Дело № 12-152/2022, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Центральный районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 22.03.2022
Дата решения 23.05.2022
Статьи кодексов ст.8.2 ч.4 КоАП РФ
Судья Щеглаков Георгий Георгиевич
Результат Отменено с прекращением производства
Судебное решение Есть
ID 149e714e-4433-3e62-9c0b-d6c53beeecff
Стороны по делу
Ответчик
******** ****** ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело

55RS0-39

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 мая 2022 года г. Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г, при секретаре Шенфельд В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №ВТА-1159-в/3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым первый заместитель директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5 был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и назначен штраф в размере 20 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №ВТА-1159-в/3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо первый заместитель директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 20 000 рублей.

Как следует из названного постановления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации г. Омска проведена внеплановая выездная проверка. По итогам проверки выявлено следующие. Сведения о свалке твердых коммунальных отходов (свалка «Советская-1»). Местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – административное здание. Участок находится примерно в 1500 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская <адрес>. Период эксплуатации свалки: с 1986 по 1999, официально закрыта с 2014 года. Площадь свалки: 17.8 га. Сроки реализации мероприятий по ликвидации: 2023-2024 гг. Объем отходов: около 783 806 м3.Согласно информации из Решения Центрального районного суда г. Омска от 24.11.2014 по делу , на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3168 в 1986 г. по решению Омского горисполкома открыта свалка площадью 9,9 га, закрыта в 1999 г., но продолжала принимать отходы до 2003 г. Пунктом 1.1 распоряжения Мэра г. Омска от 28.02.2005 поручено прекратить прием и утилизацию ТБО на свалке «Советская-1». В июне 2014 г. прокуратурой Советского административного округа г. Омска была проведена проверка на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3168, установлено несанкционированное размещение отходов на территории закрытой свалки «Советская-1».В соответствии с Распоряжением Администрации г. Омска от 20.11.2014 №381-р «О прекращении приема и утилизации твердых бытовых отходов на свалке твердых бытовых отходов «Советская-1» структурному подразделению Администрации г. Омска - Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска поручено: провести мероприятия по прекращению приема твердых бытовых отходов на свалке твердых бытовых отходов «Советская-1».В соответствии с Решением суда Администрация г. Омска обязана: устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, приняв меры по недопущению использования для целей размещения твердых бытовых отходов земельный участок с кадастровым номером 55:36:030114:3168. По данным территориальной схемы в области обращения с отходами свалка включена в п. 3 «Информация по ликвидации всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов Омской области» приложения №9 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39. Согласно информации Главного управления МЧС России по Омской области (исх. от 08.10.2021 №ИВ-238-23084) на территории свалки с 2017 года было зафиксировано 2 пожара (17.04.2021, 18.04.2021). Информация по результатам проведенных, в рамках государственного контроля (надзора) осмотров с целью установления фактического состояния свалки. Даты проведения осмотра:21.09.2021 (протокол осмотра от 21.09.2021 №ВТА-1159-в/1);22.09.2021(протокол осмотра от 22.09.2021 №ВТА-1159-в/3);28.09.2021(протокол осмотра от 28.09.2021 №ВТА-1159-в/6). На участке отсутствуют капитальные сооружения. Территория участка не огорожена, обваловка и водоотводные траншеи отсутствуют. Въезд на территорию свободный, отсутствует ограждение по периметру свалки. Информационные баннеры, знаки о запрете свалки мусора (отходов) не установлены. При проведении натурного осмотра территории свалки также установлено наличие «свежих» навалов следующих отходов 1-У классов опасности (согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242):отходы типа «отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие», шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класс опасности), бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути (I класс опасности), отходы типа «прочие отходы строительства и ремонта», отходы из жилищ крупногабаритные, отходы группы «тара стеклянная загрязненная», отходы группы «отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, загрязненные лакокрасочными материалами», отходы типа «отходы производства текстильных изделий», отходы изоляции проводов и кабелей при их разделке, зачистке, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, а также медицинские отходы. На теле свалки зафиксированы очаги тления размещенных отходов в свалочной массе. В ходе осмотра территории свалки и прилегающей территории установлено, что на данном объекте и на прилегающей территории, в том числе на водосборной площади р.