Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 03.03.2021 |
Дата решения | 13.05.2021 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Мотрохова Анастасия Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a31293f2-80f0-3f31-8eab-5542cada55f1 |
Дело № 2-1177/2021
55RS0007-01-2021-001506-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 13 мая 2021 года
Центральный районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Мотроховой А.А.,
при секретаре судебного заседания Банновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дик Е.Б. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации города Омска о взыскании выкупной цены жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Дик Е.Б. обратился в суд с названным выше иском, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда №886 от 07.12.2018 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Общий износ здания после длительной эксплуатации составляет 72,5%. Данный дом 1959 года постройки, двухэтажный, состоит из 16 квартир, 32 комнат, общей площадью 532 кв.м.
Постановлением Администрации г.Омска от 29.12.2018 года №1366-п указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Представитель собственников помещений в многоквартирном доме обратился к ответчику с заявлением о принятии решения об изъятии принадлежащим им на праве собственности жилых помещений и выплате выкупной стоимости.
18.11.2019 года ответчик прислал письмо об отказе, указав, что дом не подлежит расселению в рамках региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах.
Согласно отчету об оценке ООО «Центр экспертизы и оценки «Альтернатива» рыночная стоимость квартиры истца составляет 1207579 рублей; рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящаяся на собственника жилого помещения составляет 243577 рублей; доля в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество составляет 100896 рублей; рыночная стоимость затрат, необходимых на переезд, аренду объекта временного проживания, услуги по подбору объекта недвижимости для будущего проживания, оформления договора купли-продажи жилого помещения, государственную пошлину составила 45300 рублей; компенсация за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома составляет 1058980 рублей.
На основании изложенного просит определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 38 кв.м с учетом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный на границе многоквартирного дома, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в размере 2656332 рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца с учетом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество, доли в праве собственности на земельный участок, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в размере 1155242 рубля, взыскать с ответчика судебные расходы по проведению оценки в размере 2656332 рублей; расходы по проведению оценки в размере 12000 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца Турчик С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав представителя истца, допросив эксперта, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Дик Е.Б. (том 1 л.д.14,204-205).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии города Омска №886 от 07.12.2018 года «Об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» дом №5 по ул.6 Западная в г.Омске признан аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д.16-20).
Постановлением Администрации г.Омска от 29.12.2018 года №1366-п «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; срок отселения физических и юридических лиц из указанного дома установлен до 31.12.2021 (том 1 л.д. 23-24).
Данный многоквартирный жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда переселения из аварийного жилого фонда не включен.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от 26.10.2019 года, собственниками принято решение отказаться от самостоятельного сноса многоквартирного дома <адрес> и письменно уведомить Администрацию г.Омска о принятом решении ( том 1 л.д. 25-27).
26.10.2019 года в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска от имени жильцов многоквартирного дома направлено заявление о принятом решении собственников, изложена просьба принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> (том 1 л.д. 28).
По сведениям департамента жилищной политики Администрации города Омска Постановлениями Администрации города Омска устанавливаются разумные сроки отселения граждан из аварийного жилищного фонда. Однако ввиду отсутствия денежных средств в бюджете города Омска аварийные жилые дома расселяются по мере выделения финансирования. В соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 года №117-п утверждена региональная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, финансирование которой будет осуществляться за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (98% от общего объема финансирования Программы), бюджета Омской области и местных бюджетов. Программой предусматривается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с 01.01.2012 по 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, многоквартирный жилой дом <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017 в рамках Программы расселению не подлежит (том 1 л.д.32-34).
