Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 16.06.2022 |
Дата решения | 15.09.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Покричук Ольга Геннадьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 4d326fe2-6fc3-30b5-b93b-0597cde79953 |
Дело № 2-2879/2022
55RS0007-01-2022-003956-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое рейдовое мероприятие по обследованию земельных участков на территории по маршруту: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, земельный участок с кадастровым номером №, в ходе которого установлены места несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора в пределах земельного участка с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик», объемом около 1350 м3, площадью около 1500 кв. м (GPS координаты №
Факты загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами и мусором подтверждаются актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 21.01.2021.
Ссылаясь на положения норм Конституции Российской Федерации, Земельного Кодекса Российской Федерации, ГПК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, согласно которого в случаях, когда собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, истец приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на собственнике земельного участка.
С учетом изложенного, уточнив заявленные требования, истец просит суд обязать ТУ ФА Госимущества в Омской области, ОАО «Российские железные дороги» провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение в пределах земельного участка с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее ит. СНТ «Энергетик» - 5/4 в Центральном административном округе г. Омска (данные согласно публичной кадастровой карте), общей площадью 13072 кв.м., в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Магнит», департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», СНТ «Энергетик», АО «Омскоблгаз», ООО «Респект-Транс» произведена замена процессуального статуса заинтересованного лица ОАО «РЖД» на административного ответчика.
Определением суда вид судопроизводства, в котором подлежат рассмотрению заявленные требования, определен, как гражданский вид судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области и ООО «Мерк», Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор».
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности (т. 2 л.д. 184-185), заявленные требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске. Настаивал на наличии установленного факта загрязнения земельного участка и длительном не принятии мер, направленных на устранение загрязнения земельного участка. Просил установить срок исполнения заявленных требований, в случае их удовлетворения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Территориального Управления Росимущества по Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, настаивая на том, что обнаруженные отходы не являются отходами от хозяйственной или какой-либо иной деятельности ТУ Росимущества в Омской области, полагал, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются органы местного самоуправления, поскольку ими не было осуществлено обязанности по организации места складирования отходов. В подтверждение заявленных доводов в материалы дела представил результаты совместной выездной проверки земельного участка с кадастровым номером № от 18.08.2022, что проводилась ТУ Росимущества в Омской области с привлечением специалистов отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что ОАО «Российские железные дороги» является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила привлечь к участию в деле в качестве ответчика органы местного самоуправления и регионального оператора. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление с приложением схем расположения на территории участков полосы отвода железных дорог (т. 1 л.д. 185-188, т. 2 л.д. 20-25).
В судебном заседании представитель третьего лица Бюджетного учреждения г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» ФИО7, действующая на основании доверенности не возражала относительно заявленных требований. Доводы представителей ответчиков о возложении обязанности по устранению загрязнения на орган местного самоуправления полагала несостоятельными и противоречащими действующему законодательству. Настаивала на том, что ответственными лицами за содержание указанного земельного участка являются ТУ Росимущества в Омской области, как собственник данного земельного участка и ОАО «Российские железные дороги», как арендатор. Не отрицала факт того, что муниципальным органом осуществлялись мероприятия по устранению загрязнений, в том числе с данной территории. Однако указала, что это было связано с неверным определением координат местоположения размещения отходов, поскольку принадлежащий ТУ Росимущества в Омской области земельный участок граничит с землями, право собственности на которые не разграничено.
Представителем третьего лица ООО «Магнит» в материалы дела представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия и письменный отзыв относительно заявляемых требований, согласно которого исковые заявления полагали законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению (т. 1 л.д. 154-156, т. 2 л.д. 144-145).
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, СНТ «Энергетик», ООО «Мерк», ООО «Омскоблгаз», ООО «Респект-Транс» участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания извещены (т. 2. л.д. 237, 240-244, 251). В материалы дела со стороны Роспотребнадзора, ООО «Респект-Транс», ООО «Мерк» так же представлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей (т. 2 л.д. 169, 238-239, 252).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, письменные отзывы и возражения на исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 21.01.2021, а так же 14.07.2022 в ходе проведения обследования земельных участков по маршруту: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, земельный участок с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик» - 5/4 выявлено место несанкционированного размещения отходов около 1 350 куб.м., общей площадью 1 500 кв.м. Отходы не размещены на специально оборудованных площадках, располагаются на открытом грунте, тем самым допускается загрязнение почвы вредными веществами, что подтверждается актами осмотра и фотоматериалами (т. 1 л.д. 14-18, т. 2 л.д. 27-35). Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
20.01.2021 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области направило в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области уведомление о выявлении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, являющемся собственностью Российской Федерации (т. 1 л.д. 93).
