Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 26.11.2020 |
Дата решения | 23.12.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Колядов Федор Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | da0a5015-17ce-3dd2-bee1-d9cb93123bf1 |
дело №
УИД 55RS0006-01-2020-005689-27
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 23 декабря 2020 года
Советский районный суд г.Омска в составе
председательствующего судьи Колядова Ф.А.
при секретаре судебного заседания Максименко О.И.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Потюпкиной В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска, в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г.Омска «Детский сад № 338», департаменту образования Администрации г. Омска об устранении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор САО г.Омска обратился в суд в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к БДОУ г. Омска «Детский сад № 338», департаменту образования Администрации г. Омска, указав, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой САО г. Омска в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. 05.11.2020 прокуратурой округа совместно со специалистом ДЭУ САО г. Омска БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен выход в дошкольное образовательное учреждение. В ходе осмотра территории БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: 3 тополя, а также деревьев, подлежащих обрезке: 20 тополей, 6 вязов, 3 ивы. По результатам проверки составлен акт, в котором отражены указанные нарушения, а также схема расположения зеленых насаждений на территории дошкольного образовательного учреждения. БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» обращалось в департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данного нарушения. Из ответов департамента образования Администрации г. Омска следует, что информация о потребности в финансировании на проведение работ по сносу и обрезке деревьев учтена. Вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 г.г. Непринятие мер по сносу аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ г.Омска «Детский сад № 338», что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
На основании изложенного, истец просил:
- обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» устранить нарушения требований законодательства, а именно, снести аварийные деревья: 3 тополя, а также произвести обрезку: 20 тополей, 6 вязов, 3 ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес
- обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование указанных мероприятий в целях устранения нарушений законодательств об образовании в РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания в БДОУ г. Омска «Детский сад № 338», расположенном по адресу: адрес
- взыскать с БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» в доход бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Советского АО г. Омска Карачинцева О.Г. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика БДОУ г.Омска «Детский сад № 338» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента образования Администрации г.Омска в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ).
Согласно п.3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.117 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение города Омска в сфере благоустройства.
Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории города Омска осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением.
Согласно ч.2 ст.120 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии:
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска;
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации города Омска.
По ч.8 ст.120 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 г. «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 338», расположенное по адресу: адрес В, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Омской области, серия А №0001470, регистрационный №186-п от 26.01.2012, срок действия лицензии – бессрочно (л.д. 27).
В ходе проверки, проведенной Прокуратурой САО г. Омска в деятельности БДОУ г.Омска «Детский сад № 338», выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Так, 05.11.2020 прокуратурой округа совместно со специалистом ДЭУ САО г. Омска БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен выход в дошкольное образовательное учреждение.
В ходе осмотра территории БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: 3 тополя, а также деревьев, подлежащих обрезке: 20 тополей, 6 вязов, 3 ивы.
По результатам проверки составлен акт с фотоматериалами, в котором отражены указанные нарушения, а также схема расположения зеленых насаждений на территории дошкольного образовательного учреждения (л.д. 31-37).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что непринятие мер по сносу аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ г.Омска «Детский сад № 338».
БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» обращалось в департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данного нарушения (л.д. 28).
Из ответов департамента образования Администрации г. Омска следует, что информация о потребности в финансировании на проведение работ по сносу и обрезке деревьев учтена. Вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 г.г. (л.д. 29).
Таким образом, располагая информацией о нарушениях в БДОУ г.Омска «Детский сад № 338», департаментом образования Администрации г. Омска финансирование мероприятий по их устранению не осуществлялось. Вместе с тем, отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Согласно п. 1.3 Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 338», учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с п. 1.6 Устава, функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.
Согласно п. 1.8 Устава, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации г. Омска..
В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. № 413, департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с указанным Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьи лицом в суде.
К одной из основных задач департамента относится создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования.
Одной из основных целей департамента является создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Объем ответственности департамента образования Администрации г. Омска за выявленные в БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» нарушения требований законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних определяется тем, что в силу вышеприведенных норм и правил отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя, непринятие таких мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, нарушает права несовершеннолетних обучающихся на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Департамент образования Администрации г. Омска как отраслевой орган по финансированию бюджетных учреждений от имени учредителя несет ответственность за выявленные в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» нарушения требований действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что департамент образования Администрации г. Омска как учредитель БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» был поставлен в известность о необходимости финансирования расходов на устранение нарушений законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, однако вопрос о выделении средств на устранение выявленных нарушений до настоящего времени не разрешен.
Доказательств того, что собственных денежных средств БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» достаточно для устранения указанных нарушений представителем учредителя указанного бюджетного учреждения ответчиком департаментом образования Администрации г. Омска суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, а на учредителя - обязанности по финансированию мероприятий по устранению этих нарушении являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад № 338» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Детский сад № 338» устранить нарушения требований законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания, а именно, а именно, снести аварийные деревья: 3 тополя, а также произвести обрезку: 20 тополей, 6 вязов, 3 ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес
Возложить обязанность на департамент образования администрации г. Омска осуществить финансирование указанных мероприятий по устранению в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска «Детский сад №338», расположенном по адресу: адрес, нарушений законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания.
Взыскать с бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №338» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ф.А. Колядов