Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 30.05.2018 |
Дата решения | 29.06.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Щеглаков Г. Г. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 06b3ba12-172c-31e2-8d10-d3764b7331e1 |
Дело № 2-2376/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2018 года г. Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г., при секретаре Киштеевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Андрея Викторовича к Территориальному управлению Росимущества в Омской области о возложении обязанности, изменений условий договора,
установил:
[СКРЫТО] А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в сети интернет на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» ДД.ММ.ГГГГ участвовал в аукционе электронной формы по реализации имущества, обращенного в собственность государства со снижением начальной цены продажи имущества на 90% по извещению, размещенному на сайте № Лот № <данные изъяты>, г/н №, был признан победителем торгов.
При заключении договора №.0318.00287 купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства он обратил внимание, что п. 1.1 договора содержит следующую формулировку: «1.1 По настоящему договору продавец передает покупателю в собственность следующее имущество: <данные изъяты>), обращенное в собственность государства на основании решения Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а покупатель обязуется оплатить и принять имущество».
Указывает, что в вышеуказанном п. 1.1 договора отсутствовали индивидуальные идентификационные данные автомобиля (VIN, цвет), при этом, в регистрационном номере была допущена ошибка: в договоре указан регистрационный номер №, а в решении Куйбышевского районного суда <адрес> дело № от ДД.ММ.ГГГГ и, фактический регистрационный номер на автомобиле, соответственно №. На устную просьбу исправить допущенные ошибки ответчик отказал.
ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия с требованием устранить допущенные нарушения, а именно: внести изменения в договор № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ идентификационные данные транспортного средства, а именно <данные изъяты>; внести изменения в договоре №.0318.00287 купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ, в части г/н № исправить на №; исключить из п. 1.1 договора следующее содержание: «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)».
Ответчик внес следующие изменения в договор: в регистрационный номер автомобиля исправив с № на №, а также исключил формулировку «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза». В остальной части отказал, мотивируя тем, что действует в рамках закона, несмотря на то, что решение суда содержит следующую формулировку: «Передать движимое имущество – автомобиль <данные изъяты>, г/н № в Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области для учета и распоряжения».
Полагает, что сотрудники ТУ Росимущества идут по пути наименьшего сопротивления, не восстанавливают документы на автомобили, не снимают ограничения наложенные службой ФССП и продают эти автомобили как запчасти, тем самым резко снижая привлекательность автомобилей для потенциальных покупателей, а также уменьшая прибыль государства от продажи данных автомобилей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена вторая претензия с требованиями: предоставить отчет об оценке транспортного средства <данные изъяты> года выпуска, г/н №, <данные изъяты>; внести изменения в договор № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ, в части указать <данные изъяты>, указать цвет графитовый металлик, убрать из п. 1.1 договора формулировку «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)».
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на его претензии ответчик указывает: «Информация в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ содержит исключительно сведения о рыночной стоимости имущества, способах и методах ее определения, и используется ТУ Росимущества для внутреннего учета. Предоставить отчет не представляется возможным».
На момент изъятия автомобиль <данные изъяты> находился в эксплуатации 6 лет, имел пробег 110 км, состояние кузова - не битый и не крашенный, по данным ГИБДД в ДТП не участвовал, далее не эксплуатировался. При получении им указанного автомобиля с места хранения, после заправки и установки АКБ, территорию хранения покинул своим ходом.
Ответчик указал, что по отчету об оценке автомобиля <данные изъяты>, г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, его стоимость определена в 112 000 рублей, что соответствует средней рыночной стоимости автомобиля <данные изъяты> в хорошем техническом состоянии этого же года выпуска в Омской области.
Считает, что формулировка п. 1.1 договора «утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)», так же ошибочна, как и ранее исключенная по его требованию «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза», и исправленный г/н с № на № №. Признание автомобиля годными остатками лишает его права постановки автомобиля на учет и использования по прямому назначению, как транспортного средства.
В аукционной документации отсутствовал VIN автомобиля, поэтому до заключения договора купли-продажи он самостоятельно не мог узнать о наличии ограничений на данном автомобиле, указания на наличие ограничений также отсутствовали.
