структурным подразделением Администрации г. Омска, поручено при составлении бюджетной заявки на очередной финансовый год предусматривать средства на выплату и перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии, кроме того, установлено, что доплата выплачивается через управление делами Администрации г. Омска.
Принимая во внимание, что назначение и прекращение доплаты к страховой пенсии осуществляется Администрацией г. Омска, управление делами Администрации г. Омска производит выплаты на основании распоряжения Администрации г. Омска и по ее поручению. В этой связи суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленному иску о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии является Администрация г. Омска.
Согласно справке, представленной управлением делами Администрации г. Омска, невыплаченная истцу сумма ежемесячной доплаты к страховой пенсии за период с 15.04.2016 по 19.12.2016, как заявлено в иске, составляет а копейки (л.д. 10).
Альтернативных расчетов не представлено.
Имеющийся в материалах дела расчет проверен судом, оснований для перерасчета не имеется, поскольку в справке приведен механизм расчета, который является верным и соответствует заявленному периоду задолженности и размеру ежемесячной доплаты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме требований истца к ответчику Администрации г. Омска и отказа в удовлетворении иска к ответчику управлению делами Администрации г. Омска.
Доводы Администрации г. Омска об отсутствии в бюджете г. Омска на 2018 год денежных средств на осуществлении рассматриваемой категории лиц доплаты к страховой пенсии за предшествующий период не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ. Реализация права муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации с отнесением при этом пенсионного обеспечения за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета не связана с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты муниципальным служащим указанной доплаты к пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования [СКРЫТО] Е.А. к Администрации г. Омска о взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии удовлетворить полностью.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу [СКРЫТО] Е.А. невыплаченную доплату к пенсии за период с 15.04.2016 по 19.12.2016 в размере а
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.А. к управлению делами Администрации г. Омска о взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Вагнер