Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первомайский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 20.03.2017 |
Дата решения | 30.05.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих (кроме судебных приставов-исполнителей) |
Судья | Еленская Юлия Андреевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 25d96402-4ae7-3347-93e8-a17928c49229 |
Дело № 2а-1035/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 30 мая 2017 года
Мотивированное решение составлено 02 июня 2017 года
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Брух К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2017 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прав,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Омской области) о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и № и №.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что [СКРЫТО] В.Н. на основании свидетельств о государственной регистрации права принадлежит на праве собственности 2/3 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством производственный цех: нежилое одноэтажное здание литера Д площадью 2 155,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, и незавершенный строительством административно-производственный корпус – трехэтажное кирпичное строение с одноэтажной пристройкой литеры В и В1 площадью 2 705,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.Н. обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о прекращении права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества и о государственной регистрации объектов на объект: нежилое здание – четырехэтажный административно-производственный корпус с подземным этажом литеры В1, В2, В3, В4 общей площадью 6 151,9 кв. м и кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлениями №, № и № [СКРЫТО] В.Н. было отказано в государственной регистрации прекращения права собственности и регистрации права собственности, ввиду непредставления заявителем документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, а также в связи с отсутствием кадастрового номера земельного участка в пределах которого расположен объект недвижимого имущества.
Выражая несогласие с решениями регистрационного органа, [СКРЫТО] В.Н. считает, что представленных на государственную регистрацию копий архивных документов, подтверждающих разрешение на производство работ и приемку законченного строительством объекта в эксплуатацию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, было достаточно для осуществления государственной регистрации прав. Кроме того, указывает, что на момент завершения строительства спорного объекта недвижимости Градостроительный кодекс Российской Федерации не действовал.
Земельные участки, расположенные под объектом недвижимого имущества и вокруг него, принадлежат на праве собственности административному истцу на основании свидетельств о государственной регистрации права. Земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные непосредственно под объектом недвижимого имущества, отвечают требованиям о целевом назначении земельных участков.
На основании изложенного, просит признать незаконными и отменить решения Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года №, № и № № об отказе в государственной регистрации прав и возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на вышеназванные объекты недвижимого имущества и зарегистрировать право собственности на четырехэтажный административно-производственный корпус с подземным этажом литеры В1, В2, В3, В4 общей площадью 6 151,9 кв. м и кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании [СКРЫТО] В.Н. и его представитель Носков О.М. доводы административного иска поддержали в полном объеме.
Представитель [СКРЫТО] В.Н. – Баранова В.Э. в судебном заседании административный иск поддержала, представив суду возражения на отзыв административного истца. Пояснила, что [СКРЫТО] В.Н. приобрел объекты незавершенного строительства и, достроив их, обратился к административному ответчику с заявлениями о прекращении права собственности принадлежащих [СКРЫТО] В.Н. объектов и регистрации права собственности на достроенный строительством объект недвижимости.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области – Терехова Е.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в отзыве административного ответчика. Согласно отзыву на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества была представлена незаверенная надлежащим образом ксерокопия архивной копии акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, из представленных на регистрацию права собственности документов не следует, что они являются документами, подтверждающими строительство объекта с кадастровым номером №. При этом по информации государственного кадастра недвижимости и технического паспорта объекта недвижимости литеры В1, В2 построены в 2009 году, В3 – 2010 году, В4 – 2011 году. По сведениям департамента строительства Администрации города Омска разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не выдавалось. Кроме того, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположен объект с кадастровым номером 55:36:000000:20828, в связи с чем не представляется возможным на основании документов, представленных на государственную регистрацию объекта, установить сведения о земельных участках, в пределах которых он расположен. Представила суду экземпляры документов – ксерокопии архивных документов, представленных на государственную регистрацию [СКРЫТО] В.Н.
Заинтересованное лицо – Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, своего представителя в судебное заседание не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что [СКРЫТО] В.Н. на основании свидетельств о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17 том 1) и серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18 том 1) принадлежит 2/3 доли (по 1/3 доли по каждому свидетельству) в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством производственный цех: нежилое одноэтажное здание литера Д площадью 2 155,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Объекты согласно свидетельствам имеют условные номера № по первому свидетельству и № по второму свидетельству.