Просит обязать ответчика ТУ Росимущества по <адрес> предоставить отчет об оценке автомобиля <данные изъяты> №-ДИ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 8 Закона «О защите прав потребителей». Обязать ответчика исключить из п. 1.1 договора № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ формулировку: «утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)». Обязать ответчика освободить переданный истцу автомобиль <данные изъяты>, № от притязания третьих лиц. (л.д. 3-7)
В судебном заседании истец [СКРЫТО] А.В. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д. 148) Представил письменную позицию по иску. (л.д. 149-151) указав, что в извещении о проведении торгов ТУ Росимущества в Омской области и в договоре № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства указан в качестве «Продавец», соответственно и деятельность при реализации имущества, обращенного в государственную собственность регулируется положениями ГК РФ и другими законами РФ, в том числе Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2300-1 «О защите прав потребителей». Ответчик предоставил в судебное заседание отчет об оценке имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что у автомобиля <данные изъяты>, г/н № имеется ряд неисправностей. Истец с указанным отчетом не согласен, считает, что основание в виде отчета оценщика, на которое опирается ТУ Росимущества, отказываясь внести исправления в п. 1.1 договора купли-продажи является несостоятельным. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, также просил внести в договор номер кузова и двигателя автомобиля.
Представитель ответчика Лобова Н.В., действующая на основании доверенности (л.д. 35) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 36-44). Транспортное средство <данные изъяты>, г/н №, VIN № № решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № был признан бесхозяйным, обращен в собственность государства и ДД.ММ.ГГГГ передан УФСКН России по Омской области в распоряжение ТУ Росимущества в Омской области. Во исполнение п. 8 Положения об учете и оценке данный автомобиль был направлен на экспертизу на предмет соответствия (несоответствия) требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, возможности (невозможности) использования по обычному предназначению. В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство <данные изъяты>, г/н №, VIN № № не подлежит использованию по прямому назначению; утратил потребительские свойства, качества и характеристики согласно ГОСТ Р 51709-2001. Исследуемое ТС с целью извлечения наибольшей выгоды в пользу государства, по мнению эксперта, подлежит реализации в качестве годных остатков. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость имущества составила 112 000 рублей. Имущество было выставлено на реализацию посредством проведения электронного аукциона. В связи с отсутствием заявок на участие в аукционе, к началу торговой сессии на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» ДД.ММ.ГГГГ начальная цена имущества составила 11 200 рублей. Цена имущества определилась в размере 25 700 рублей. ТУ Росимущества в Омской области полагает, что в период приема заявок у истца была реальная возможность воспользоваться правами, предоставленными Порядком, в том числе ознакомиться с документацией по имуществу, направить продавцу запросы на разъяснение положений о реализации, в том числе вопросы о возможности/невозможности постановки имущества на регистрационный учет в органах ГИБДД РФ, но данной возможностью истец не воспользовался. В судебном заседании пояснила, что в полномочия ТУ Росимущества не входит снятие ареста с имущества. Указала, что покупатель знал, что приобретает автомобиль как годные остатки.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области о признании имущества бесхозяйным, постановлено: «Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области удовлетворить. Признать бесхозяйным движимое имущество – автомобиль <данные изъяты>, государственный знак №. Обратить данное бесхозяйное имущество в собственность Российской Федерации. Передать движимое имущество – автомобиль <данные изъяты>, государственный знак № регион в Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области для учета и распоряжения». (л.д. 23-26)
Как следует из материалов дела, на электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства, а именно транспортного средства <данные изъяты> г/н №. Начальная цена лота 11 200 рублей. Характеристики имущества и особенности реализации: паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобили отсутствует. Автомобили не соответствуют экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза, утратили потребительские свойства. Не подлежат реализации по прямому назначению. Подлежат реализации как «годные остатки» (на запчасти целиком). Имущество находится в Федеральной собственности. Имущество продается в том виде, в каком оно есть, проданное имущество возврату не подлежит.
Для участия в реализации имущества претендент вносит задаток в размере 10% начальной (минимально) цены продажи имущества. Данное информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
В течение одного часа со времени начала проведения процедуры аукциона в электронной форме участникам предлагается заявить о приобретении имущества по начальной или сниженной цене продажи имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую ценную имущества. Подведение итогов аукциона оформляется протоколом об итогах аукциона.
Протокол об итогах аукциона, содержащий цену имущества, предложенную победителем, и удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества или фиксирующий отсутствие предложений о начальной или сниженной цене продажи имущества, подписывается продавцом в форме электронного документа в течение одного часа со времени получения электронного журнала, но не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов аукциона.
Протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. По результатам проведенного аукциона в электронной форме продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключает договор купли-продажи имущества в электронной форме.
