Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 03.03.2021 |
Дата решения | 13.07.2021 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Марченко Елена Сергеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 05656b2e-b82f-3001-866b-7e71e8ce6fb4 |
Дело № 2-1248/2021
55RS0007-01-2021-001509-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 13 июля 2021 г.
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при помощнике судьи Курмазовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.О.Б. к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения о снятии с учета, признании права состоять на учете и восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
Установил:
О.О.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, указав в обоснование требований, что на основании распоряжения департамента жилищной политики Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ за № снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что она и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилых помещений более 18,00 кв.м. на члена семьи. С выводами ответчика не согласна. Указала, что О.П.К. и О.Е.К. принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,6 кв.м. О.П.К. принадлежит жилой дом общей площадью 69,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Между тем, данный жилой дом стал непригодным для проживания по причине пожара 01.09.2018г. В связи с чем считает, что распоряжение о снятии с учета является незаконным. Действия ответчика по незаконному снятию с учета причинили ей моральные страдания.
Просит признать распоряжение департамента жилищной политики Администрации г.Омска № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Признать за О.О.Б. право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Возложить на департамент жилищной политики Администрации г.Омска обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты первоначальной постановки на учет с 18.04.1996г. Взыскать с департамента жилищной политики Администрации г.Омска компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. судебные расходы в сумме 29000 руб. (по возмещению услуг представителя 28700, расходы по госпошлине 300 руб.).
В судебном заседании О.О.Б. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что средств для восстановления дома после пожара не хватает. Дом для проживания непригоден. В настоящее время она, ее дети О.П.К., О.Е.К. и бывший муж проживают по адресу: <адрес>. О.А.К. зарегистрирован и проживает в <адрес>. Поскольку дом, приобретенный ее сыном, непригоден для проживания она подлежит восстановлению на учете нуждающихся в жилье.
Представитель истца Б.А.А. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации г.Омска и третьего лица Администрации г.Омска В.О.Н. исковые требования не признала. Пояснила, О.О.Б. и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 18,00 кв.м на каждого члена семьи. Пострадавший в пожаре жилой дом в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не признавался. Из представленных истцом доказательств следует, что дом восстанавливают, оснований не учитывать его при определении нуждаемости не имеется.
Третьи лица О.П.К., О.Е.К., О.А.К. участия в судебном заседании не принимали, о слушании дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов, президиума областного совета профессиональных союзов от 26 декабря 1985 года N 414 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области" (действующему с 01 января 1986 года по 31 марта 2004 года) (ст. 22) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки очередников на получение жилых помещений.
Согласно п. 7а указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (решение исполкома областного Совета народных депутатов от 19 декабря 1983 г. N 375).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 42 Правил учета жилое помещение предоставляется гражданам в размере не менее 9 квадратных метров на одного человека и, как правило, не свыше установленной Жилищным кодексом РСФСР нормы жилой площади - 12 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 20 Правил учета, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее минимального размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м.
Судом установлено, что на основании постановления Администрации Центрального административного округа г. Омска от 17.04.1996г. О.О.Б. составом семьи из пяти человек (она, муж, сын, дочь, сын) принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.7а Правил учета (л.д. 63-64).
На момент принятия на учет истец и члены ее семьи проживали в квартире принадлежащей родителям мужа истца по адресу: <адрес>, жилой площадью 34,83 кв.м.
Судом установлено, что истец с 2006 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности О.П.К., О.Е.К., О.К.В., которые проживают в указанном жилом помещении, О.Е.К. и О.К.В. также имеют в доме регистрацию. Жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи от 18.11.2005г. (л.д. 17-19). Площадь жилого помещения составляет 56,6 кв.м.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 27.09.2007г. О.К.В. исключен из учетных данных на основании заявления истца в связи с расторжением брака. Составом семьи О.О.Б. решено считать четыре человека. (л.д.93).
07.08.2018г. на основании договора купли продажи О.П.К. приобрел жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, общая площадь дома 69,9 кв.м. (л.д.20).