Согласно техническому отчету, выполненному в 2019 году ООО «Сибирская проектная компания» по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес> установлено: год постройки задания 1959 года, срок эксплуатации на момент обследования составляет 59 лет. Выявлены дефекты: увлажнений конструкций цоколя, вследствие отсутствия отмостки, многолетние циклы замороживания и оттаивания, обусловленные отсутствием горизонтальной гидроизоляции привели к локальным повреждениям фундаментов. Категория технического состояния фундаментов оценивается как ограниченно работоспособное переходящее в аварийное. Имеются трещины и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями, местами отслоение штукатурки. Техническое состояние перегородок оценивается как ограниченно работоспособное переходящее в аварийное. Обнаружено поражение гнилью балок чердачного перекрытия. Техническое состояние междуэтажного перекрытия оценивается как ограниченно работоспособное, чердачного - ограниченно работоспособное переходящее в аварийное. Крепление деревянных стропильных конструкций локально ослаблено. Техническое состояние крыши, кровли оценивается как работоспособное техническое состояние переходящее в аварийное. Техническое состояние полов, окон, дверных коробок, лестничных маршей оценивается как ограниченно работоспособное. Состояние инженерных сетей оценивается как ограниченно работоспособное. Общий физический износ жилого дома, после его длительной эксплуатации составляет 73%. По действующим нормам, при износе здания 60% и более, ремонт таких зданий считается экономически нецелесообразным. На момент повторного обследования 26.10.2019 года техническое состояние фундаментов, наружных стен, чердачного перекрытия, межэтажных перекрытий, перегородок, лестниц, а также здания в целом оценивается как аварийное. Зафиксированные дефекты и повреждения несущих конструкций имеют прогрессирующий характер в настоящих условиях эксплуатации и в настоящий момент времени не исключается потеря устойчивости и отказа части конструкции несущей стены и перекрытий, что может привести ее к внезапному обрушению. Выполнение противоаварийных мероприятий, направленных на временную фиксацию технического состояния дефектных несущих конструкций и исключающих вероятность их внезапного обрушения в реальных условиях эксплуатации технически невозможно. Безопасность здоровья и жизни граждан и жильцов многоквартирного дома, а также сохранность имущества в настоящий момент не может быть гарантирована. В связи с аварийным состоянием основных несущих конструкций элементов и с учетом процента износа 73% рекомендуется признать обследуемый жилой дом по <адрес> непригодным для дальнейшей эксплуатации, проживания людей и рекомендовать его к сносу (том 1 л.д. 132-184).
Согласно ответу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, предоставленному на запрос суда многоквартирный дом по адресу: <адрес> постановлением Администрации г.Омска от 29.12.2018 года №1366-п признан аварийным и подлежащим сносу. В рамках региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в вышеуказанном доме капитальный ремонт не проводился, данный дом исключен из региональной программы (том 1 л.д. 217).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, в частности ч.10 настоящей статьи предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе, упущенную выгоду.
Согласно подпункту 4 пункта 2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В статье 56.8 ЗК РФ предусмотрены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из пункта 1 названной статьи следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 названной статьи при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу п.9 указанной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
В ч.2 ст.281 Гражданского кодекса РФ приводятся основные принципы возмещения за изымаемый земельный участок, аналогичные предусмотренным в земельном законодательстве: определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости земельного участка и рыночной стоимости расположенных на нем объектов недвижимости; допустимость изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, при определении размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, должна учитываться рыночная стоимость самого жилого помещения и рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который также подлежит изъятию для муниципальных нужд (пропорционально доли в праве общей собственности на такое имущество).
В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст.32 ЖК РФ.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из ответа департамента жилищной политики Администрации г.Омска следует, что поскольку жилой дом <адрес> признан аварийным после 01.01.2017 года, в адресную программу переселения в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 года №117-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» не включен, в рамках Программы переселению не подлежит (том 1 л.д.32-34).
Постановлением Администрации г.Омска от 29.12.2018 года №1366-п установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31.12.2021 года (том 1 л.д.23-24).
По информации, предоставленной департаментом жилищной политики Администрации г.Омска решение об изъятии объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе квартиры №, принадлежащей Дик Е.Б., департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не принималось. Мероприятия по переселению Дик Е.Б. департаментом жилищной политики Администрации г. Омска не осуществлялось, соглашение о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с Дик Е.Б. не заключалось. Принятие решения об изъятии земельного участка, занимаемого многоквартирным домом № по <адрес>, и о возмещении стоимости земельного участка до истечения срока отселения физических и юридических лиц из указанного многоквартирного дома до 31.12.2021 года является преждевременным. За счет средств бюджета города Омска капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не проводился (том 1 л.д.218-220).
Судом по ходатайству стороны ответчика определением от 05.04.2021 года назначена судебная оценочная экспертиза для определения для определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Согласно заключению эксперта ООО «Омэкс» №181/21-РО от 26.04.2021 года (том 2 л.д.75-177) рыночная стоимость жилого помещения – квартиры № общей площадью 38 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> с учетом корректировки на техническое состояние дома (аварийное) на дату проведения судебной экспертизы - 26.04.2021 года составляет округленно 1123000 рублей, в том числе (включая/консолидировано включая): с учетом стоимости доли истца в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество округленно 51 530 рублей, с учетом стоимости доли истца в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом 373000 рублей.
Стоимость доли собственника жилого помещения в общей долевой собственности на общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого не имеет натурального выражения (кв.м, и пр.) и менять рыночную стоимость жилого помещения не может.
