Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 13.02.2019 |
Дата решения | 05.04.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Калинина Ксения Алексеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1becb78c-a7e3-3916-94e3-2299f445e329 |
Дело № 2-1013/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Борода О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Б.К., [СКРЫТО] А.Ж. к Бюджетному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об обязании произвести выплату компенсации расходов на погашение части ипотечного кредита,
установил:
[СКРЫТО] Б.К., [СКРЫТО] А.Ж. обратились в суд с иском к БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об обязании произвести выплату компенсации расходов на погашение части ипотечного кредита.
В обоснование указали, что 17.04.2014 с целью предоставления компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита они обратились с заявлением в БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области». В письме от 29.06.2014 БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» сообщило, что на основании представленных истцом документов агентством принято решение о включении семьи [СКРЫТО] в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70. В ответах на обращение истцам о выплате названной компенсации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области сообщено, что ввиду ограниченных возможностей областного бюджета социальные выплаты в рамках Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 в 2014 – 2017 годах не предоставлялись. Истцы считают, что данный Указ носит публичный характер, то есть, подлежит исполнению в установленном порядке независимо от наличия или отсутствия финансирования. По данным выписки из ЕГРЮЛ, БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» находится в стадии ликвидации с 16.03.2016. Учредителями БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» являются Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Считают, что при недостаточности денежных средств у БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» субсидиарная ответственность должна быть возложена на собственника имущества учреждения.
Просили обязать БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» произвести в пользу истцов выплату в размере, предусмотренном Указом Губернатора Омской области № 70 от 24.05.2007, а в случае недостаточности имущества у БУ «Агентство жилищного строительства Омской области» обязать Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести выплату истцам в размере, предусмотренном Указом Губернатора Омской области № 70 от 24.05.2007 (л.д. 4-7).
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены Правительство Омской области, Ликвидационная комиссия БУ Омской области «Агентства жилищного строительства Омской области», Министерство финансов Омской области, Омская ипотечная региональная корпорация (л.д. 1-2).
Истцы [СКРЫТО] Б.К., [СКРЫТО] А.Ж. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Зайцева А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на положения статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указала, что финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта РФ. По смыслу данной нормы, субъекты РФ самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели. В развитие положений данного закона Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 был утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита. Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год. Указ Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 признан утратившим силу с 26.02.2016. Учитывая отсутствие в 2014 – 2016 годах, необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета Омской области, являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, выдачи им свидетельств о праве на получение меры социальной поддержки и выплаты компенсации, признание Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утратившим силу с 26.02.2016, оснований для осуществления выплаты истцам не имеется. Министерство осуществляет функции учредителя БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в части наделения его имуществом, находящимся в собственности Омской области, изъятия указанного имущества, осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества. Отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» является Минстрой, который также осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета (л.д. 70-75).
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому средства областного бюджета на реализацию в 2014 - 2016 годах Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 Законом Омской области от 24.12.2013 № 1599 – ОЗ «Об Областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», Законом Омской области от 25.12.2014 № 1694-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Законом Омской области от 30.12.2015 № 1839-03 «Об областном бюджете на 2016 год» не предусматривались. Отсутствие финансирования указанной меры социальной поддержки не противоречит законодательству. Кроме того, Указ Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 признан утратившим силу. Правовые основания для предоставления меры социальной поддержки в рамках названного Указа отсутствуют. Просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 59-61).
Представитель третьего лица Правительства Омской области Азнаурова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Указом Губернатора Омской области от 16.02.2016 № 33 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области» Порядок признан утратившим силу. Законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» на реализацию мероприятия «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления) второго ребенка или последующих детей» в 2009 году предусматривалось 30 000 000 тыс. руб. Исполнение мероприятия в 2009 году составило 100 процентов на сумму 30 000 000 руб. (Закон Омской области от 06.07.2010 № 1273-03 «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»). Аналогичная ситуация с исполнением мероприятия была в период с 2010 по 2013 годы включительно. Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону Омской области от 24.12.2013 № 1599-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию такой меры социальной поддержки, как погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70. Кроме того, согласно Закону Омской области от 25.12.2014 № 1694-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015 - 2016 годах не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей. Ввиду ограниченных возможностей областного бюджета по реализации Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, в пункте 4.2.1.2 структуры государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п в редакции от 10.08.2016, предусмотрен иной вид мероприятий - «Предоставление ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой в том числе по стандартам кредитования (заимствования)», такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» исключен. В этой связи оснований для осуществления выплаты истцам не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать (л.д. 77-81, 82).