Осмотр имущества, выставленного на аукцион, обеспечивается без взимания платы. Осмотр имущества, осуществляется по будним дням с 10-00 до 12-00 часов по местному времени с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Осмотр имущества осуществляется по адресу: <адрес> (ООО Аукционный дом «Сириус»). (л.д. 8-10)
Аукцион в электронной форме проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 года № 1041 и Гражданским кодексом РФ.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации публичной офертой признается, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Таким образом, лицо, подавая заявку, и принимая участие в аукционе, фактически соглашается со всеми условиями проведения указанных торгов, в том числе, и с существенными условиями договора купли-продажи.
Заключение договора купли-продажи впоследствии на иных условиях, чем те которые были указаны в извещении об аукционе, повлечет нарушение прав граждан, которые могли принять участие в торгах при изменившихся условиях.
Согласно размещенному извещению о проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства, а именно транспортного средства <данные изъяты>, г/н № [СКРЫТО] А.В. была подана заявка на участие в аукционе и электронной форме по продаже имущества, обращенного в собственность государства. (л.д. 72-73) Ознакомившись с извещением об аукционе истец обязуется соблюдать требования, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона, установленные Постановлением Правительства РФ № 1041 от 30.09.2015 года. (п. 1.1)
В случае признания победителем аукциона заключить с продавцом договор купли-продажи в электронной форме (с условиями проекта договора ознакомлен, обязанности по договору принимаю в полном объеме) в срок и на условиях, установленных в информационном сообщении о проведении аукциона. (п. 1.3)
Согласно вышеуказанной заявки истец согласен с тем, что имущество продается в том виде, в каком оно есть; проданное имущество возврату не подлежит.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об итогах аукциона по продаже обращенного в собственность государства имущества [СКРЫТО] А.В. был признан победителем торгов по продаже имущества, обращенного в собственность государства, а именно транспортного средства марки <данные изъяты>, г/н №. (л.д. 81-82) Цена имущества составляет 25 700 рублей.
Протокол является документом, удостоверяющим право победителя электронного аукциона на заключение договора купли-продажи имущества: а/м <данные изъяты>, г/н № (реализация, как годные остатки, на запчасти целиком).
ДД.ММ.ГГГГ между ТУ Росимущества в Омской области (продавец) и [СКРЫТО] А.В. (покупатель) заключен договор № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства. (л.д. 11-13)
По указанному договору продавец передает покупателю в собственность следующее имущество: а/м <данные изъяты>, г/н № (паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль отсутствует; не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком), обращенное в собственность государства на основании решения Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, а покупатель обязуется оплатить и принять имущество. (п. 1.1)
Имущество продается на основании протокола об итогах аукциона в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. (п. 1.2)
Цена имущества составляет 25 700 рублей, в том числе НДС в размере 3 920 рублей. (п. 2.1)
В соответствии с п. 4.1 вышеуказанного договора передача имущества осуществляется в месте его хранения по подписываемому представителям продавца и покупателем акту приема-передачи в течение 10 рабочих дней с даты полной оплаты имущества.
Принятое покупателем имущество возврату не подлежит. Качество, состояние и комплектность имущества проверены покупателем и известны ему до подписания договора. Подписание указанного договора означает отсутствие у покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретаемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным указанным договором. (п. 4.3, л.д. 12)
ДД.ММ.ГГГГ актом приема-передачи к договору купли-продажи имущества № от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки <данные изъяты>, г/н №, стоимостью 25 700 рублей передан покупателю [СКРЫТО] А.В. (л.д. 15)
ДД.ММ.ГГГГ истец в адрес ТУ Росимущества Омской области направил претензию с требованием внести в договор № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ идентификационные данные транспортного средства, а именно <данные изъяты>; внести изменение в договоре № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ, в части г/н № исправить на №, а также исключить из п. 1.1 договора следующее содержание: «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)».(л.д. 16-18)
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 1.1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № изложен в следующей редакции: «1.1. По настоящему договору продавец передает покупателю в собственность следующее имущество: а/м <данные изъяты>, г/н №, VIN № (паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль отсутствует; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком), обращенное в собственность государства на основании решения Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, а покупатель обязуется оплатить и принять имущество.