Кроме того, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.Н. принадлежит на праве собственности незавершенный строительством (17% готовности) административно-производственный корпус – трехэтажное кирпичное строение с одноэтажной пристройкой литеры В и В1 площадью 2 705,5 кв. м и условным номером №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 16, 91 том 1).
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акта о передаче (л.д. 93-94, 92 соответственно том 1), свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 91 том 1) [СКРЫТО] В.Н. купил незавершенное строительством трехэтажное кирпичное строение с одноэтажной пристройкой литеры В и В1 площадью 2 705,5 кв. м (17% готовности) в 2008 году у Триль С.М. Право собственности на земельный участок при покупке здания не было оформлено, что отражено в п. 1 договора купли-продажи.
При этом Триль С.Н. приобрела незавершенное строительством трехэтажное кирпичное строение с одноэтажной пристройкой литеры В и В1 площадью 2 705,5 кв. м (17% готовности) ДД.ММ.ГГГГ согласно договору купли-продажи, заключенному с ООО «Сибполипак» в лице его директора [СКРЫТО] В.Н. (л.д. 95, 96-97 том 1). Согласно п. 1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположено здание, находился в аренде на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, а объект незавершенного строительства принадлежал ООО «<данные изъяты>» на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № (п. 2 договора).
ООО «<данные изъяты>» в лице [СКРЫТО] В.Н. приобрело тот же объект незавершенного строительства литеры В и В1 с 17 % готовности у ООО «<данные изъяты>» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи, а земельный участок был отведен продавцу на основании государственного акта на пользование землей, выданного Исполкомом Омского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98, 99 том 1).
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на объект незавершенный строительством – нежилое строение литеры В, В1 с кадастровым номером № право собственности на объект не оформлено, объект имеет 17 % готовности, начало строительства литер В, В1 определено в 1988 году, а земельный участок принадлежит ООО «<данные изъяты>» на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии АА № (л.д. 100-113 том 1).
Согласно техническому паспорту нежилого строения литеры В, В1, В2, В3 с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, оформленному уже после приобретения объекта [СКРЫТО] В.Н. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и регистрации права собственности на объект, начало строительства литеры В указано в период с 1988 года по 2009 год, литеры В1, В2 – 2009 год, литеры В3 – 2010 год; общая площадь литеры В (с подвалом) составила 1 017,5 кв. м, общая площадь литеры В1 – 442,3 кв. м, общая площадь литеры В2 – 1 759,3 кв. м, общая площадь литеры В3 – 66,2, крыльца – 298,3 кв. м при общей площади всего административно-производственного корпуса (всего строения) – 3 794,1 кв. м (л.д. 156-172 том 1).
Таким образом, с 2008 года общая площадь всего нежилого строения менялась, как и год постройки его литер В и В1.
2/3 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством производственный цех: нежилое одноэтажное здание литера Д площадью 2 155,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, [СКРЫТО] были приобретены при следующих обстоятельствах.
1/3 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект общей площадью 2 155,9 кв. м приобретена [СКРЫТО] ДД.ММ.ГГГГ у Фатко Е.В. согласно договору купли-продажи и акту о передаче объекта после отказа Фатко А.В. от преимущественного права покупки; право собственности продавца на здание подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности на земельный участок за продавцом не было зарегистрировано (л.д. 128-129, 127 том 1).
Кроме того, еще 1/3 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект общей площадью 2 155,9 кв. м приобретена [СКРЫТО] ДД.ММ.ГГГГ у Мыльникова С.А. согласно договору купли-продажи и акту о передаче объекта после отказа Фатко Е.В. от преимущественного права покупки; право собственности продавца на здание подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности на земельный участок за продавцом не было зарегистрировано (л.д. 131-132, 130 том 1).