Иртыш в пределах 500 метровой зоны, размещены отходы. Территория свалки не огорожена, обваловка отсутствует, имеются многочисленные подъездные пути, при этом Администрация г. Омска, которая является собственником земельного участка 55:36:030114:3168, бездействует, не принимая мер по недопущению размещения (сброса) населением отходов. Тем самым были нарушены: с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления»; п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, первый заместитель директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А., обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование указал, что согласно диспозиции нормы, содержащейся в части 4 ст. 8.2 КоАП РФ, ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Из материалов дела следует, что в рамках федерального государственного экологического контроля проведена одна проверка на основании Решения о проведении внеплановой выездной проверки №РП-04/110 от 17.09.2021.В соответствии с пунктом 7 Решения - выездная проверка проводится по адресу(местоположению): 1)местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Административное здание. Участок находится примерно в 1500 м., по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира. Омская область, г. Омск, Советский АО, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 55:36:030114:3168; 2) Омская область, г. Омск, Центральный АО, установлено относительно северной части кадастрового квартала 55:36:080101, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:360. То есть в соответствии с решением выездная проверка проводилась одна, которой зафиксированы нарушения на двух объектах. И каждое из выявленных нарушений в отношении этих объектов квалифицируются как нарушение в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, и образует единый состав правонарушения. Из чего следует, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выявленных в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2. КоАП РФ. Таким образом, составление двух протоколов, а равно и вынесение двух постановлений о назначении административного наказания не отвечает задачам и принципам законодательства об административных правонарушениях. Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, а объективная сторона выражается в нарушении действующих требований в области охраны окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». То есть данная норма помимо обязанности осуществления контроля за состоянием и воздействием на окружающую среду объектов отходов возлагает на собственников проведение работ по восстановлению нарушенных земель в установленном действующим законодательством порядке. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» установлены Правила проведения рекультивации и консервации земель. Согласно Правилам рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Решением Омского городского Совета от 19.12.2018 № 109 «О внесении изменений в Положение о департаменте строительства Администрации г. Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416» департаменту строительства Администрации дополнена функция по организации разработки проектов рекультивации земель, проектов консервации земель. Вместе с тем в рамках полномочий, предусмотренных Положением о департаменте строительства Администрации, последний организует вышеуказанную работу при наличии включения бюджетных ассигнований в адресной инвестиционной программе. Конституционный Суд в определении от 09.11.2017 № 2516 разъяснил смысл положений п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подтвердил актуальность ранее сформулированной правовой позиции, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований по организации рекультивации земель, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. При этом конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. При планировании расходов бюджета г. Омска объем ассигнований на строительство (реконструкцию) объектов АИП определяется с учетом возможностей доходной базы бюджета, а также обязанностей органов местного самоуправления по исполнению полномочий, возложенных действующим законодательством. На реализацию мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами между Министерством природных ресурсов и экологии Омской области и Администрацией заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2019-2020 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ г. Омска Омской области. В настоящее время Администрацией осуществляются мероприятия по организации рекультивации земель. Из чего следует, что основания для привлечения Администрации к административной ответственности в части осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных земель у органа контроля отсутствуют. Вменения должностному лицу неисполнения иных действий, которые выразились в отсутствии ограждения территории свалки и обваловке, наличии многочисленных подъездных путей и не принятии мер по недопущению размещения (сброса) населением отходов, норма п. 4 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, является не обоснованным. Согласно Положению о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443, департамент участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Омска. Для осуществления данной деятельности создано БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» целью деятельности, которого является выполнение муниципальной работы в соответствии с муниципальным заданием. Ежегодно Департамент формирует муниципальное задание и доводит денежные средства на выполнение муниципальных работ до бюджетного учреждения. В соответствии с Актом выполненных работ от 02.04.2021 года бюджетным учреждением проведены работы по установке 2-х запрещающих информационных знаков «Свалка мусора запрещена» на территории закрытой свалки «Советская-1». Кроме того на несанкционированном стихийном въезде установлены бетонные блоки, препятствующие проезду. Таким образом, департаментом в лице первого заместителя департамента были предприняты все возможные меры, а соответственно органом контроля не правильно квалифицированы действия должностного лица. В Постановлении указано также на нарушение пункта 2 статьи 80.