Представитель Министерства финансов Омской области Головина К.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, полагая иск не подлежащим удовлетворению. Указ Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 признан утратившим силу в связи с изданием Указа Губернатора Омской области от 16.02.2016 № 33 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области». Указ Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 был разработан в соответствии со статьей 5 Закона Омской области «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области» (в настоящее время утратившим силу), пунктом 2 статьи 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (л.д. 55-57, 58).
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В приведенной статье закреплено, что финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу данной нормы, субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели.
Пунктом 2 ст. 12 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлено, что Губернатор Омской области в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные названным Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
Законом Омской области от 27.12.2002 № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области» предусмотрена система осуществляемых органами государственной власти Омской области мер, направленных на оказание помощи гражданам, желающим приобрести, построить жилье или улучшить жилищные условия иным образом.
В развитие положений данного закона Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение компенсации предоставляется семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа), а именно: молодым семьям, семьям, в которых родители (родитель) или усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений Омской области, муниципальных учреждений, находящихся на территории Омской области, а также семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.
Условия предоставления компенсации закреплены в п.п. 2, 3 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации (п. 4 Порядка).
Как следует из п. 5 Порядка, размер компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита составляет 200 000 рублей. Компенсация предоставляется гражданину посредством зачисления средств компенсации на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации.
В соответствии с п. 8, 9 Порядка, БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» осуществляет прием заявлений о предоставлении компенсации, проверку представленных документов и в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления принимает решение о включении или об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем извещает гражданина в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, проверяет представленные документы на предмет соблюдения условий и требований, предусмотренных Порядком, и принимает решение о включении либо отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п.9 Порядка).
Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств. О необходимости получения свидетельства гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Судом установлено, что 17.04.2014 истцы обратились в БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (л.д. 25).
Как установлено судом, 29.05.2014 семья [СКРЫТО] включена в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70. Необходимый перечень документов представлен в полном объеме (л.д. 26).
Из материалов дела следует, что 28.02.2013 между ПАО Сбербанк и [СКРЫТО] Б.К., [СКРЫТО] А.Ж. заключен кредитный договор №, по условиям которого истцам предоставлен кредит на сумму 1 448 000 руб. сроком на 240 месяцев, кредит предоставлен для целевого использования – приобретение жилого дома и земельного участка по адресу<адрес> (л.д. 11 -25).
Согласно свидетельствам о рождении, ДД.ММ.ГГГГ родился Ж.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ родилась Ж.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ родилась Ж.Д.А., родителями которых являются истцы [СКРЫТО] А.Ж. и [СКРЫТО] Б.К. (л.д. 9-10).
Поскольку указанная выплата им предоставлена не была, истцы обратились в Правительство Омской области по вопросу денежной компенсации для погашения ипотечного кредита при рождении второго ребенка в рамках Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 25.11.2016 следует, что поименованный Указ № 70 создавался как дополнительная мера социальной поддержки гражданам РФ, проживающим на территории Омской области, которая предоставлялась в форме социальной выплаты в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год. Указом Губернатора Омской области от 16.02.2016 № 33 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области» Указ № 70 признан утратившим силу. Не имеется правовых оснований для предоставления социальной выплаты в рамках Указа № 70 ввиду признания его утратившим силу (л.д. 22).
Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 15.03.2017 следует, что создание и реализация Указа является правом, а не обязанностью Омской области и осуществляется в зависимости от наличия возможностей регионального бюджета. В рамках реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной обильности в 2015 году постановлением Правительства РФ от 20.04.2015 № 373 утверждены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Указанным нормативным правовым актом предусматривается возможность реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) путем обращения заемщика к кредитору. Возмещение кредиторам части недополученных доходов осуществляется ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Региональным оператором реализации механизма долгосрочного ипотечного кредитования на территории Омской области в рамках соглашения с ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» является ОАО «Омская региональная ипотечная корпорация» (л.д. 23).
Указанное явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные истцами требования, суд исходит из следующего.
Так, в п. 6 Порядка, утвержденного названным выше Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, закреплено, что предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
При этом, как следует из п. 9.1. названного Порядка, основанием для выдачи гражданам свидетельств, удостоверяющих их право на получение компенсации, является решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении списка получателей компенсации.
