Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 26.11.2020 |
Дата решения | 29.12.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Ерофеева Наталья Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 241a4351-0329-30d3-b7db-eb9e5834176b |
Дело № 2-3450/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Сабанцевой С.М., помощнике судьи Емашовой Е.В., с участием помощника прокурора Советского АО города Омска Кирилловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского АО города Омска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида», департаменту образования Администрации города Омска об обязании совершения определенных действий в части создания безопасных условий обучения и воспитания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского АО города Омска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обосновании требований указав, что Прокуратурой Советского АО города Омска проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних в деятельности бюджетного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № комбинированного вида», расположенного по адресу: адрес.
В ходе проведенной проверки в деятельности БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания.
Так, 05.11.2020 прокуратурой округа совместно со специалистами ДЭУ Советского АО города Омска бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен выход в дошкольное образовательное учреждение. В ходе осмотра территории БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» совместно с указанным специалистом установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: одного клена, а также деревьев, подлежащих обрезке: тридцать семь ив.
По результатам проверки составлен акт, в котором отражены, указанные нарушения, а также схема расположения зеленых насаждений на территории дошкольного образовательного учреждения.
БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» обращалось в Департамент образования Администрации города Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данного нарушения.
Из ответа Департамента образования Администрации города Омска следует, что информация о потребности в финансировании на проведение работ по сносу и обрезке деревьев учтена. Вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2020 год и плановый период 2021-2022 года.
Таким образом, располагая информацией о нарушениях БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» Департаментом образования Администрации города Омска финансирование мероприятий по их устранению не осуществлялось. Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Омской области, серия А №, регистрационный №-п от 26.01.2012, срок действия лицензии: бессрочно.
Согласно п. 1.3 Устава БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с п. 1.6 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования Администрации города Омска.
Согласно п. 1.8 Устава собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименованием (п. 1.10 Устава).
Таким образом, БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» несет обязанность по созданию безопасных условий для воспитанников.
В соответствии с Положением о Департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 (с изменениями и дополнениями), Департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Одной из основных целей Департамента является создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Соответственно, объем ответственности Департамента образования Администрации города Омска за выявленные в БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» нарушения определяется тем, что отраслевой орган, являясь главным распорядителем бюджетных средств, несет обязательство по финансированию подведомственного образовательного учреждения от имени учредителя.
Непринятие БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» мер по сносу аварийных деревьев и их обрезке, а также по финансированию указанных мероприятий со стороны Департамента образования Администрации города Омска нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих безопасность, охрану и укрепление здоровья, создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида».
Поскольку воспитанники БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просил суд обязать БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» устранить нарушения требований законодательства об образовании в РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания, а именно: снести аварийное дерево – один клен, а также провести обрезку тридцати семи ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес. Обязать Департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование указанных мероприятий в целях устранения нарушений законодательства об образовании в РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания в БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида», расположенном по адресу: адрес. Взыскать с БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» в доход местного бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Советского административного округа Кириллова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» заведующая Будкевич О.Н. в судебном заседании пояснила, что детское образовательное учреждение не располагает денежными средствами для вырубки и обрезки деревьев, поскольку для этого требуются значительные затраты. Ранее она обращалась в Департамент образования Администрации города Омска о выделении денежных средств, однако ей ответили, что вопрос о выделении финансирования на данные расходы будут рассмотрены в ходе исполнения бюджета года Омска на 2021 год.
Представитель Департамента образования Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
На основании ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением - санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательными соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», предусмотрено, что территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются, в том числе, физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения.
Согласно ч. 2 ст. 120 Решения № 45 от 25.07.2007 снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии: решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска; решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации города Омска; решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска; решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации города Омска.
Снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением № 4 к настоящему Решению (ч. 8 ст. 120 Решения № 45 от 25.07.2007).
В статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств, которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
В силу ч. 2,3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» осуществляет образовательную деятельность лицензии Министерства образования Омской области серии А № 0001469, регистрационный № 185-п от 26.01.2012.
Уставом БДОУ города. Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» предусмотрено следующее:
п. 1.3 - учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
п. 1.6 – учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Департамент образования Администрации города Омска
п. 1.8 - собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
п. 1.10 – учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
В соответствии с п. 2.1 Устава Учреждение создано в целях реализации прав граждан на получение гарантированного государством общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Учреждение обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 № 413, департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с указанным Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьи лицом в суде.
К одной из основных задач департамента относится создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования.
Одной из основных целей департамента является создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Объем ответственности департамента образования Администрации города Омска за выявленные в БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» нарушения требований законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних определяется тем, что в силу вышеприведенных норм и правил отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя, непринятие таких мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, нарушает права несовершеннолетних обучающихся на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Департамент образования Администрации города Омска как отраслевой орган по финансированию бюджетных учреждений от имени учредителя несет ответственность за выявленные в деятельности БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» нарушения требований действующего законодательства.
В ходе проверки БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида», проведенной прокуратурой Советского АО города Омска совместно с ДЭУ Советского АО бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», установлено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, из акта обследования территории от 05.11.2020 следует, что на территории БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» установлено наличие деревьев, подлежащих сносу: один клен, а также деревья, подлежащие обрезке – тридцать семь ив.
При этом, из материалов дела следует, что ранее, в период с января по июль 2020 года заведующая БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» обращалась в Департамент образования Администрации города Омска с вопросом о выделении средств на проведение работ по сносу и обрезке деревьев на территории дошкольного учреждения.
Из письма Департамента образования Администрации города Омска в адрес заведующей БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» следует, что бюджетом города Омска на 2020 год не предусмотрены расходы на проведение данных работ. Информация о потребности в финансировании расходов на указанные цели Департаментом образования Администрации города Омска учтена. Вопрос выделения средств на проведение данных работ будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска 2021 года и планового периода 2022-2023 годов при условии достаточного финансирования.
В настоящее время образовательным учреждением аварийные деревья не снесены, обрезка деревьев не произведена.
Оценив представленные доказательства, суд находит установленным факт того, что БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» не устранило нарушения требований законодательства. Непринятие мер по сносу деревьев, а также по финансированию указанных мероприятий со стороны Департамента образования Администрации г. Омска может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида», что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепления здоровья.
Материалами дела подтверждается, что департамент образования Администрации города Омска как учредитель БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» был поставлен в известность о необходимости финансирования расходов на устранение нарушений законодательства в сфере безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, однако вопрос о выделении средств на устранение выявленных нарушений до настоящего времени не разрешен.
Доказательств того, что собственных денежных средств БДОУ города Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» достаточно для устранения указанных нарушений представителем учредителя указанного бюджетного учреждения ответчиком департаментом образования Администрации города Омска суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Советского АО города Омска об устранении нарушений требований законодательства законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствие со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно пункту 9 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика БДОУ города Омска «Детский сад № комбинированного вида» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № комбинированного вида» устранить нарушения требований законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания, а именно, а именно, снести аварийное дерево: 1 клен, а также произвести обрезку: 37 ив на территории дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: адрес.
Возложить обязанность на департамент образования администрации города Омска осуществить финансирование указанных мероприятий по устранению в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска «Детский сад № комбинированного вида», расположенном по адресу: адрес, нарушений законодательства об образовании РФ в части создания безопасных условий обучения и воспитания.
Взыскать с бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № комбинированного вида» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11.01.2021.
Судья Н.А. Ерофеева