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу требований Закона № 7-ФЗ объекты размещения отходов могут являться объектами накопленного вреда окружающей среды, правовой режим которых определяется главой XIV.1 Закона № 7-ФЗ. Включение в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) является признаком признания отходов объектами накопленного вреда окружающей среде. Объекты включены в ГРОНВОС приказом Минприроды России от 03.03.2021 №151«О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2017 №470 «О включении объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде» в марте 2021 года. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде только включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 80.2 Закона №7-ФЗ). Вместе с тем, Администрацией с 2019 года проводится работа по организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В программу «Формирование комфортной городской среды», утвержденной Постановлением Администрации г. Омска от 05.2017 №1099-п, внесена подпрограмма «Чистый и уютный город», в рамках которой до настоящего времени выполняются мероприятия по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов). Таким образом, указание на нарушение должностного лица пункта 2 статьи 80.2 Закона № 7-ФЗ не обосновано. Более того, осуществление организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде согласно п. 12.1. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 №8 «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области", относится к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Из чего следует, что Администрация, а соответственно и должностное лицо не является субъектом административного правонарушения, выраженного в нарушении требования п.2 ст.80.2 Закона №7-ФЗ. Поскольку Администрация и соответственно должностное лицо не является субъектом административного правонарушения, то в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Просит спорное постановление отменить, производство по делу – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. жалобу поддержала, просила требования удовлетворить. Предоставили письменные дополнения к жалобе, в которых указывают, что предметом проверки являлись свалки, которые подлежат рекультивации в установленном порядке, в связи с чем к ним не могут быть применены требования о несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, то есть состав статьи, предусмотренный ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ. Указывают на то, что спорная свалка не является объектом капитального строительства. Проектной документацией на ликвидацию свалки предусмотрены работы по рекультивации с проведением мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на отведенном земельном участке. В связи с чем выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. Кроме того Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора неправильно определен статус территории, на которой проводились контрольные (надзорные) мероприятия. В постановлении об административном наказании указана территория на которой, по мнению Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, располагается объект контроля (надзора) - земельный участок с кадастровым номером 55:36:030114:3168 «Свалка твердых коммунальных отходов Центральная». И в ходе проверки территория оценивалась по критериям оценки, применяемых к объекту негативного воздействия на окружающую среду, что является грубым нарушением требований законодательства. Указывают на то, что объект накопленного вреда окружающей среде и объект размещения отходов — два разных понятия. В материалах дела не имеется доказательств того, что должностное лицо осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Администрацией г. Омска проводятся мероприятия по рекультивации земельного участка, следовательно, бездействия в данной части отсутствуют. Мероприятия по проведению установки временного ограждения свалки будут осуществлены в рамках рекультивации с целью ликвидации свалки. Ликвидация свалки будет осуществлена в рамках проведения комплекса необходимых работ, включающих необходимые мероприятия по ее рекультивации. Администрацией г. Омска при выявлении факта незаконного размещения ТБО на земельном участке приняты меры о сообщении данной информации уполномоченному органу - Сибирскому межрегиональному управлению Росприроднадзора, с целью организации рейдовых мероприятий совместно с УГИБДД УМВД России по г. Омску с целью пресечения нарушения требований лицензионного контроля. Полагают, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, субъектом ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель лица, вынесшего постановление, требования считал необоснованными, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в суд, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 6 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления или иных опасных веществ. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2. 3 КоАП РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность) (абз.11).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Оспариваемым постановлением [СКРЫТО] М.А. вменяется нарушение п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вышеуказанные нарушения по мнению контролирующего органа, свидетельствуют о бесконтрольности со стороны [СКРЫТО] М.А., с чем суд согласиться не может.