В соответствии с п. 9.1. Порядка, указанный список БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» составляет ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Таким образом, Порядком, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, не предусмотрены конкретные сроки выплаты компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, данная мера поддержки предоставляется гражданам в порядке очередности в зависимости от наличия денежных средств в региональном бюджете.
Суд отмечает, что государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, предусматривала выделение денежных средств на предоставление гражданам данной меры поддержки в период с 2017 по 2020 годы.
Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону Омской области от 24.12.2013 № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки, на которую претендует истица - погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70.
Также, согласно Закону Омской области от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015-2016 гг. не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей. Расходы на предоставление данной компенсации в размере 15 000 000,00 руб. были предусмотрены в бюджете Омской области на плановый период 2017 год.
Согласно государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, в редакции от 10.08.2016, финансирование данной социальной поддержки до 2019-2020 гг. не предусмотрено.
Ввиду ограниченных возможностей областного бюджета средства на реализацию Указа № 70 в государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 24-п, в Структуре (п. 4.2.1.2) предусмотрен иной вид мероприятий «предоставление ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой, в том числе, по стандартам кредитования (заимствования)», такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей», исключен.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Омской области от 27.12.2002 № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области» средства на реализацию государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования (заимствования) ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год.
Отсутствие финансирования данной меры социальной поддержки не противоречит Закону Омской области «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области».
Установление дополнительных мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов Российской Федерации является правом, а не обязанностью и предоставление таких мер может осуществляться только в пределах имеющихся средств бюджета субъекта РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета Омской области, являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, суд приходит к выводу о необоснованности требований истцов об обязании БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» произвести в их пользу выплату в размере, предусмотренном Указом Губернатора Омской области № 70 от 24.05.2007, а в случае недостаточности имущества у БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» - обязании Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести выплату истцам в размере, предусмотренном Указом Омской области № 70 от 24.05.2007.
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации закреплены в статье 8 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 БК РФ в пределах своей компетенции органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
Законы Омской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» приняты Законодательным Собранием Омской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, в установленной форме, при соблюдении порядка принятия, введения в действие и опубликования.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации относится к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 38 Устава (Основного Закона) Омской области Законодательное Собрание Омской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Омской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Омской области.
В Омской области постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Омской области является Законодательное Собрание Омской области, которое принимает законы, постановления по предметам ведения Омской области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области (статьи 32, 39 Устава (Основного Закона) Омской области, ст. 1 Закона Омской области от 15.07.1994 № 2-0З «О Законодательном Собрании Омской области», ст.4 Закона Омской области от 21.11.2002 года № 409-0З «О нормативных правовых актах Омской области»).
Бюджетный процесс в Омской области регламентирован главой 4 Закона Омской области от 10.05.2002 № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области».
В соответствии со статьей 12 Закона № 1346-ОЗ Омской области от 24.12.2013 № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 25.12.2014 № 1694-0З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были внесены в Законодательное Собрание Омской области Правительством Омской области.
После принятия указанных Законов Законодательным Собранием Омской области они подписаны Губернатором Омской области и в установленные сроки опубликованы в газете «Омский вестник», соответственно, вступили в законную силу.
Таким образом, названные Законы были приняты уполномоченным органом - Законодательным Собранием Омской области, в установленной форме - в форме областного закона. При их принятии был полностью соблюден порядок принятия, а также вступления в силу и опубликования.
В свою очередь, полномочия Правительства Омской области в сфере бюджетного процесса закреплены в статье 6 Закона Омской области от 10.05.2011 №1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области», которым к компетенции Правительства Омской области принятие областных законов не отнесено.
В связи с указанным, суд полагает, что какие-либо основания для признания незаконным бездействия Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области отсутствуют.
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Соответственно, для каждого уровня публичной власти установлен свой круг расходных обязательств, являющихся основанием для формирования расходов соответствующего бюджета.
Как было указано судом выше, закрепление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан является правом субъекта Российской Федерации, а, следовательно, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится и определение порядка предоставления указанных мер.
Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять характер и содержание принимаемых ими правовых норм.
Исходя из изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Б.К., [СКРЫТО] А.Ж. к Бюджетному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об обязании произвести выплату компенсации расходов на погашение части ипотечного кредита отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2019 года.