Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 14.02.2019 |
Дата решения | 19.03.2019 |
Судья | Феоктистова Ольга Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c51642f4-51c4-3bcd-99d5-38df85e9a051 |
Дело № 2-1041/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 марта 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А. при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] С.Н. к Управлению МВД России по Омской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.Н. обратился в суд с названным иском к ответчику УМВД России по Омской области, в обоснование требований указав, что был принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в различных должностях. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты> [СКРЫТО] С.Н., начальник отдела вооружением управления организации тылового обеспечения УМВД России по Омской области, по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет дающей право на получение пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ был уволен из органов внутренних дел.
Истцу произведен расчет выслуги лет, согласно которому по состоянию на 25.01.2019 выслуга лет составила в календарном исчислении 27 лет 02 месяца 02 дня, в льготном исчислении 29 лет 08 месяцев 12 дней. С данным расчетом истец не согласен, в связи с чем, обратился с заявлением за разъяснением порядка расчета выслуги лет к начальнику Управления МВД Росам по Омской области. Согласно ответу периоды его службы: <данные изъяты> исчислены в обычном порядке, поскольку в перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий отсутствуют выше указанные должности.
В функции изолятора временного содержания входила охрана подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении лиц во время конвоирования, проведения судебных процессов и следственных действий, а также в других необходимых случаях. С 01.10.2014 замещаемые истцом должности стали именоваться иначе, чем в соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в данной части после приведения должностей в соответствие с Перечнем, требования должностной инструкции истца изменений не претерпели. Поэтому, по мнению истца, не соответствие наименования занимаемой истцом должности в соответствие с требованиями Перечня, при исполнении истцом тех же должностных обязанностей, не может служить основанием для отказа в льготном исчислении указанных периодов службы истца, и должны быть зачтены оспариваемые истцом периоды его службы, в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. Полагает, что ответчиком вследствие неправильного толкования нормы права нарушаются права истца на льготное исчисление выслуги лет, неверное наименование должности не может служить основанием для отказа в зачете выслуги лет в льготном исчислении. Просит обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца периоды службы [СКРЫТО] С.Н.: с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы в сумме 15 000 рублей на оказание юридических услуг согласно договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 3-6/.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] С.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что им оплачена сумма в размере 7 000 рублей за оказание юридических услуг своему представителю.
Представитель истца Новоселов С.А., действующий на по устному ходатайству, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что по договору оказания юридических услуг [СКРЫТО] С.Н. передал ему 7000 рублей за консультацию, составление и подачу иска. Остальные 8000 рублей за представительство в суде истец передаст представителю позднее. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по Омской области Бартош М.А., действующая на основании доверенности /л.д. 76/, в судебном заседании иск не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в возражениях на иск /л.д. 74-75/, пояснила, что истец уволен со службы приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №/ л/с. Выслуга лет по состоянию на 25.01.2019 составляет в календарном исчислении 27 лет 2 месяца 2 дня, в льготном исчислении 29 лет 8 месяцев 12 дней. Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслуг лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Согласно абз. 45 п/п «г» п. 3 Постановления Совета Министров -Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы лицам осуществляется с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел РФ. Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержден приказом МВД России от 20.12.2016. Указанный перечень является закрытым, таким образом, правом на льготное исчисление выслуги обладают только сотрудники, замещающие должности, поименованные в Перечне должностей. Поскольку наименование должностей, на которых истец проходил службу, не соответствует должностям, поименованным в указанном Перечне должностей, отсутствуют правовые основания для исчисления спорного периода службы истца в льготном исчислении. Полагает, что при отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика расходов на оказание юридических услуг, считает сумму завышенной и не отвечающей требованиям разумности и справедливости. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии согласно пп. а ст. 13 названного Закона засчитывается, в числе прочего, нахождение на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел.
Абзацем 2 и 3 ст. 18 указанного Закона РФ установлено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 г. № 690 пп. «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 был дополнен абзацем, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, в частности офицерам, проходившим службу в органах внутренних дел, засчитываются один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Указанное Постановление вступило в силу 26 ноября 2003 г.
Таким образом, до 26.11.2003 г. при отсутствии Перечня должностей и условий, определяемых МВД России, правом на определение выслуги лет для назначения пенсий после увольнения со службы в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца обладали, в частности, офицеры, проходившие службу в органах внутренних дел в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] С.Н. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ в различных должностях /л.д. 7-11, 56-72/.
Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о расторжении контракта и увольнении майора внутренней службы [СКРЫТО] С.Н., <данные изъяты> по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии), ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 12, 73/.
В соответствии с приказом выслуга лет [СКРЫТО] С.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила 27 года 02 месяца 02 дня, в льготном исчислении 29 лет 08 месяцев 12 дней /л.д. 73/.
Не согласившись с указанным исчислением льготного стажа, истец обратился в суд с заявлением о перерасчете выслуги лет один месяц службы за полтора месяца за периоды службы: с <данные изъяты>
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что [СКРЫТО] С.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ занимал <данные изъяты>
Согласно абз. 44 п/п «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (в ред. от 26.07.2018) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Из анализа Приказа МВД России от 20.12.2016 N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", должностных обязанностей ФИО5 и занимаемых им должностей, следует, что фактически на истца распространяется действие абз. 44 п/п «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, в связи с чем, рассматриваемые им периоды работы подлежат зачислению из расчета 1 месяц за 1,5 месяца.
Доводы ответчика о том, что должности истца в спорные периоды не соответствуют дословно должностям, поименованным в перечне должностей, судом откланяются как необоснованные, поскольку в спорные периоды для льготного исчисления выслуги лет законодательство предусматривало необходимость выполнения сотрудником ОВД лишь определенных функций. Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, был утвержден позднее - приказом МВД России от 09.10.2004 г. № 640 и вступил в силу только 14.11.2004 г.
Учитывая установленные обстоятельства по делу, факт прохождения в заявленные периоды [СКРЫТО] С.Н. службы по должностям, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исковые требования о включении спорных периодов в выслугу лет истца в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 15 000 на оказание юридических услуг.
Статьей 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей, расходы на производство осмотра на месте, компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение понесенных расходов истцом представлены: договор об оказании юридических услуг б/н от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 35-36/, акт приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 37/.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из договора об оказании юридических услуг б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] С.Н. («Доверитель») и Новоселов С.А., именуемый в дальнейшем «Исполнитель» заключили договор, в соответствии с которым доверитель поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по сбору и правовому анализу документов; составлению искового заявления о производстве перерасчета выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии; представлению интересов доверителя в суде, по требованиям, изложенном в исковом заявлении /п. 2.1. договора/ /л.д. 35/.
Оплата услуг Исполнителя производится заказчиком в соответствии с п. 4 договора.
Согласно пп. 4.1 договора за выполненную исполнителем работу доверитель выплачивает вознаграждение в размере 15 000 рублей, из которых 7 000 рублей – плата за составление искового заявления, сбор документов, 8 000 рублей – оплата услуг по представлению интересов доверителя в суде.
До начала работы доверитель выплачивает исполнителю, в день подписания договора, аванс в размере 7 000 рублей для сбора документов и составление искового заявления (пп. 4.2.).
Оставшуюся часть вознаграждения в размере 8 000 рублей, доверитель оплачивает исполнителю в день вынесения судом решения (определения) по делу (пп. 4.3.).
Как следует из акта приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37) Новоселов С.А. (исполнитель) получил от доверителя [СКРЫТО] С.Н. аванс в сумме 7 000 рублей за оказание юридических услуг б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца следует, что им передано по договору оказания услуг лишь 7000 рублей за консультирование, подготовку и подачу иска в суд. Остальную сумму в размере 8000 рублей за представление интересов истца в суде по договоренности истцом будут выплачены представителю после рассмотрения дела по существу /л.д. 37/.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что фактически истцом понесены судебные расходы по оплате юридических услуг всего в сумме 7000 рублей, переданных в счет оплаты услуг за консультирование, подготовку и подачу иска. Иных денежных средств истцом исполнителю не передавалось, доказательств этому представителем истца в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено и не оспаривалось.
Исходя из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», по смыслу законоположений о взыскании судебных издержек (главы 7 ГПК РФ) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, п. 12).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13).
Принимая во внимание изложенное, учитывая категорию дела, качество оказанных услуг, с учетом подготовки и подачи иска, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает разумным несением расходов истцом в указанной части в сумме 3000 рублей, которые подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] С.Н. к Управлению МВД России по Омской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Управление МВД России по Омской области засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы следующие периоды службы [СКРЫТО] С.Н.:
- ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
<данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Взыскать с Управления МВД России по Омской области в пользу [СКРЫТО] С.Н. расходы по оплате услуг представителя в сумме 3 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Феоктистова
решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