На дату проведения судебной экспертизы размер убытков, причиненных Дик Е.Б. в связи с изъятием указанного выше жилого помещения и земельного участка, в том числе: расходы, связанные с переездом в другое жилое помещение; расходы, связанные с временным пользованием иным жильем до приобретения в собственность жилого помещения, расходы на поиск другого жилого помещения, оформление права собственности на новое жилое помещение, прочие убытки, составляет округленно 69400 рублей.
Размер компенсации, полагающейся Дик Е.Б. за непроизведенный капитальный ремонт указанного многоквартирного дома пропорционально доле истца по состоянию на дату признания дома аварийным и подлежащим сносу - 29.12.2018 года составляет 765069 рублей (на дату проведения исследования - 26.04.2021 года - 820783 рубля).
Допрошенная в судебном заседании эксперт Никулина В.В. выводы экспертного заключения поддержала.
В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта оценивается судом по правилам, установленным в ст.67 настоящего Кодекса.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки, цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)» для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости. При применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения: а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений, б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом, для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
Экспертное заключение содержит указание на применение экспертом необходимых для оценки сведений из справочников и методических рекомендаций, примененные экспертом подходы и методы оценки соответствуют требованиям действующего законодательства. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого помещения сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, с применением корректирующих коэффициентов, в том числе, корректировки на техническое состояние дома.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» выкупная цена квартиры определяется сравнительным методом путем сопоставления с аналогичными по характеристикам жилым помещениям на рынке жилья в текущий период.
Поскольку оценка выкупной стоимости жилого помещения предполагает определение рыночной стоимости объекта, которая является наиболее вероятной ценой, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации, эксперт правомерно применил поправочный коэффициент. В данном случае корректировка на физическое состояние дома оправдана, так как объект оценки находится в доме, признанном непригодным для эксплуатации с дальнейшим проживанием, аварийным и подлежащим сносу, а объекты – аналоги находятся в домах удовлетворительного состояния.
При этом, суд учитывает, что применение данного коэффициента не нарушает права истца. Эксперт определил рыночную стоимость принадлежащего истцу жилого помещения. При этом истец заявляет о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, что, в конечном итоге, и компенсирует истцу то снижение рыночной стоимости, которое производится экспертом при применении корректировки в связи с физическим состоянием дома.
Непосредственно исследовав заключение судебной экспертизы №181/21-РО, суд приходит к выводу, что данное экспертное заключение является достоверным, обоснованным и профессиональным, выводы эксперта изложены ясно и подробно, в нем отражены все предусмотренные ч.2 ст.86 ГПК РФ сведения. Ответы на поставленные судом вопросы даны специалистом, имеющим соответствующее профилю исследования образование.
В этой связи, суд учитывает итоговые экспертные выводы при определении выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом установленных по делу обстоятельств размер выкупной стоимости в соответствии с правилами ст.32 ЖК РФ за принадлежащее истцу жилое помещение составляет 2013183 рубля (1123000 рублей + 69400 рублей + 820783 рубля).
Рассматривая заявленные требования, суд считает, что взыскание выкупной стоимости следует производить с департамента жилищной политики Администрации г.Омска исходя из компетенции данного ответчика в соответствии с решением Омского городского совета от 17.06.2020 года №237.
На основании анализа представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу об определении выкупной цены жилого помещения по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в общем размере 2013183 рублей.
Вместе с результатами экспертизы из ООО «ОМЭКС» в суд поступило заявление о взыскании оплаты за проведение экспертизы в размере 12500 рублей (том 2 л.д.74).
Согласно ст.94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с п.2 ст.85 ГПК РФ заявление о возмещении понесенных расходов направляется вместе с заключением эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч.1 ст.96 и ст.98 настоящего кодекса.
В связи с изложенным, с департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу ООО «ОМЭКС» подлежат взысканию расходы на оплату проведенной экспертизы в размере 12500 рублей.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по проведению оценки в размере 12000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Определить выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, убытков, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в размере 2013183 рубля.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Дик Е.Б. выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, убытков, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в размере 2013183 рубля.
Прекратить право собственности Дик Е.Б. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после выплаты в его пользу выкупной цены указанного жилого помещения.
Решение суда является основанием для регистрации прекращения и перехода права собственности на жилое помещение и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Дик Е.Б. судебные расходы по проведению оценки в размере 12000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу ООО «ОМЭКС» судебные расходы на составление экспертного заключения в размере 12500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Мотрохова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2021 года.