Как усматривается из материалов дела, Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РП-02/109 в отношении Администрации г. Омска была проведена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по 29.09.2021г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от территория земельного 55:36:080101:360 внесена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с регистрационной записью «Закрытая свалка в Центральном административном округе города Омска на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (Омская область)».

Рассматриваемая свалка внесена в реестр объектов накопленного вреда окружающей среды, в реестре объектов размещения отходов не значится, что подтверждается реестрами.

Пунктом 1.1 распоряжения Мэра г. Омска от 28.02.2005 поручено прекратить прием и утилизацию ТБО на свалке «Советская-1».

Период эксплуатации свалки с 1986 по 1999 г, официально закрыта с 2014 г., согласно решению Центрального районного суда г. Омска от 24.11.2014 по делу 2-5801/2014, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3168 в 1986 г. по решению Омского горисполкома открыта свалка площадью 9,9 га, закрыта в 1999 г., но продолжала принимать отходы до 2003г.

На участке отсутствуют капитальные сооружения, территория участка не огорожена, и водоотводные траншеи отсутствуют. Въезд на территорию свободный, отсутствует ограждение по периметру свалки. Информационные баннеры, знаки о запрете свалки мусора (отходов) не установлены.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения первого заместителя директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. к административной ответственности по ч. 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Делая вывод о виновности первого заместителя директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований администрацией не предпринимается надлежащих действенных мер по недопущению размещения (сброса) населением отходов на территории спорной свалки, не осуществляется надлежащий контроль по окончании эксплуатации объекта за его состоянием и воздействием на окружающую среду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Указанный участок не является специально оборудованными для временного хранения отходов производства и потребления местами и не соответствует требованиям, предъявляемым к специально оборудованным для временного хранения отходов производства и потребления местам, что может повлечь возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Кроме того, суд учитывает следующее, в пункте 3.4 СанПиН 42-128-4690-88 приведен исчерпывающий перечень требований, предъявляемый к свалкам:

отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим основным требованиям:

территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра;

уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода;

не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.

Указанное в Постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение со стороны первого заместителя директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. об отсутствии обваловки свалки не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 5 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Однако, такие нормативы, требования по обвалки свалки отсутствуют; в природоохранной документации методические рекомендации об обвалке свалки также отсутствуют.

Также суд учитывает, что органы местного самоуправления должны соблюдать требования бюджетного законодательства. Так, пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные срешением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет право расходовать денежные средства на мероприятия, обязанность по проведению которых отсутствует.

Вышеуказанная свалка подлежит рекультивации в установленном законом порядке, в связи с чем в данном случае могут быть применены положения о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, то есть состав статьи, предусмотренный ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4.2. Федерального закона «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в отличие от объектов негативного воздействия на окружающую среду объекты накопленного вреда окружающей среде идентифицируются по следующим основным признакам: - объекты негативного воздействия на окружающую среду -объекты, на которых осуществляется деятельность с установленным предельно допустимым воздействием (нормативы) на окружающую среду;- объекты накопленного вреда окружающей среде - территории с деградацией естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, на которых отсутствует какая-либо деятельность и законодательством предусматривается лишь единственный способ их существования - ликвидация.

Для прекращения существования объектов накопленного вреда окружающей среде законодательством РФ предусматривается лишь один механизм - ликвидация (основание: ч. 1 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Основание и порядок предусмотрен в соответствии с ч. 3 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде».

Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В силу пункта 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления, пункта 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела не имеется доказательств того, что первый заместитель директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, должностное лицо первый заместитель директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях [СКРЫТО] М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Наряду с указанным материалы дела позволяют сделать вывод о том, что должностным лицом [СКРЫТО] М.А. принимаются необходимые меры к организации возложенных на него властно-распорядительных функций в области обращения с отходами.

