Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 14.02.2019 |
Дата решения | 19.03.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Феоктистова Ольга Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | cb10d31a-b6f0-332f-b31e-8324d0e53cd1 |
Дело № 2-1022/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 марта 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А. при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] В.В. к Бюджетному учреждению [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]», Министерству имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] о предоставлении мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истцы [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] В.В. обратились в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что 05.03.2014 года они обратились в Бюджетное учреждение [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, представив соответствующие документы. В письме от 27.03.2014 БУ [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» сообщило, что на основании предоставленных истцам документов агентством принято решение о включении семьи [СКРЫТО] в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 мая 2007 года № 70. Разъяснено, что перечисление средств компенсации на счета граждан производится на основании утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] списков получателей компенсации, которые формируются с учетом размера средств областного бюджета на соответствующий год.
Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством, о необходимости получения которого они будут уведомлены дополнительно. В ответах на обращение истцам о выплате названной компенсации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] сообщено, что ввиду ограниченных возможностей областного бюджета социальные выплаты в рамках Указа Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 мая 2007 года N 70 в 2014 - 2017 годах не предоставлялись. Документы истцов были приняты в установленном порядке БУ [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства омской [СКРЫТО]» и зарегистрированы. Учредителями БУ [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» являются Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Таким образом, при недостаточности денежных средств у БУ [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» субсидиарная ответственность должна быть возложена на собственника имущества бюджетного учреждения. Просит обязать Бюджетное учреждение [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» произвести в пользу истцов выплату в размере, предусмотренном Указом [СКРЫТО] [СКРЫТО] № 70 от 24 мая 2007 года /л.д. 4-5/.
Определением суда от 18.02.2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] /л.д. 1-2/.
В судебном заседании истцы [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что Указ № 70 носит нормативный характер и порождает обязанность, а не право [СКРЫТО] [СКРЫТО] по выплате установленной компенсации. В связи с тем, что на момент подачи заявления о предоставлении компенсации Указ № 70 действовал, меры социальной поддержки должны быть предоставлены. Просят иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Бюджетного учреждения [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» не явился, извещен надлежаще /л.д. 63/. Представил отзыв на иск, согласно которому просил в иске отказать в связи с тем, что законами [СКРЫТО] [СКРЫТО] об областном бюджете на 2014-2016 года средства на компенсации по Указу № 70 не предусматривались. Полагал, что граждане, обратившиеся за компенсацией в этот период не имеют право на компенсацию /л.д. 86/.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] Лукьянова Н.М., действующая на основании доверенности /л.д. 68/, в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск /л.д. 37-43/, дополнительно указав, что установление дополнительным мер социальной поддержки является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью. Рассматриваемая мера социальной поддержки реализовалась в пределах предусмотренного на эти цели финансирования. В бюджете средств на указанные цели не предусматривались. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на иск, просил в иске отказать, полагая требования истцов необоснованными. Указав, что с 27.02.2016 года Указ № 70 признан утратившим силу. Правовые основания для предоставления меры социальной поддержки в рамках данного Указа отсутствуют /л.д. 62, 64-67/.
Представитель ответчика Министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] Головина К.С., действующая на основании доверенности /л.д.54-55/, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве /л.д. 34-35/, дополнительно указав, что Указ Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] № 70 был издан в соответствии со ст. 12 Кодекса мер социальной поддержки, предоставление рассматриваемой меры социальной поддержки является правом, а не обязанностью [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Финансирование рассматриваемых мер социальной поддержки не производилось, Указ утратил силу с 2016 года, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Азнаурова М.А., действующая на основании доверенности /л.д. 52/, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве /л.д. 45-51/, дополнительно указав, что в виду ограниченных возможностей областного бюджета средства на реализацию Указа № 70 в пункте 4.2.1.2 структуры государственной программы [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в [СКРЫТО] [СКРЫТО]», утвержденной постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2013 года № 264-п в редакции от 10 августа 2016 года, предусмотрен иной вид мероприятий – «Предоставление ипотечных кредитом (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой в том числе по стандартам кредитования (заимствования), такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» исключен. Полагает, что оснований для произведения выплаты истцам не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В приведенной статье закреплено, что финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу данной нормы, субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели.
Пунктом 2 ст.12 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс [СКРЫТО] [СКРЫТО] о социальной защите отдельных категорий граждан» установлено, что Губернатор [СКРЫТО] [СКРЫТО] в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
Законом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27.12.2002 года № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» предусмотрена система осуществляемых органами государственной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] мер, направленных на оказание помощи гражданам, желающим приобрести, построить жилье или улучшить жилищные условия иным образом.
В развитие положений данного закона Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.05.2007 № 70 утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Приведенный выше Указ, утратил силу, в связи с изданием Указа Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16 февраля 2016 № 33.