При этом ДД.ММ.ГГГГ Фатко Е.В., Фатко А.В. и Мыльников С.А. приобрели в равных доля объект недвижимости площадью 2 155,9 кв. м у ООО «Сибполипак» в лице [СКРЫТО] В.Н., что усматривается из договора купли-продажи № и акта приема-передачи (л.д. 138, 139 том 1). Объект недвижимости площадью 2 155,9 кв. м принадлежал ООО «Сибполипак» на момент продажи на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140 том 1) после признании права собственности на незавершенное строительством здание решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145 том 1).
На момент оформления ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта на незавершенный строительством – производственный цех: нежилое одноэтажное здание литера Д с кадастровым номером 55:36:0:0:6658584, 1988 года постройки, расположенное по адресу: <адрес>, имело площадь 2 145,5 кв. м и право собственности ООО «Сибполипак» на объект не было оформлено (л.д. 141-144 том 1).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ площадь незавершенного строительством – производственного цеха литера Д изменилась уже на момент владения данным объектом ООО «Сибполипак», руководителем которого являлся [СКРЫТО] В.Н., то есть после начала возведения объекта в 1988 году.
Изменив объект незавершенного строительства с литерами В, В1, и приобретя объект незавершенного строительства литера Д с уже измененной с момента начала его возведения площадью, [СКРЫТО] В.Н. обратился в Управление Росреестра по Омской области заявлениями о прекращении государственной регистрации прав на строения литеры Д, В, В1 и о регистрации права собственности на новый объект с литерами В, В1, В2, В3, В4.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.Н. в лице представителя Барановой В.Э. в электронной форме поданы в Управление Росреестра по Омской области заявления о государственной регистрации права собственности №, №, № (л.д. 117 том 1, л.д. 34 том 2, л.д. 48 том 2 соответственно) и свидетельства о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ к заявлениям дополнительно представлены кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 223 том 1), ксерокопии акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 206-214 том 1), акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию без даты и номера (л.д. 197-205 том 1), решения о закреплении за предприятиями земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 219 том 1), разрешения на производство работ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 220-221 том 1), что подтверждается также распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 192, 239 том 1).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] В.Н. было отказано в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на объект недвижимости: незавершенный строительством производственный цех – нежилое одноэтажное здание литера Д площадью 2 155,9 кв. м и с условным номером №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 116 том 1).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] В.Н. было отказано в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на объект недвижимости: незавершенный строительством административно-производственный корпус – трехэтажное кирпичное строение с одноэтажной пристройкой литеры В и В1 площадью 2 705,5 кв. м и с условным номером №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 63).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] В.Н. было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: административно-производственный корпус общей площадью 6 151,9 кв. м и кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8-9 том 1).
Обращаясь с административным иском в суд, [СКРЫТО] В.Н. считает, что разрешение на строительство вновь созданного до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов недвижимости не требуется, связи с чем выводы регистрационного органа об обратном при отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № являются неверными.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Как видно из уведомления об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, заявителем при обращении в Управление Росреестра по Омской области не были соблюдены положения ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ).
Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что на государственную регистрацию права собственности к заявлению в качестве правоустанавливающих документов объекта недвижимости были представлены кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ здания с кадастровым номером № и предыдущим кадастровым номером № (л.д. 223 том 1) и ксерокопии документов о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию по состоянию на 1990 год.
Между тем из материалов дела следует, что объекты недвижимости были приобретены [СКРЫТО] В.Н. в 2008, 2010 годах в недостроенном состоянии, а в период с 2009 по 2011 годы здание литеры В, В1 подвергалось изменению в период владения этим зданием [СКРЫТО] В.Н., а здание литера Д подвергалось изменению как минимум с 2003 года (в части общей площади здания).
При этом в судебном заседании [СКРЫТО] В.Н. и его представители пояснили, что после приобретения [СКРЫТО] В.Н. объектов литеры Д, В, В1 они были достроены, и право собственности Управлению Росреестра по Омской области следовало зарегистрировать на вновь созданный из строений литеры Д, В, В1 объект недвижимости.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером №, право собственности на который [СКРЫТО] В.Н. заявлено к регистрации, достраивался, и после 2008 года, а не до 1990-1991 годов, как указано в административном иске.
По правилам п. 1 ст. 25 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
По смыслу положений ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ), действующей на момент обращения [СКРЫТО] В.Н. в Управление Росреестра по Омской области, государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, возникшего после вступления в силу названного Федерального закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.