В связи с внесением изменений в п. 1.1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, предмет передачи по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ читать в соответствии с дополнительным соглашением. (л.д. 14)
ДД.ММ.ГГГГ истец направил повторную претензию в адрес ТУ Росимущества с требованием предоставить отчет об оценке транспортного средства <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, г/н №, VIN: №, а также внести изменения в договор № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ, в части: указать VIN XTA №, указать цвет графитовый металлик, убрать из п. 1.1 договора формулировку «не соответствует экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза; утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)». (л.д. 19-21)
Истец просит обязать ответчика ТУ Росимущества по Омской области предоставить отчет об оценке автомобиля <данные изъяты> №-ДИ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 8 Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии с ч. 1 ст. 87 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Исходя из положений п. 1.2 Соглашение ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 5.5 Положения, Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в постановлении о передаче имущества должника на реализацию в качестве организатора реализации имущества указывается Росимущество. Росимущество принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Из указанных положений закона, Порядка следует, что реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, выступая одним из территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является органом, имеющим право осуществлять реализацию арестованного имущества.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, следовательно не распространяется на отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия.
Ссылаясь на ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации, истец просит обязать ответчика предоставить отчет об оценке автомобиля <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Реализация государственного имущества является государственной функцией и полномочием Федерального агентства по управлению государственным имуществом и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В абз. 11 раздела Приказа МАП РФ от 20.05.1998 года № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве», реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве», порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Отказывая в удовлетворении иска истца к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о защите прав потребителя, суд считает, что приобретение истцом имущества для личных, семейных нужд у лица, которое не осуществляет предпринимательскую деятельность, не оказывает возмездные услуги, имеет на имущество лишь обязательственные права в отношении переданного на реализацию имущества, свидетельствует о том, что положения Закона «О защите прав потребителей» к спорным правоотношениям не применимы.
В связи с чем суд находит позицию истца основанной на неверном понимании нормы права.
Кроме того, представителем ответчика ТУ Росимущества в Омской области в материалы дела представлена копия экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 100-143). Согласно п. 22 приложения № к экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 113) указано т/с <данные изъяты>, г/н № со следующими характеристиками: неисправен стабилизатор поперечной устойчивости, редуктор моста, картер редуктора, амортизатор, карданный вал, блок управления зажиганием, датчик абсолютного давления, реле стартера, передний буфер, коленчатый вал двигателя, карбюратор, радиатор системы охлаждения двигателя; изношена диафрагма пускового устройства карбюратора; неисправен радиатор системы охлаждения двигателя; изнашивание прилегающей поверхности маховика под коленчатым валом; неисправность карбюратора, глушителя, негерметичен клапан подачи топлива. Исследуемое т/с не подлежит эксплуатации. Не подлежит использованию по прямому назначению. Утрата потребительских свойств, качеств и характеристик, согласно ГОСТ Р 51709-2001. Восстановление объекта невозможно и неэффективно. Исследуемое т/с с целью извлечения наибольшей выгоды в пользу государства подлежит реализации в качестве годных остатков.
С вышеуказанным экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 147)
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения требования истца об обязании ответчика предоставить отчет об оценке автомобиля <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 8 Закона «О защите прав потребителей».
Разрешая требования истца в части обязания ответчика исключить из п. 1.1 договора № купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ формулировку: «утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)», а также внести в указанный договор номер кузова и двигателя спорного автомобиля, суд исходит из следующего.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства информация о торгах размещается на электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», а также на сайтах www.torgi.gov.ru, www.tu55.rosim.ru.
Объектом продажи на аукционе в электронной форме является т/с <данные изъяты>, г/н №, со следующими характеристиками и особенностями реализации: паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобили отсутствует. Автомобили не соответствуют экологическим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза, утратили потребительские свойства. Не подлежат реализации по прямому назначению. Подлежат реализации как «годные остатки» (на запчасти целиком). Имущество находится в Федеральной собственности. Имущество продается в том виде, в каком оно есть, проданное имущество возврату не подлежит.
Согласно п. 14 извещения осмотр имущества, выставленного на аукцион, обеспечивается без взимания платы. Осмотр имущества осуществляется по будним дням с 10-00 до 12-00 часов по местному времени с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Осмотр имущества осуществляется по адресу: <адрес> (ООО Аукционный дом «Сириус»).
Таким образом, истец до направления заявки на участие в аукционе в электронной форме по продаже имущества, обращенного в собственность государства был вправе и имел возможность осмотреть имущество, выставленное на аукцион.
Согласно п. 1 вышеуказанной заявки, истец обязался соблюдать требования, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона, установленные Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В случае признания победителем аукциона заключить с продавцом договор купли-продажи в электронной форме (с условиями проекта договора ознакомлен, обязанности по договору принимаю в полном объеме) в срок и на условиях, установленных в информационном сообщении о проведении аукциона. (п. 1.3)
Согласно вышеуказанной заявки истец согласен с тем, что имущество продается в том виде, в каком оно есть; проданное имущество возврату не подлежит.
