Дело № 2-3130/2018 ~ М-3214/2018, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Центральный районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 01.08.2018
Дата решения 29.08.2018
Категория дела Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Судья Феоктистова Ольга Анатольевна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 4e2e7ae4-a318-30d9-b765-e71dace530d3
Стороны по делу
Истец
********* *.*.
Ответчик
************ ************* ********* ****** *******
************ *********** ****** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

№ 2-3130/2018

Решение

именем Российской Федерации

29 августа 2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А. при секретаре Бутаковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стоярчик А.А. к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омкой области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда,

установил:

[СКРЫТО] А.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омкой области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда. В обоснование требований указала, что является ребенком-сиротой с 26.01.2007 года. Ее родители <данные изъяты> были лишены родительских прав <данные изъяты>. Приказом Департамента образования Администрации города Омска от 20.03.2007 года в отношении [СКРЫТО] А.А. установлена опека, опекуном назначена бабушка С.Л.П., с которой истец проживает по настоящее время. В связи с совершеннолетием попечительство было снято. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещения состоит в Департаменте жилищной политики Администрации города Омска по категории «дети-сироты» с 16.12.2011 года. Согласно карточке очередника номер [СКРЫТО] А.А. в общем списке очередников по состоянию на 2012 год – 1942. До настоящего времени жилое помещение органами местного самоуправления не предоставлено. В числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области она не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовала. Просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец [СКРЫТО] А.А. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как права истца не нарушены, право по предоставлению жилого помещения по договору найма не оспаривается. Считает, что в порядке очередности истцу будет предоставлено жилое помещение (л.д. 47-48).

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежаще. Направил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований в части возложения Министерство образования Омской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение отказать, поскольку Министерство образования Омской области не является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерство строительства и ЖКК Омской области – участия не принимал, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно копии записи акта о рождении от 28.01.1999 года [СКРЫТО] А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются ППП – отец, ТТТ – мать (л.д. 54).

Решением <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей – <данные изъяты> (л.д. 30-32).

На основании приказа департамента образования Администрации <данные изъяты> опекуном несовершеннолетних <данные изъяты> назначена С.Л.П.. За несовершеннолетними закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 33-34).

Закрепление права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> за несовершеннолетней [СКРЫТО] А.А. отменено приказом департамента образования Администрации города Омска <данные изъяты> (л.д. 35).

Таким образом, истец [СКРЫТО] А.А. осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Постановлением администрации города Омска от 16.12.2011 года № 1766-п «О принятии на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» [СКРЫТО] А.А. была принята на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма (л.д. 50).

Распоряжением Министерства образования Омской области № 1362 от 22.05.2013 года [СКРЫТО] А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 41-42).

Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также что жилое помещение по договору социального или специализированного найма до настоящего времени не предоставлено.

Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно справке Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» истец в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовала (л.д. 11, 43).

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация в отношении [СКРЫТО] А.А. (л.д. 52а).

Закрепленного жилого помещения истец не имеет, с 09.07.2005 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 52 оборот).

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения абзаца 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, предусматривающие предоставление жилых помещений по заявлению лиц, указанных в абзаце первом упомянутого п. 1 ст. 8 и достигших возраста 18 лет, после окончания пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения ими профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, не означают, что жилые помещения не могут быть предоставлены достигшим 18 лет лицам, указанным в абзаце 1 и 2 ст. 8 и продолжающим обучение, поскольку, как указывал Верховный Суд РФ в Определении № 88-АПГ13-8 от 29.01.2014 г., толкуя положения абзаца 2 и 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, специализированные жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных законом без заявления лица, претендующего на предоставление жилого помещения, кроме случаев, когда само лицо просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в законе случаях.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом истец имеет право на предоставление жилья.

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Истцу до настоящего времени не предоставлено жилое помещение.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2 в действующей редакции).

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «№О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является Министерство образования Омской области. Министерство образования ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности.

Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 20.05.2013 года № 108-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Однако Постановлением Правительства Омской области 14.05.2014 года № 98-п, внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше порядком.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Стоярчик А.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Стоярчик А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Стоярчик А.А. к Министерству образования Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Феоктистова О.А.

решение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2018 года

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Центральный районный суд г. Омска (Омская область) на 01.08.2018:
Дело № 2-3158/2018 ~ М-3195/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 26.09.2018
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3133/2018 ~ М-3199/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 04.10.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3132/2018 ~ М-3198/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 04.10.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3156/2018 ~ М-3215/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 17.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3170/2018 ~ М-3203/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 27.08.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марченко Елена Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3131/2018 ~ М-3196/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 13.09.2018
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3148/2018 ~ М-3205/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 07.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вагнер Евгения Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3135/2018 ~ М-3210/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 05.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3146/2018 ~ М-3204/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 12.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вагнер Евгения Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3157/2018 ~ М-3194/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 28.09.2018
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/1-35/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 01.08.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белов И.Т.
  • Судебное решение: НЕТ