Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 26.11.2020 |
Дата решения | 29.12.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Лебедева Оксана Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 944f681b-b488-37f7-a143-c92d66cb2207 |
Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лебедева О.В.
при секретаре Кулишовой М.В.,
при помощнике Варченко Т.С.,
с участием прокурора Карачинцевой О.Г.,
29.12.2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска, в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», Департаменту образования Администрации г. Омска об устранении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор САО г. Омска обратился в суд в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», Департаменту образования Администрации г. Омска, указав, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой САО г. Омска в деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. 06.11.2020 прокуратурой округа совместно со специалистом ДЭУ САО г. Омска БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен выход в дошкольное образовательное учреждение. В ходе осмотра территории БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: 9 вязов, 1 клена, а также деревьев, подлежащих обрезке: 31 вяза, 7 ив По результатам проверки составлен акт, в котором отражены указанные нарушения, а также схема расположения зеленых насаждений на территории дошкольного образовательного учреждения. БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» обращалось в Департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данного нарушения. Из ответа Департамента образования Администрации г. Омска следует, что информация о потребности в финансировании на проведение работ по сносу и обрезке деревьев учтена. Вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 гг. Непринятие мер по сносу аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья. На основании изложенного, истец просил обязать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» устранить нарушения требований законодательства, а именно, снести аварийные деревья: 9 вязов, 1 клен, а также произвести обрезку: 31 вяза, 7 ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес, обязать Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование указанных мероприятий в целях устранения нарушений законодательств об образовании в РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», расположенном по адресу: адрес, взыскать с БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» в доход бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Советского АО г. Омска Карачинцева О.Г. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав помощника прокурора Советского АО г. Омска, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ).
Согласно п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.117 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение города Омска в сфере благоустройства.
Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории города Омска осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением.
Согласно ч. 2 ст. 120 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии:
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска;
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации города Омска.
По ч.8 ст.120 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №», расположенное по адресу: адрес, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования ФИО1 адрес, серия А №, регистрационный № от ...., срок действия лицензии – бессрочно.
В ходе проверки, проведенной Прокуратурой САО г. Омска в деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Так, .... прокуратурой округа совместно со специалистом ДЭУ САО адрес БУ адрес «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен выход в дошкольное образовательное учреждение.
В ходе осмотра территории БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: 9 вязов, 1 клен, а также деревьев, подлежащих обрезке: 31 вяза, 7 ив.
По результатам проверки составлен акт с фотоматериалами, в котором отражены указанные нарушения, а также схема расположения зеленых насаждений на территории дошкольного образовательного учреждения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что непринятие мер по сносу аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394».
БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» обращалось в Департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данного нарушения.
Из ответов Департамента образования Администрации г. Омска следует, что информация о потребности в финансировании на проведение работ по сносу и обрезке деревьев учтена. Вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 г.г.
Таким образом, располагая информацией о нарушениях в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», Департаментом образования Администрации г. Омска финансирование мероприятий по их устранению не осуществлялось. Вместе с тем, отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Согласно п. 1.3 Устава БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с п. 1.6 Устава, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования Администрации г. Омска.
Согласно п. 1.8 Устава, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении, закрепленного за учреждением имущества, осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
В соответствии с Положением о Департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. № 413, Департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с указанным Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьи лицом в суде.
К одной из основных задач департамента относится создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования.
Одной из основных целей департамента является создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Объем ответственности Департамента образования Администрации г. Омска за выявленные в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» нарушения требований законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних определяется тем, что в силу вышеприведенных норм и правил отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя, непринятие таких мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, нарушает права несовершеннолетних обучающихся на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Департамент образования Администрации г. Омска как отраслевой орган по финансированию бюджетных учреждений от имени учредителя несет ответственность за выявленные в деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» нарушения требований действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что Департамент образования Администрации г. Омска как учредитель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» был поставлен в известность о необходимости финансирования расходов на устранение нарушений законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, однако вопрос о выделении средств на устранение выявленных нарушений до настоящего времени не разрешен.
Доказательств того, что собственных денежных средств БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» достаточно для устранения указанных нарушений представителем учредителя указанного бюджетного учреждения ответчиком департаментом образования Администрации г. Омска суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, а на учредителя - обязанности по финансированию мероприятий по устранению этих нарушении являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» устранить нарушения требований законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания, а именно, снести аварийные деревья: 9 вязов, 1 клен, а также произвести обрезку: 31 вяза, 7 ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес.
Возложить обязанность на Департамент образования администрации г. Омска осуществить финансирование указанных мероприятий по устранению в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394», расположенном по адресу: адрес, нарушения законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания.
Взыскать с бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 394» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Данное решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме .... путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд адрес.
Судья: подпись. Копия верна. Судья: