Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 03.03.2021 |
Дата решения | 28.04.2021 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Марченко Елена Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 60ed31c1-fdd6-30e5-9878-8b10d7954876 |
Дело № 2-1238/2021
55RS0007-01-2021-001502-38
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Эксберг Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.В.Н., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.В.А. и Г.В.А. 2 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Администрации города Омска об определении и взыскании выкупной стоимости,
установил:
Г.В.Н., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.В.А. и Г.В.А. обратилась к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Администрации города Омска об определении и взыскании выкупной стоимости.
В обоснование своих требований указала, что она и ее двое несовершеннолетних детей являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9,3 кв.м. Постановлением Администрации г. Омска от 08.02.2017 № 125-п на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска № 740 от 09.01.2017 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31.12.2020. Данный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно ответу полученному истцом от департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 15.02.2021г. возмещение собственникам стоимости за изымаемое жилое помещение в аварийных домах осуществляется на основании судебных решений в рамках мероприятий по изъятию аварийного жилищного фонда муниципальной программы г.Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа", утвержденной постановлением администрации г.Омска от 14.03.2013г. №1171-п, за счет средств бюджета г.Омска. Заключение соглашения о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, изымаемое для муниципальных нужд, осуществляется только во исполнение соответствующего судебного решения.
Согласно отчету об оценке, составленному ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "Арус" от 13.01.2021 итоговая выкупная цена указанного жилого помещения составляет 417275 руб.
Ссылаясь на положения ст. 32 ЖК РФ просит признать бездействие Администрации г.Омска в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ незаконным.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска изъять для муниципальных нужд жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее истцам на праве собственности, путем выкупа с прекращением права собственности Г.В.Н., Г.В.А. 3, Г.В.А. 3
Прекратить право собственности на жилое помещение Г.В.Н., Г.В.А. 3, Г.В.А. 3 и признать право собственности за Администрацией г.Омска.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации г.Омска выкупную стоимость указанного жилого помещения в размере 417275 руб., судебные расходы за экспертное заключение 7000 руб., за оплату госпошлины в суд 300 руб.
В судебном заседании истец Г.В.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей исковые требования поддержала. Просила взыскать выкупную стоимость в пользу каждого из долевых собственников, пропорционально их доли.
Представители ответчиков, извещенные надлежаще о слушании дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства, против чего истец не возражал.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Г.В.Н., несовершеннолетние Г.В.А. и Г.В.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 9,3 кв.м. Каждому принадлежит по 1/3 доли жилого помещения (л.д. 16).
Постановлением Администрации г. Омска от 08.02.2017 № 125-п на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска № 740 от 09.01.2017 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, департаменту жилищной политики Администрации г.Омска постановлено осуществить отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома в срок до 31.12.2020 (л.д. 22).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 №117-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах, финансирование которой будет осуществляться за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов.
Программой предусматривается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с 01.01.2012 по 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Многоквартирный <адрес> в указанную региональную программу не был включен.
В обозначенный срок отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома не осуществлено.
На обращение истца в департамент жилищной политики Администрации г. Омска департаментом 15.02.2021г. дан ответ, что возмещение собственникам стоимости за изымаемое жилое помещение в аварийных домах осуществляется Администрацией г.Омска на основании судебных решений в рамках мероприятий по изъятию аварийного жилищного фонда муниципальной программы г.Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа", утвержденной постановлением администрации г.Омска от 14.03.2013г. №1171-п, за счет средств бюджета г.Омска. Таким образом, заключение соглашения о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, изымаемое для муниципальных нужд, осуществляется только во исполнение соответствующего судебного решения. Уведомление об отказе от самостоятельного сноса <адрес> в <адрес> в связи с отсутствием финансовых средств принято к сведению. (л.д.55).
До настоящего времени выкуп жилого помещения у собственников не произведен, согласование выкупной цены за изымаемое жилое помещение не состоялось, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Как указал в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) Верховный Суд РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лица, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
По смыслу разъяснений пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011, департамент имущественных отношений Администрации г. является структурным подразделением Администрации г. Омска (п. 1).
Подпунктом 24 п. 20 названного Положения в редакции, действовавшей до 25.06.2020, в числе полномочий департамента было предусмотрено заключение соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Вместе с тем, решением Омского городского Совета от 17.06.2020 N 237 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета" подпункт 24 пункта 20 Положения изложен в редакции (действует с 25.06.2020), согласно которой департамент имущественных отношений Администрации г. Омска заключает соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (за исключением жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции) для муниципальных нужд, подписывает акты приема-передачи к указанным соглашениям.
При этом одновременно в Положение о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утвержденное решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 105, внесены изменения, предусматривающие наделение департамента жилищной политики Администрации города Омска полномочиями по заключению соглашений об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для муниципальных нужд, подписание актов приема-передачи к указанным соглашениям (подп. 4 п. 17).
Департамент жилищной политики Администрации города Омска наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, печать со своим наименованием, штампы, бланки, факсимиле директора департамента и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде (п. 2 Положения).
Таким образом, надлежащим ответчиком по иску о взыскании выкупной стоимости жилого помещения является департамент жилищной политики Администрации города Омска.
Как установлено в судебном заседании, мероприятия по изъятию земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным жилым домом, для муниципальных нужд, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ не проводились, доказательств обратного не представлено.
Между департаментом и собственником жилого помещения не достигнуто соглашение относительно стоимости изымаемого недвижимого имущества, следовательно, обращение в суд с настоящим иском является обоснованным.
В обоснование заявленных исковых требований истцом представлен отчет № 02/21 от 13.01.2021, составленный ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "Арус", согласно которому стоимость комнаты истцов площадью 9, кв.м – 256 452 руб.; стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок - 44 736 руб.; стоимость доли в нраве общей долевой собственности на общедомовое имущество ( места общего пользования) – 5 558 руб.; величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома – 60 501 руб. затраты на переезд и иные (убытки) – 50 028 руб.; итого 417 275 руб. (л.д. 66-147).
В судебном заседании сторона ответчиков выводы экспертного заключения не оспаривала, в судебное заседание своих представителей не направили, отзыв не представили.
Проанализировав представленные доказательства об оценке, суд полагает возможным руководствоваться результатами заключения оценочной экспертизы, выполненной ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "Арус", не доверять которой оснований не имеется.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование спорных отношений, исходя из фактических обстоятельств дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение оценочной экспертизы в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для определения выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, с учетом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном жилом доме, стоимости доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, убытков, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в общей сумме 417 275 руб.
В связи с этим, с департамента жилищной политики Администрации города Омска подлежит взысканию выкупная цена жилого помещения комнаты <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу в пользу Г.В.Н., Г.В.А., Г.В.А. 2 пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности на жилое помещение, а именно по 139091,66 рублей в пользу каждого, всего 417 275 руб.
В связи с постановленным решением суд считает необходимым прекратить право собственности истца и ее несовершеннолетних детей на принадлежащее им на праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после выплаты департаментом жилищной политики Администрации г. Омска в их пользу выкупной цены указанного жилого помещения в вышеуказанном размере.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Администрации г. Омска в части не принятия мер по изъятию земельного участка и жилого помещения, а также назначению выкупной цены стоимости объекта, поскольку действующим законодательством сроки совершения указанных действий не установлены.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
За составление отчета ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "Арус", истец оплатила сумму в общем размере 7 000 руб., что подтверждается квитанциями (л.д. 62). Также при подаче иска ею оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком по операции сбербанк онлайн от 27.02.2021г. (л.д. 10).
Учитывая изложенное, в пользу Г.В.Н. с департамента жилищной политики Администрации г.Омска подлежат взысканию расходы в полном размере 7300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Определить выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в размере 417 275 рублей.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Г.В.Н., Г.В.А., Г.В.А. 2 выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в общем размере 417275 рублей пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности на жилое помещение, а именно по 139091,66 рублей в пользу каждого.
Прекратить право собственности Г.В.Н., Г.В.А., Г.В.А. 2 на принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 9,3 квадратных метров, после выплаты в их пользу выкупной цены указанного жилого помещения в вышеуказанной присужденной сумме.
Решение суда является основанием для регистрации прекращения и перехода права собственности на жилое помещение и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Г.В.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг эксперта 7000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд города Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.С.Марченко
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021г.