Тип дела | Производство по материалам |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 03.03.2021 |
Дата решения | 12.03.2021 |
Вид производства | Материалы, разрешаемые в порядке исполнения решений и иные в гражданском судопроизводстве |
Предмет | об отсрочке или рассрочке исполнения постановления суда |
Судья | Вагнер Евгения Александровна |
Результат | Отказано |
Судебное решение | Есть |
ID | ad21cebb-a27a-3285-ac77-6660d6fc6be7 |
Дело № 2-2617/2020 (М 13-602/2021)
55RS0007-01-2020-004082-42
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 марта 2021 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе судьи Вагнер Е.А., рассмотрев заявление Министерства имущественных отношений об отсрочке исполнения решения,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения по выше обозначенному гражданскому делу на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В качестве обстоятельств невозможности исполнения решения суда в срок, предусмотренный ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», заявитель указал, что 18.01.2021 было возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для исполнения решения суда. Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, является Министерство имущественных отношений Омской области. В резолютивной части решения не установлен конкретный предельный срок для его исполнения. Приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется на основании заявок Минобразования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и г. Омске. Приобретение жилых помещений осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи. Минимущество после предоставления жилых помещений включает их в специализированный жилищный фонд Омской области и относит к жилым помещениям для детей-сирот, после чего КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» заключает договоры найма специализированного жилого помещения с лицами из числа детей-сирот. Необходимо учитывать сроки государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, сроков приобретения недвижимого имущества путем запроса котировок и проведения торгов, сроков предоставления сведений о детях-сиротах, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, невозможно исполнить решение суда в 5-дневный срок. Приобретение жилых помещений осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013, что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений. Имеется дефицит бюджета, происходит сокращение бюджетных расходов, но это сокращение не затрагивает заложенных в бюджете расходов по обеспечению сирот жилыми помещениями. Предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилья детям-сиротам. Разработана государственная программа Омской области, которой установлены объемы и источники финансирования. На финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2021 году предусмотрено 264481,9 тысяч рублей, прогнозное значение результативности использования субсидии для Омской области составляет 219 жилых помещений. Истец является № в ориентировочном списке среди лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, планируется обеспечить истца жилым помещением в 2022 году. Неисполнение судебного акта влечет наложение штрафных санкций. Со ссылкой на ст. 203 ГПК РФ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявитель просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 203.1 ГПК РФ, введенной Федеральным законом от 28.11.2018 №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Право на обращение в суд взыскателя, должника, судебного пристава с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта указано также в ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение вопроса об отсрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения.
Нормы закона не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Таким образом, суд вправе предоставить отсрочку исполнения судебного акта при наличии обстоятельств, затрудняющих (препятствующих) его исполнению.
Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Мусиной Д.М. к Министерству имущественных отношений Омской области удовлетворены полностью. Судом постановлено: «Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Мусиной Д.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения».
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Решение суда вступило в законную силу.
Ссылаясь на необходимость предоставления отсрочки исполнения названного решения суда сроком до 01.07.2022, заявитель указывает на соблюдение процедуры, предусмотренной Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п и Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013, на необходимость времени для соблюдения процедуры, а также на объем выделенных денежных средств из бюджетов для этих целей.
Действительно, исполнение решения суда предполагает соблюдение процедуры, предусмотренной действующим законодательством, регламентирующим данные правоотношения. Об этом также указано и в решении суда. Из заявления следует, что материальные средства для реализации возложенных на Министерство имущественных отношений Омской области полномочий выделяются денежные средства, на сегодняшний день они не освоены.
В этой связи довод о соблюдении процедуры не может являться основанием для предоставления отсрочки по исполнению решения суда.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя на неопределенный срок.
Суд отмечает, что в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что в случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о возложении обязанности предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Ссылаясь на необходимость предоставления отсрочки исполнения названного решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя указывает на угрозу ответственности по неисполнению решения в срок, установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения решения суда; а также на длительность процедуры оформления заявки и приобретения (строительства) жилого помещения.
Между тем, из п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» следует, что согласно позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки судебного разбирательства по гражданским делам, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 о защите прав человека и основных свобод, начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта, то есть исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».
В постановлении Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 г. № 11-П указано, что право каждого на жилище, как оно закреплено Конституцией РФ и предусмотрено нормами международного права, опирается на выраженный в предписаниях статей 2, 17 - 19 и 21 Конституции РФ принцип, в силу которого человек является высшей ценностью и ничто не может служить основанием для умаления его достоинства как субъекта гражданского общества, чьи права и свободы во всей их полноте находятся под защитой Конституции РФ. Европейский Суд по правам человека в своей прецедентной практике исходит из того, что, хотя в Конвенции о защите прав человека и основных свобод отсутствует определение права на обеспечение жилищем, тем не менее несомненно желательно, чтобы каждый имел место, где он мог бы проживать с достоинством и которое он мог бы назвать домом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении № 104-О от 18.04.2006, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя на неопределенный срок.
Довод заявителя о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с бюджетным финансированием, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Также не может являться основанием для удовлетворения заявления довод заявителя о возможности привлечения Министерства имущественных отношений Омской области к ответственности в рамках исполнительного производства в связи с неисполнением решения суда.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения. Длительность процедуры предоставления жилого помещения, по мнению суда, не является данными обстоятельствами.
Кроме этого, суду не представлено доказательств, подтверждающих намерение исполнить судебное решение в срок, на который должник просит предоставить отсрочку по конкретному лицу.
Таким образом, отсрочка исполнения решения суда может повлечь нарушение баланса интересов взыскателя и должника.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Министерства имущественных отношений Омской области об отсрочке исполнения указанного выше решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 203, 434, 224-225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
В удовлетворении заявления Министерству имущественных отношений Омской области об отсрочке исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № № отказать.
Определение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи частной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в течение 15 дней со дня вынесения определения, не включая нерабочие дни.
Судья Е.А. Вагнер