В соответствии с п. 4.3 договора купли-продажи №.0318.00287 от ДД.ММ.ГГГГ принятое покупателем имущество возврату не подлежит. Качество, состояние и комплектность имущества проверены покупателем и известны ему до подписания договора. Подписание указанного договора означает отсутствие у покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретаемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным указанным договором. (л.д. 12)
Договор подписан сторонами, о чем свидетельствует собственноручно поставленная подпись истца. (л.д. 13) Факт подписания договора истцом не оспаривался.
Таким образом, подписав договор купли-продажи №.0318.00287 от ДД.ММ.ГГГГ истец согласился с условиями договора, с которыми был ознакомлен и согласен, а также проверил качество, состояние и комплектность имущества.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ТУ Росимущества в Омской области подписан акт приема-передачи к договору купли-продажи имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым, подтвердив, что качество, состояние и комплектность имущества, передаваемого по настоящему акту, проверены покупателем и известны ему. Подписание указанного акта означает отсутствие у покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам передаваемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным в договоре. Претензий к качеству имущества и наличию необходимых документов покупатель не имеет. (л.д. 15)
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ т/с <данные изъяты>, г/н № исследуемое т/с не подлежит эксплуатации. Не подлежит использованию по прямому назначению. Утрата потребительских свойств, качеств и характеристик, согласно ГОСТ Р 51709-2001. Восстановление объекта невозможно и неэффективно. Исследуемое т/с с целью извлечения наибольшей выгоды в пользу государства подлежит реализации в качестве годных остатков.
Указанные характеристики транспортного средства <данные изъяты>, г/н № не противоречат указанным характеристикам в извещении о проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства, размещенные в свободном доступе в сети «Интернет», в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования истца об обязании ответчика исключить из п. 1.1 договора №.0318.00287 купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ формулировку: «утратил потребительские свойства; не подлежит реализации по прямому назначению; реализован как «годные остатки» (на запчасти целиком)», а также внести в указанный договор номер кузова и двигателя спорного автомобиля.
Истец просит обязать ответчика ТУ Росимущества по Омской области освободить переданный ему автомобиль ВАЗ-21154, VIN:XTA 21154074483207 от притязания третьих лиц.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 87 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Исходя из положений п. 1.2 Соглашение ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 5.5 Положения, Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области не наделено полномочиями снятия мер принудительного исполнения со спорного транспортного средства.
В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления деятельности Управления по организации предварительного расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, производилось изъятие транспортных средств, которые находятся на хранении на территории Управления, в том числе <данные изъяты>, г/н №.
Постановлением следственной службы Управления ФСКН России по Омской области признан и приобщен к уголовному делу № в качестве вещественных доказательств автомобиль <данные изъяты>, г/н №, изъятый ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратился с заявлением к судебному приставу-исполнителю о снятии запрета регистрационных действий со спорного автомобиля.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов, признал обстоятельства, изложенные в заявлении (ходатайстве), не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что ходатайство истца не может быть рассмотрено поскольку он не является стороной исполнительного производства.
Истцу разъяснено, что снятие запрета на регистрационные действия с транспортным средством, наложенным в рамках исполнительного производства возможно при полном погашении задолженности, либо на основании судебного решения о снятии запрета.
Сторона не лишена права обжалования действий судебного пристава-исполнителя в порядке предусмотренным действующим законодательством или обращения в суд с требованием об исключении имущества из описи и ареста.
Кроме того, суд разъясняет истцу право обращения с заявлением о снятии обеспечительных мер в соответствующий суд, принявший указанные обеспечительные меры в отношении спорного транспортного средства.
Также судом принимается во внимание то обстоятельство, что характеристики, особенности и статус имущества истцу были известны, как в период приема заявок, так и до подписания договора купли-продажи в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ №.№, а также обстоятельства, свидетельствующие о намерении со стороны истца поставить имущество на регистрационный учет в органах ГИБДД РФ путем внесения изменений в существенные условия договора, суд обращает внимание истца, что согласно представленному в материалы дела экспертному заключению, приобретаемое имущество, обращенное в федеральную собственность, с выявленными недостатками не позволяют его реализовать по прямому назначению, в том числе, не может быть постановлено на регистрационный учет в органах ГИБДД МВД РФ.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формировании стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из отсутствия доказательств существенного нарушения организатором торгов правил их проведения.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования [СКРЫТО] Андрея Викторовича к Территориальному управлению Росимущества в Омской области о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Судья Г.Г. Щеглаков
Решение изготовлено в окончательной форме 04июля 2018 года.