26.01.2021 ТУ Росимущества в Омской области в адрес административного истца сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № является обособленным (условным) участком, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), находящегося в собственности Российской Федерации и предоставлено в аренду ОАО «РЖД» по договору №-ТУ от ДД.ММ.ГГГГ; указано на то, что пользование данным земельным участком осуществляется с учетом требований «Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации» от 12.10.2006 № 611 (т. 1 л.д. 94-95).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Омской области направило в адрес ОАО «РЖД» уведомление о выявлении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на расстоянии 130 метров восточнее СНТ «Энергетик», имеющего адрес: г. Омск, Центральный административный округ (около железнодорожных путей). В представленном в материалы дела письме Министерство природных ресурсов и экологии Омской области указывает на тот факт, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ арендуется ОАО «Российские железные дороги» по договору аренды № (т. 1 л.д. 96).
В свою очередь ОАО «Российские железные дороги» ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос ТУ Росимущества по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-№ по факту выявленного несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном на расстоянии в 130 метрах от СНТ «Энергетик» сообщено о том, что 25.02.2021 состоится совместный выездной осмотр указанной территории, где будет установлен факт несанкционированного размещения неустановленными лицами отходов на земельном участке, расположенном в границе полосы отвода железной дороги и на прилегающей к ней территории в районе 14 км. окружной ветви Комбинатская - Московка. Отмечено также, что загрязнение полосы отвода устранялись силами дистанции пути, однако повторное захламление полосы отвода вновь повторяется. При этом в непосредственной близости к данному участку расположены садоводческие товарищества и промышленные предприятия, которые могут являться, по мнению представителя ОАО «РЖД», потенциальными загрязнителями территории. Вывоз ТКО с территории осуществляется ООО «Магнит». Работы по очистке спорного участка будут произведены до 01.10.2021. В целях улучшения экологической обстановки на участке просят оказать содействие в привлечении органов местного самоуправления к работе по ликвидации свалки мусора на территории, не относящейся к полосе отвода железной дороги (т. 1 л.д. 97-98).
В материалах дела содержится телефонограмма Филиала ОАО «РЖД», направленная в адрес НЦОП-1, ПЧ-3, Администрации города Омска, Минприроды Омской области, НГЗТер-1, ПРИ -1 (т. 1 л.д. 99).
Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес ООО «Респект-Транс» так же направлено письмо относительно обнаруженного на земельном участке с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 100). О результатах рассмотрения данного письма в материалы дела сведения не представлены.
При этом АО «Омскоблгаз» представлены сведения о том, что АО «Омскоблгаз» не имеет обременений в отношении указанного земельного участка.
Сведений о ликвидации указанного места несанкционированного складирования отходов в материалы дела не представлено.
Согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 № 8 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды», в связи, с чем административный истец обращается в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие в части принятия мер к ликвидации несанкционированного складирования отходов на указанном земельном участке нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, административный истец с учетом уточнений обратился в суд.
Разрешая заявленные требования с учетом имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется.
Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
В целях охраны земель положения ст. 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения земель.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены в положениях Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Пунктами 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны понятия, такие как: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Применительно к изложенным положениям, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра объектов недвижимости от 12.01.2021 земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), местоположение Омская область, г. Омск, установлено в восточной части кадастрового района 55:36; площадь 1176 170 кв.м. категории земель «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «Полоса отвода железной дороги для размещения и эксплуатации железнодорожного транспорта» включает в себя, в том числе земельный участок с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 21-92). Принадлежит правообладателю России и имеет ограничение прав и обременение объекта недвижимости - «Аренда» (№ с датой государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ). Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости, с 01.07.2005. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ИНН № ОГРН №
Одновременно с исковым заявлением истцом в материалы дела представлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого установлено, что в ходе обследования территории, в том числе по маршруту: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, земельный участок с кадастровым номером №, место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов расположены на территории: в пределах земельного участка с кадастровым номером №, в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик» - 5/4 в Центральном административном округе города Омска (данные согласно публичной кадастровой карты), установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов в виде пластиковой тары – ящики, полиэтиленовой пленки, боя стеклянной и керамической посуды, битых стеклянных бутылок, резинотехнических изделий, общей площадью около 1 500 кв.м., объемом размещенных отходов около 1 350 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве. К акту прилагаются фото-таблицы, схемы размещения отходов, указаны координаты места. Также указано, что среди отходов имеются обломки деревянных поддонов, обрезок веток деревьев. (т. 1 л.д. 14-20).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в целях уточнения места расположения несанкционированного размещения отходов был составлен акт выездного обследования, которым установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, аналогичного морфологического состава, общей площадью 1 500 кв.м., объемом размещения отходов 1 350 м.куб., отходы размещены непосредственно на почве. К акту представлен фото-материал (т. 1 л.д. 163-169).
