Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 01.08.2018 |
Дата решения | 18.09.2018 |
Категория дела | Социальные споры -> О признании недействительным отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана труда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения |
Судья | Голубовская Наталья Сергеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2fccbbde-106c-3206-a8bb-fb30edc65747 |
Дело № 2-3136/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С. при секретаре судебного заседания Бутаковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению [СКРЫТО] НИ к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
установил:
[СКРЫТО] НИ обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении его в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Полагает, что решение об отказе во включение список лиц, имеющих право на присвоения звания «Ветеран труда» было принято незаконно, так как знак «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени, которым был награжден истец в период своей трудовой и общественно полезной деятельности, является знаком общесоюзного значения, учрежденным ЦК ВЛКСМ, изготавливался на Гознаке и относится к ведомственным и его наличие у истца в совокупности с условием о трудовом стаже работника является основанием для присвоения ему звания. Просит обязать ответчика учесть знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени и присвоить [СКРЫТО] НИ звание «Ветеран труда».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства труда и социального развития <адрес> по городу Омску.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] НИ заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску Савченко В.В., действующий на основании доверенности (л.д. 61), возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 62-65).
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Пузырёва А.А, действующая на основании доверенности (л.д. 60), возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 62-65).
Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность исковых требований, заслушав процессуальные позиции участников процесса, суд находит исковые требования [СКРЫТО] НИ не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] НИ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работал в Новоникольском племсовхозе в отделении № рабочим, был уволен в связи с призывом в Советскую Армию (служба до ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работал в Новоникольском племсовхозе шофером автогаража 2 класса (л.д. 5).
[СКРЫТО] НИ ДД.ММ.ГГГГ был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени (л.д. 8) На титульной стороне удостоверения к награде в качестве органа, выдавшего данный знак, значится Всесоюзный Ленинский коммунистический Союз молодежи.
Из представленных исковой стороной удостоверений следует, что [СКРЫТО] НИ неоднократно было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» (л.д. 9).
Так же [СКРЫТО] НИ был награжден Грамотой Балкашинского РК ЛКСМ Казахстана за высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни; Почетными грамотами директора Новоникольского племсовхоза; Почетными грамотами РК ЛКСМ Казахстана, Грамотой комитета комсомола племсовхоза "Новоникольский" (л.д. 10-18).
Из ответа представленного УПФ РФ в Кировском АО г.Омска следует, что [СКРЫТО] НИ назначена страховая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] НИ обратился в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив среди прочих документов, копии вышеперечисленных грамот (л.д. 24-35).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] НИ было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленные документы не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 22-23).
Исковые требования обоснованы истцом неправомерным отказом в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с награждением знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени, иных наградных документов в качестве основания для присвоения указанного звания исковой стороной в просительной части иска не поименовано.
Разрешая спор, суд учитывает, что нормативный порядок присвоения звания «Ветеран труда» определен как федеральными, так и региональными правовыми актами.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определены и в статье 1 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 781-03 "О присвоении звания "Ветеран труда" на территории Омской области" звание "Ветеран труда" (далее - Закон № 781-03).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" на территории Омской области утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 100-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Омской области" (далее - Положение).
Награждение лиц государственными наградами СССР и Российской Федерации, присвоение почетных званий СССР и Российской Федерации производится (производилось) за особые заслуги перед государством, обществом, а также за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд.
Поскольку категория ветеранов труда устанавливается с учетом продолжительного добросовестного труда (статья 1 Закона № 5-ФЗ) часть периода трудовой деятельности граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", совпадает с периодом существования СССР, РСФСР.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации возлагает на ведомства осуществление строго определенных функций в различных областях государственной деятельности (статья 12).
Таким образом, под ведомством подразумевается государственный орган, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социально-культурного развития. Ведомство организационно действует (действовало) в виде федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств в Российской Федерации, комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов в СССР и РСФСР.
К ведомственным знакам отличия в труде можно относить знаки отличия в труде (нагрудные и почетные знаки, значки, медали, почетные грамоты), учрежденные государственными органами, в период существования СССР входившими в структуру органов государственного управления СССР, РСФСР, предусмотренную конституциями СССР, в настоящее время входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также последующими Указами Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 и от 15 мая 2018 года № 215, утверждающими структуру органов исполнительной власти.
Подтверждением тому служат, прежде всего, закрепленные на законодательном уровне полномочия федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, по учреждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и о награждении указанными знаками отличия особо отличившихся работников соответствующих ведомств (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2016 года № 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия").
Исходя из правового смысла указанных нормативных актов награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами исполнительной власти либо органами государственной власти и управления СССР за заслуги в труде (службе) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Таким образом, общественные организации, такие как ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Роспотребсоюз, Центросоюз, ДОСААФ, Всероссийское общество "Знание" и другие, не являлись органами государственной власти.
Положением о знаке ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки", утвержденным постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 24 марта 1981 года № Б-43/16, предусматривалось, что указанным знаком награждаются комсомольцы, юноши и девушки - активные участники Всесоюзного социалистического соревнования за выполнение решений Коммунистической партии Советского Союза, плановых заданий пятилетки, добившихся высоких трудовых достижений, успешно сочетающие ударный труд, общеобразовательную и политическую учебу и активную общественную деятельность.
Между тем, согласно Уставу Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, принятому XIV съездом ВЛКСМ (далее соответственно - Устав, ВЛКСМ) ВЛКСМ - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи.