Распоряжением департамента жилищной политики Администрации г. Омска №-р от ДД.ММ.ГГГГ О.О.Б. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой оснований, которые до введения Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. (л.д.36).
Согласно информации предоставленной ответчиком причиной снятия истца с учета послужил тот факт, что помимо жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего О.П.К. и О.Е.К., сыну истца – О.П.К. с 2018 года принадлежит на праве собственности жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 69,9 кв.м. Таким образом, О.О.Б. и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 18,00 кв.м на одного члена семьи исходя из следующего расчета 69,9+37,7(2/3 от 56,6)=107,6/4=26,9.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются жилые помещения, на которые лицо имеет право (часть 2 статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истец, являясь членом семьи О.П.К. и О.Е.К., имеет право пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности и пользовании своих детей.
Исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи, с момента приобретения О.П.К. жилого дома истец и члены его семьи перестали быть нуждающимися в обеспечении жилым помещением и подлежали снятию с учета.
Таким образом, департамент обоснованно исходил из необходимости учета обеспеченности сына и дочери истца и правильно пришел к выводу, что О.О.Б. и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 18,00 кв.м на одного члена семьи исходя из приведенного выше расчета.
Обращаясь с исковым заявлением о восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, истец указывает, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> непригоден для проживания, так как поврежден в результате пожара.
Из материалов дела следует, что 01.09.2018г. произошел пожар в частном жилом доме по адресу: <адрес>.
Из рапорта дознавателя ТОНД и ПР (Омского района) УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Я.Ю.Е. следует, что в результате пожара повреждена кровля, наружная обшивка дома по всей площади, внутри дома следы пролива на стенах и потолочном перекрытии (л.д.21).
Повреждение дома в результате пожара не является основанием для исключения его из учета при определении уровня обеспеченности площадью жилого помещения.
Согласно выписки из ЕГРН от 29.03.2021г. жилой дом расположенному по адресу: <адрес> учета не снят, принадлежит на праве собственности О.П.К. (л.д.67).
Истцом в материалы дела представлено заключение экспертизы ООО "Бюро судебных экспертиз" от 2018г. из выводов которой следует, что рыночная стоимость работ и материалов, необходимых для выполнения работ по установлению ущерба жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, составляет 1096356,00 руб.
Из Акта жилищно-бытовой комиссии от 30.06.2021г. подготовленного комиссией в составе Главы сельского поселения, помощника Главы сельского поселения, Специалиста по социальной работе БУ "КЦСОН" Омского района, Депутата Совета Ачаирского сельского поселения, следует, что в ходе обследования жилищно-бытовых условий проживания О.П.К. по адресу: <адрес> установлено, что в настоящее время строение частично восстановлено: фундамент ленточный, стены деревянные, перекрытие деревянное, кровля мягкая односкатная, пол отсутствует, окна отсутствуют, отопление отсутствует, водоснабжение отсутствует, электричество отсутствует.
Таким образом, установлено, что жилой дом с учета не снят, принадлежит на праве собственности члену семьи истца, в настоящее время частично восстановлен в связи с чем подлежит учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи.
Доводы истца о том, что дом не подлежит учету при определении уровня обеспеченности жилым помещением в связи с тем, что он непригоден для проживания суд отклоняет в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Названным Положением установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, жилой дом - аварийным и подлежащим сносу. Решение о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не принималось, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по обозначенным основаниям ни истец, ни члены его семьи не обращались.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях нарушений ответчиком не допущено, оснований для его восстановления не имеется.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Для наступления ответственности за причинение морального вреда необходимо: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда и вины последнего.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
На основании указанных правовых норм права компенсация морального вреда производится при наличии вреда, вины причинителя, неправомерности действий и причинной связи между такими действиями и наступившими последствиями.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о причинении истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и какими-либо негативными последствиями истца материалы дела не содержат, оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда нет.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного кодекса.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для возмещения понесенных истцом судебных расходов не имеется.
Руководствуясь 198-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление О.О.Б. к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения о снятии с учета, признании права состоять на учете и восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С.Марченко
В окончательной форме решение изготовлено 16.07.2021г.