Так, из материалов дела усматривается, что первым заместителем директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. были приняты меры по недопущению самовольного использования земельного участка третьими лицами. При этом за самовольное размещение отходов в нарушение требований действующего законодательства РФ подлежат привлечению лица, которые допустили незаконный вывоз (сброс, размещение) отходов в отсутствие разрешающих документов.

Таким образом, ликвидация свалки будет осуществлена в рамках проведения комплекса необходимых работ, включающих необходимые мероприятия по ее рекультивации. При этом размещение всех необходимых ограждений может быть осуществлено в соответствии с указанной проектной документацией в рамках установленных этапов ее проведения.

Доводы о наличии оснований для объединения в одно производство административных дел, об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с указанием, что все правонарушения выявлены при проведении одной проверки, отнесены к 8 главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют один объект посягательства, рассмотрение названных дел подведомственно одному должностному лицу, несостоятельны в силу следующего:

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и порядок природопользования.

К числу обязательных признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, отнесены: деяние (действия, бездействие), выражающееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, в случае если лицом совершено несколько тождественных действий (бездействия), то с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности, места, времени, средств и способа совершения противоправных действий, их направленности к единой цели, это лицо может быть привлечено к ответственности за одно нарушение. Если же правонарушения по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ выявлены при эксплуатации нескольких объектов, то составление протокола за каждое отдельное деяние, образующее самостоятельный состав административного правонарушения, будет соответствовать задачам, отраженным в статье 1.2 КоАП РФ.

Таким образом, несмотря на то, что все правонарушения относится к нарушениям в области в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, рассмотрение названных дел подведомственно одному должностному лицу и в обжалуемых постановлениях делается ссылка на одни и те же нормы законодательства, допущенные нарушения совершены в отношении разных объектов (разные источники выбросов), по вновь возникшему каждый раз умыслу, следовательно, образуют самостоятельные составы правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьей 8.2 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, оснований полагать, что в действиях первого заместителя директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. имеется состав административного правонарушения у суда не имеется.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст.30.6-30.8 КАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №ВТА-1159-в/3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо первый заместитель директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска [СКРЫТО] М.А. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и назначен штраф в размере 20 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья: Г.Г. Щеглаков

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Центральный районный суд г. Омска (Омская область) на 22.03.2022:
Дело № 2-1726/2022 ~ М-1165/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1632/2022 ~ М-1134/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шевцова Наталья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1724/2022 ~ М-1162/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1615/2022 ~ М-1163/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ретуева Ольга Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1661/2022 ~ М-1141/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 27.04.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мезенцева Оксана Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-30/2022, апелляция
  • Решение: Определение (пост.) ОТМЕНЕНО В ЧАСТИ, вопрос РЕШЕН ПО СУЩЕСТВУ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мезенцева Оксана Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-1571/2022 ~ М-1120/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 12.04.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-1568/2022 ~ М-1123/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-1570/2022 ~ М-1121/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-1566/2022 ~ М-1119/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-1138/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1147/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1137/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1140/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1139/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-153/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.05.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-154/2022, апелляция
  • Дата решения: 08.04.2022
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-151/2022, апелляция
  • Дата решения: 17.05.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-155/2022, апелляция
  • Дата решения: 18.05.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-186/2022, первая инстанция
  • Решение: Направлено ПО ПОДСУДНОСТИ (подведомственности)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белов Иван Томович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-188/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 03.06.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сторожук Владислав Валерьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-184/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 31.05.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сторожук Владислав Валерьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-187/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 04.05.2022
  • Решение: Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-185/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 20.04.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-855/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мотрохова Анастасия Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-853/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанцева Надежда Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-850/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанцева Надежда Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-859/2022, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-34/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано в принятии к производству
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сторожук Владислав Валерьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-838/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-860/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 25.04.2022
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мезенцева Оксана Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-823/2022, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мотрохова Анастасия Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-822/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марченко Елена Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-114/2022, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено частично
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белов Иван Томович
  • Судебное решение: НЕТ