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение компенсации предоставляется семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа), а именно: молодым семьям, семьям, в которых родители (родитель) или усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений [СКРЫТО] [СКРЫТО], муниципальных учреждений, находящихся на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.
Условия предоставления компенсации закреплены в п. 2, 3 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации (п. 4 Порядка).
Как следует из п. 5 Порядка, размер компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита составляет 200 000 рублей. Компенсация предоставляется гражданину посредством зачисления средств компенсации на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации.
В соответствии с п. 8, 9 Порядка, БУ «АЖС» осуществляет прием заявлений о предоставлении компенсации, проверку представленных документов и в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления принимает решение о включении или об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем извещает гражданина в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, проверяет представленные документы на предмет соблюдения условий и требований, предусмотренных настоящим Порядком, и принимает решение о включении либо отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п.9 Порядка).
Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств. О необходимости получения свидетельства гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Как установлено судом, истцы [СКРЫТО] Т.А. и [СКРЫТО] В.В. обратились в Бюджетное учреждение [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, представив соответствующие документы /л.д. 6, 7, 8, 9-14/.
Согласно письму № 525/05 от 27.03.2014 БУ [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» семья [СКРЫТО] включена в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.05.2007 № 70 /л.д. 23/.
Из материалов дела следует, что истцы неоднократно обращались в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] с просьбой о выплате компенсации, однако в своих ответах Министерство ссылалось на ограниченные возможностей областного бюджета и тот факт, что социальные выплаты в рамках Указа Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 мая 2007 года N 70 в 2014 - 2017 годах не предоставлялись /л.д. 16, 17-18, 19, 20-21/.
Указанное явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Обсуждая доводы иска, суд исходит из следующего.
Согласно п. 6 Порядка, утвержденного названным выше Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.05.2007 № 70, предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом [СКРЫТО] [СКРЫТО] об областном бюджете на соответствующий год.
При этом, как следует из п. 9.1. названного Порядка, основанием для выдачи гражданам свидетельств, удостоверяющих их право на получение компенсации, является решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] об утверждении списка получателей компенсации.
В соответствии с п. 9.1. Порядка, указанный список БУ «АЖС» составляет ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Таким образом, Порядком, утвержденным Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.05.2007 № 70, не предусмотрены конкретные сроки выплаты компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, данная мера поддержки предоставляется гражданам в порядке очередности в зависимости от наличия денежных средств в региональном бюджете.
Суд отмечает, что государственная программа [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в [СКРЫТО] [СКРЫТО]», утвержденная Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2013 № 264-п, предусматривала выделение денежных средств на предоставление гражданам данной меры поддержки в период с 2017 по 2020 г.
Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.12.2013 № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки, на которую претендует истица - погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.05.2007 № 70.
Также, согласно Закону [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015-2016г. не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Согласно государственной программе [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в [СКРЫТО] [СКРЫТО]», утвержденной Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2013г. №264-п, в редакции от 23.12.2015г., финансирование данной социальной поддержки до 2019-2020 не предусмотрено.
Ввиду ограниченных возможностей областного бюджета средства на реализацию Указа № 70, в государственной программе [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в [СКРЫТО] [СКРЫТО]», утвержденной Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2013г. №24-п, в редакции от 10.08.2016г., в Структуре (п. 4.2.1.2) предусмотрен иной вид мероприятий «предоставление ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой в том числе по стандартам кредитования (заимствования)», такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей», исключен.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27.12.2002 № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» средства на реализацию государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования (заимствования) ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год.
Отсутствие финансирования данной меры социальной поддержки не противоречит Закону [СКРЫТО] [СКРЫТО] «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Соответственно, для каждого уровня публичной власти установлен свой круг расходных обязательств, являющихся основанием для формирования расходов соответствующего бюджета.
Установление дополнительных мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов Российской Федерации является правом, а не обязанностью и предоставление таких мер может осуществляться только в пределах имеющихся средств бюджета субъекта РФ.
Мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) при рождении (усыновлении,) второго или последующих детей, установленная Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 мая 2007 года N 70 по своей юридической природе являлась дополнительной мерой социальной поддержки определенной категории лиц, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, доводы истцов о том, что рассматриваемая мера социальной поддержки является обязанностью [СКРЫТО] [СКРЫТО] является необоснованными, поскольку противоречат вышеприведенным положениям закона.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая отсутствие необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета [СКРЫТО] [СКРЫТО], являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, выдаче им свидетельств о праве на получение меры социальной поддержки и выплаты компенсации, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о возложении на БУ «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» обязанности произвести в пользу истцов выплату, предусмотренную Указом [СКРЫТО] [СКРЫТО] № 70 от 24.05.2007.
В связи с отсутствием законных оснований, в исковых требованиях к ответчикам следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] В.В. к Бюджетному учреждению [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Агентство жилищного строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]», Министерству имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] о предоставлении мер социальной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Феоктистова
решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2019