14.07.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области составлен акт выездного обследования № в соответствии с поступившей служебной запиской № №-№ от 06.07.2022 о проведении дополнительного обследования территории, расположенной по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, земельный участок с кадастровым номером №. В ходе проведенного выездного обследования установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на части земельного участка с кадастровым номером №, а так же на части несформированного земельного участка в границах кадастрового квартала № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик» - 5/4 в Центральном административном округе города Омска, в виде: отходов пластикой тары, полиэтиленовой пленки, боя стеклянной и керамической посуды, битых стеклянных бутылок, резиновых шин, строительных отходов и другого. Кроме того, установлен факт несанкционированного размещения ртутных ламп на территории с географическими координатами: № №. Общая площадь размещения отходов составила около 1 500 кв.м. На месте размещения отходов, организованная площадка, защищающая компоненты окружающей среды отсутствует. Главным специалистом отдела регионального государственного экологического контроля (надзора) департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области ФИО8 даны пояснения к акту выездного обследования № от 14.07.2022 в соответствии с которыми указано, что в границах земельного участка с кадастровым номером № общая площадь размещения отходов составила 1 225 кв.м., в границах неразграниченного земельного участка с кадастровым номером № общая площадь размещения отходов составила около 275 кв.м. (т. 2 л.д. 27-35).
Вместе с тем, административным ответчиком Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в материалы дела приобщена справка о результатах проверки требований, установленных земельным законодательством от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущества в Омской области с привлечением специалистов отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ДД.ММ.ГГГГ проведена совместная выездная проверка (обследование) земельного участка с кадастровым номером № для установления (определения) площади самовольного занятия участка. В ходе проведенной проверки установлено: земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:45, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, учтен в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с уточненной площадью 330 365 кв.м. При обследовании указанного земельного участка установлено, что преимущественно в его границах локальными участками расположены производственные и бытовые отходы. В ходе проведения спутниковых геодезических измерений с применением измерительного оборудования – аппаратуры геодезической спутниковой, определено фактическое расположение локальных участков отходов и их площадь на территории земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:45. Места расположения отходов на указанном земельном участке определены в следующих координатах: №
№
№
№
№ Общая площадь отходов составила 13 072 кв.м. Так же, размещение отходов выявлено на землях государственной собственности, права на которые не разграничены, общей площадью 2 200 кв.м., схематический чертеж земельных участков и результаты проведения фотосъемки представлены приложением к справке (т. 2 л.д. 195, 196-203).
Таким образом, факт наличия загрязнений земельного участка № в ходе судебного разбирательства установлен.
Материалы дела содержат копию Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на праве аренды земельного участка», которым ОАО «РЖД» на праве аренды предоставлен земельный участок, расположенный в восточной части кадастрового квартала № г. Омска, с кадастровым номером №, общей площадью 1176170,00 кв.м. (т. 1 л.д. 119).
Кроме того, представлена копия договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №-ТУ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) заключен данный договор о том, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 55:36:000000:39, расположенный в восточной части кадастрового района 55:36 <адрес>, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги для использования под фактически расположенными объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве собственности арендатору, в границах указанных на плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 1176 170 кв. м. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 120-128).
Пунктами 4.1.2 и 4.1.4. предусмотрено, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при использовании способами, приводящими к его порче, при просрочке внесения арендной платы более чем за 6 месяцев, в случае отказа от изменений размера арендной платы в соответствии с п. 3.2 Договора; на возмещение убытков, причиненных ухудшением качества Участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 121).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Суд также полагает необходимым указать, что помимо этого, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом участке предписана законом и иными правовыми актами.
Применительно к изложенному исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения путем устранения загрязнений в пределах указанного земельного участка подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что ОАО «Российские железные дороги» является ненадлежащим ответчиком основаны на неверном толковании норм права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, договор аренды земельного участка, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) содержит в себе пункт 4.4.7 предусматривающий со стороны арендатора обеспечение благоустройства, содержание в надлежащем санитарном состоянии и озеленение прилегающей территории, в соответствии с объемами, графиками работ, в границах и на условиях, согласованных с администрацией округа (иным уполномоченным органом).
Пункт 4.4.10 указанного договора содержит требование не нарушать прав соседних землепользователей, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству Участка.
При установлении лица, осуществляющего землепользование участка и на которого возлагается обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд учитывает правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 № 26-П помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник, землепользователь, землевладелец. Судом установлено, что землепользователем земельного участка на основании договора аренды от 27.10.2005, заключенного между ТУ Росимущества в Омской области и ОАО «Российские железные дороги» является ОАО «Российские железные дороги», которому земельный участок был выделен для использования под фактически расположенными объектами недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности арендатору.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:45 находится в пользовании на праве аренды у ОАО «Российские железные дороги».
Исходя из системного толкования положений закона, поскольку зафиксированное несанкционированное размещение отходов расположено на территории, арендуемой ОАО «Российские железные дороги», то указанное несанкционированное размещение подлежит ликвидации в рамках санитарных мероприятий по очистке территории и не допущению действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях ОАО «Российские железные дороги».
Однако доказательств того, что арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, материалы дела не содержат.
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендуемого земельного участка.
Кроме того, по сведениям ООО «Магнит», изложенным в представленном отзыве, ООО «Магнит», являющийся региональным оператором, не выявлял спорное место (т. 1 л.д. 154-155). О факте размещения данного места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, узнал после привлечения к участию в деле. Кроме того, одним из совокупности условий, возложения обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на регионального оператора, кроме установления данного места региональным оператором, является то, что место несанкционированного размещения отходов должно располагаться на земельном участке, не предназначенном для этих целей и объем отходов должен превышать 1 куб. метр., а также вид размещенных отходов с указанием кодов отходов ФККО и их классов опасности, морфологический и компонентный состав. Данной совокупности условий в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оценивая требования истца, позиции ответчиков, суд принимает во внимание то, что разрешение вопроса по устранению мест несанкционированного складирования мусора требует временных и финансовых затрат со стороны последних.
Указанное подтверждается так же представленным в материалы дела ответом ООО «Мерк» от 14.09.2022, согласно которого представитель ООО «Мерк» поясняет, что предприятие обладает всеми необходимыми средствами, оборудованием, транспортом для проведения работ по сбору, транспортировке и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов; со ссылкой на положения Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» указывает на то обстоятельство, что на территории Омской области все полномочия по урегулированию обращения с ртутьсодержащими отходами делегированы ФГУП «ФЭО» г. Москва. При этом между ООО «Мерк» и ФГУП «ФЭО» заключен рамочный договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов I и/или II классов опасности № № от ДД.ММ.ГГГГ. Для заключения договора на организацию сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов в случае их обнаружения в местах несанкционированного размещения коммунальных и бытовых отходов Заказчику необходимо напрямую обратиться в ФГУП «ФЭО» г. Москва (т. 2 л.д. 245, 246-249).
Факт наличия несанкционированного складирования отходов на указанном земельном участке в обозначенном объеме на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом, ответчиками не оспаривался.
Как стороной истца, так и стороной ответчиков в ходе рассмотрения дела было указано, что размещение несанкционированного места складирования отходов на данной территории носит стихийный характер. При этом установить виновных лиц в загрязнении указанной территории не представилось возможным.
Оценивая требования истца о возложении обязанности по принятию мер к ликвидации загрязнения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд учитывает, что несанкционированный очаг представляет собой разновидность строительных, коммунальных и иных отходов, имеет значительный объем, поиск специализированной организации, готовой принять отходы, документальное оформление ликвидации несанкционированного складирования отходов потребует значительного количества времени. При этом, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
В силу п. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Между тем, доказательств о принятии мер к устранению выявленных нарушений федерального законодательства ответчиками не представлено, в ходе судебного заседания было установлено и не отрицалось представителями ответчиков что, меры к ликвидации несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № не приняты, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик»-5/4 в Центральном административном округе города Омска, общей площадью 13 072 кв.м.
Суд полагает заслуживающими внимание указание представителя ответчика в обоснование ходатайства о необходимости установления оптимального срока для исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Принимая во внимание доводы представителя ОАО «Российские железные дороги», учитывая необходимость соблюдения правил и порядка осуществления ликвидации места несанкционированного складирования отходов, учитывая принцип разумности, суд полагает возможным установление срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая, что наличие выявленного места несанкционированного складирования отходов и не принятие мер к его ликвидации приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановки, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворить в части возложения на ОАО «Российские железные дороги», ответственное за территорию, на которых эти отходы находятся исполнить обязанность по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик»-5/4 в Центральном административном округе города Омска в срок до 31.10.2023. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворить в части.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» провести мероприятия по защите земель от загрязнения путем устранения загрязнений в пределах земельного участка с кадастровым номером № в 210 метрах северо-восточнее от СНТ «Энергетик»-5/4 в Центральном административном округе г. Омска, общей площадью 13 072 кв.м. в срок до 31 октября 2023 года.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2022 года.