Пунктом 24 Устава ВЛКСМ установлено, что комсомольские комитеты в целях повышения трудовой и политической активности, развития инициативы и самодеятельности юношей и девушек широко используют моральные стимулы и поощрения: занесение в Книгу Почета, награждение Почетным знаком ВЛКСМ, другими наградами комсомола.
Статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей до 1 сентября 2014 года) было предусмотрено, что общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации являются некоммерческими организациями.
Положениями ч.1 ст.123.4 ГК РФ предусмотрено, что общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Указанная общественная организация - ВЛКСМ, не являлась на момент награждения истца органом государственного управления, не была наделена функциями по управлению каким-либо видом хозяйственной или социальной деятельности, следовательно, учрежденные ей награды не являются ведомственными знаками отличия в труде по смыслу Закона № 5-ФЗ, а потому факт награждения указанными наградами не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Кроме того, представленные истцом почетные грамоты РК ЛКСМ, грамота комитета комсомола племсовхоза "Новониколький", а также грамота Балкашинского РК ЛКСМ Казахстана также не могут считаться ведомственными знаками отличия в труде, дающими основание на присвоения звания "Ветеран труда", так как названные Почетные грамоты, решение о награждении которой принято общественной организацией ВЛКСМ, не отвечает требованиям, предъявляемым Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" к ведомственным знакам отличия в труде.
Почетные грамоты племсовхоза "Новоникольский" не могут считаться ведомственными знаками отличия в труде, так как награждение истца состоялось от имени организации-работодателя, а не органа государственного управления (ведомства). При этом сведений о делегировании полномочий по награждению администрациям предприятий (совхозов) от органов управления, не имеется.
Присвоение звания "Ударник коммунистического труда" (далее -Звание) не является основанием для получения звания "Ветеран труда", так какЗвание не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренныйстатьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР,утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979года № 360-Х; не включено в систему государственных наград, установленнуюпунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года№ 442, не включено в число почетных званий Российской Федерации,предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995года № 1342 "Об установлении почетных званий Российской Федерации,утверждении положений о почетных званиях и описание нагрудного знака кпочетным званиям Российской Федерации".
Согласно положению пункта 9 постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 года "Об улучшении организации социалистического соревнования (протокол № 25, п.1) и пункта 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС Центрального Комитета ВЛКСМ от 30 декабря 1976 года № 1081 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий девятой пятилетки" Звание присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
В качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда"[СКРЫТО] НИ были представлены Почетная грамота ЦК КПСС, Совмина СССР,ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а также Почетная грамота за наилучшие показатели врайонном социалистическом соревновании за достойную встречу XXVII съездаКПСС, которые также не могут быть приняты во внимание в силу следующихпричин.
Условия и порядок награждения трудовых коллективов и передовиков производства юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во всесоюзном соревновании к 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции определены совместным постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 9 июня 1987 года № 646.
Порядок награждения определен пунктом 2 данного Постановления, в соответствии с которым производить награждение коллективов бригад, участков, цехов, лабораторий, звеньев, ферм, отделений и других структурных подразделений объединений, предприятий, колхозов, организаций и учреждений, а также передовиков производства юбилейной Почетной грамотой от имени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ поручалось горкомам и райкомам партии совместно с соответствующими советскими, профсоюзными и комсомольскими органами по представлению администрации, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций предприятий, организаций, учреждений с учетом мнения трудового коллектива.
Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей в период награждения истца, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Между тем, представленные истцом Почетные грамоты не содержат соответствующих подписей должностных лиц органа государственного управления, не заверены печатями соответствующих органов государственного управления, сведений о дате и номере решения о награждении (архивной справки о награждении), а также соответствующих записей в трудовой книжке не имеется.
Учитывая то, что награждения от имени общественных организаций, массовых движений не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для установления статуса ветерана труда, регламентом установлено, что данные граждане помимо соответствующего заявления и документов должны представить выписку из трудовой книжки, подтверждающую факт работы этих граждан в системе общественных организаций (объединений), произведших награждение знаком отличия.
Таким образом, достоверных данных, свидетельствующих о том, что документы о награждении [СКРЫТО] НИ, выданы на основании решения органа государственной власти либо иного уполномоченного органа в порядке, установленном соответствующим постановлением, не имеется, как и не имеется в трудовой книжке заверенной записи со ссылкой на решение соответствующего органа. Доказательств того, что награждение осуществлено по поручению министерства либо ведомства, истцом не представлено.
Оценив спорные правоотношения, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств в совокупности с приведенными выше нормативными положениями, суд приходит к убеждению о том, что при обращении [СКРЫТО] НИ в компетентный орган правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» не имелось, поскольку почетные грамоты и иные награды, которыми награжден [СКРЫТО] НИ, в том числе знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени не являлись теми ведомственными знаками отличия, с которыми действующее законодательство связывает присвоение указанного звания.
В этой связи, уведомление Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску об отказе в присвоении [СКРЫТО] НИ звания «Ветеран труда» является законным и обоснованным.
Учитывая, что по результатам проведенной оценки доказательств соответствие [СКРЫТО] НИ требованиям законодательства, регламентирующим порядок присвоения звания «Ветеран труда» не установлено, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Спор разрешен в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования [СКРЫТО] НИ к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности, присвоении звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.С. Голубовская
Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2018 года.