Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 02.02.2015 |
Дата решения | 27.02.2015 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6815fe5b-e04e-33bd-aad3-67b71ad689e8 |
Дело № 2-1126/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2015 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Е.С. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиала по Омской области,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] Е.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиала по Омской области, в обоснование указав, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, адрес (местоположения) установлен в 210 м северо-западнее относительно жилого здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Согласно кадастровому паспорту вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства №, приложив технический план с прилагаемыми документами. По результатам рассмотрения заявления заинтересованным лицом было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленные документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Полагает данное решение незаконным. Основной довод, которым руководствуется заинтересованное лицо при принятии оспариваемого решения, сводится к тому, что территориальная зона, в которой определяется местонахождение образуемого объекта недвижимости – жилой дом, не предусматривает размещения соответствующего объекта недвижимости. Однако, образуемый объект недвижимости был возведён на земельном участке с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Публичная кадастровая карта в отношении данного земельного участка указывает следующие характеристики: разрешенное использование по классификатору (описание): для индивидуальной жилой застройки; по документу: для индивидуального жилищного строительства. Между тем, заинтересованное лицо ссылается на отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне ИТ-2. Однако, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, на основании которых осуществляется деление на территориальные зоны, применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу. Положения ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса позволяют эксплуатацию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, что позволяет сделать вывод о том, что она правомерно осуществила строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем ей, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия и вступления в силу выше названных Правил. На основании ст. 254, 255 ГПК РФ просит признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления кадастрового учета по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>; а также взыскать судебные расходы (л.д. 4-7).
В судебном заседании заявитель участия не принимала. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 88). Представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 39).
Представитель заявителя Потапова А.Л. , действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной три года (л.д. 35), в судебном заседании доводы заявления поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить заявление.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной сроком три года (л.д. 92), возражал против доводов, изложенных в заявлении полностью. Указал на законность и обоснованность принятого решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку документы, представленные заявителем, относительно возможности использования территории по содержанию не соответствовали ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, согласно которому спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне ИТ-2. Просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Представлен отзыв (л.д. 67-70).
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание своего представителя не направил. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 89), возражений не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Положениями ст. 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Е.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, представив технический план, декларацию об объекте недвижимости, свидетельство о государственной регистрации права, распоряжение об установлении почтово-адресной нумерации (л.д. 42-59).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-9) филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области на основании рассмотрения представленных документов приостановил осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что представленные документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В решении отражено, что согласно сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, образуемый объект недвижимости (жилой дом), расположен в границах территориальной зоны ИТ-2 (зона городского наземного транспорта). Наименование образуемого объекта недвижимости «жилой дом» в данной территориальной зоне не предусмотрено (л.д. 8).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 10-11, 12-13).
В свидетельстве о государственной регистрации права указано, что выше названный земельный участок относится к категории земель: Земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 14).
Как следует из пояснений представителя заявителя на данном земельном участке возведен жилой дом.
Согласно Распоряжению Администрации Кировского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № строящемуся зданию индивидуального жилого дома присвоена почтово-адресная нумерация: <адрес> (л.д. 18).
Заявитель обратилась за проведением кадастровых работ о постановке на государственный учет объекта капитального строительства. При проведении кадастровых работ они не были окончены, поскольку согласно письму департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес ФГБУ «ФКУП Росреестра» по Омской области (л.д. 60) сообщено, что рассматриваемый земельный участок, в границах которого определяется объект капитального строительства отнесен к территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ-2), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Из указанного ответа следует, что использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствуют Правилам землепользования и застройки.
Сторона заявителя не оспаривала, что по вопросу внесения изменений в Правила землепользования в уполномоченный орган местного самоуправления не обращались.
Исходя из положений ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 2 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.
Согласно ст. 16 Закона о кадастре определяет основания осуществления кадастрового учета, при осуществлении кадастрового учета на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, применяются положения ст.ст. 26, 27 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, в реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно-разрешенных видах использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (в редакции приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 № 121).
Часть 1 ст. 37 ГрК РФ гласит, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды, условно-разрешенные виды, вспомогательные виды. Изменение одного вида на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. При этом, для зоны ИТ-2, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта, представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения), индивидуальные жилые дома – разрешенный вид использования, для зоны городского наземного транспорта не предусмотрена.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания и строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В силу ст. 85 ЗК РФ собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Омск Омской области, включающие в себя карту градостроительного зонирования территорий г. Омска, а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В силу ст. 10 Правил для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правого режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, фактические обстоятельства дела, установленные судом, применительно к объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес> и приведенные положения законодательства, суд полагает доводы заявителя несостоятельными, а требования не подлежащими удовлетворению, поскольку объект капитального строительства, за постановкой на кадастровый учет которого обратился заявитель, определяется только в границах территориальной зоны ИТ-2. Наименование образуемого объекта недвижимости «жилой дом» в данной территориальной зоне не предусмотрено.
Ссылки заявителя на то, что имеется право собственности на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, не свидетельствует о возможности его использования, в том числе в целях строительства без учета приведенных положений законодательства и требований градостроительного регламента.
В этой связи суд считает обоснованным отказать в удовлетворении заявленных [СКРЫТО] Е.С. требованиях полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований [СКРЫТО] Е.С. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Вагнер