По правилам абз. 3 п. 1 ст. 25 Федерального закона разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В силу ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами.
На территории муниципального образования город Омск функции в сфере архитектуры и градостроительства осуществляет департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, который, в том числе, выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (Положение «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска», утв. Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 года № 3).
Функции по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатации осуществляет департамент строительства Администрации города Омска на основании постановления Мэра города Омска от 19.01.2006 года № 5-п.
Как видно из материалов дела, на запрос Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (м/в) департаментом строительства Администрации города Омска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № № сообщено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания – административно-производственного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, не выдавалось (л.д. 191 том 1).
Поскольку [СКРЫТО] В.Н. для регистрации права собственности на вновь созданное нежилое строение не предоставлялось разрешение на ввод созданного объекта в эксплуатацию, выдаваемое в свою очередь на основании разрешения на строительство, оснований для регистрации права собственности у Управления Ростреестра по Омской области не было.
При этом доводы в административном иске о том, что на момент завершения строительства объекта недвижимости ГрК РФ не вступил в законную силу, опровергается материалами дела и не может быть признан состоятельным, учитывая положения ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ.
Применительно к изложенному, акты государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию по состоянию на 1990 год не могут являться правоустанавливающими документами, достаточными для регистрации права собственности на объект капитального строительства, завершенного строительством после 1990 года, на что обоснованно было указано Управлением Ростреестра по Омской области в уведомлении об отказе в государственной регистрации права №.
Кроме того, [СКРЫТО] В.Н. не лишен права защиты своих интересов в ином порядке, посредством заявления исковых требований о признании права собственности на объект недвижимости, учитывая п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Помимо изложенного, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:20828 послужило отсутствие в предоставленных на государственную регистрацию права документах достаточных сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 8 ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017 года, (далее – Федеральный закон о кадастре), сведения о здании, сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ, оформленные в соответствии с действовавшими до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиями (например, постановления Совмина СССР от 23.01.1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и ранее действовавшие аналогичные акты, предусматривавшие принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию) документы (в том числе архивная копия) являются основаниями для подготовки технического плана наравне с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
По смыслу положений ч. 3 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ технический паспорт воспроизводит определенные сведения в отношении объекта недвижимости, необходимые для постановки на кадастровый учет такого объекта недвижимости.
В частности, согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 названного Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Как видно из технического паспорта здания литера Д по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ незавершенный строительством – производственный цех: нежилое одноэтажное здание литера Д значилось с кадастровым номером № (л.д. 141-144 том 1). По сведениям кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объекту незавершенного строительства – зданию литеры В, В1 был присвоен кадастровый № (л.д. 100-113 том 1). Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилому строению литеры В, В1, В2, В3 присвоен кадастровый № (л.д. 156-172 том 1).
Вместе с тем на государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости оконченного строительством был представлен кадастровый паспорт административно-производственного корпуса, но литерами В1, В2, В3, В4 и с датой внесения номера № в государственный кадастр ДД.ММ.ГГГГ, в качестве предыдущего номера указан № (л.д. 223 том 1). Аналогичные сведения о кадастровых номерах объекта капительного строительства (административно-производственного корпуса) литеры В1, В2, В3, В4 значатся в таком же кадастровом паспорте кадастрового дела объекта недвижимости, представленного административным ответчиком (л.д. 1-19 том 2).
При этом согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из того же кадастрового дела административно-производственный корпус, но с литерами В, В1, В2, В3, В4 имеет кадастровый № (л.д. 5 том 2). Такой же кадастровый паспорт представлен стороной административного истца в судебном заседании (л.д. 101 том 2).
Поскольку при рассмотрении вопроса о регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером №, состоящий, как указано выше, из литер В1, В2, В3, В4, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (предыдущий кадастровый или условный номер), оснований для вывода о том, из каких объектов состоит здание литеры В1, В2, В3, В4 не было, равно как не было оснований для регистрации права собственности на объект с кадастровым номером №.
При этом для регистрационного органа указанные выше обстоятельства свидетельствовали о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, № и № являются самостоятельными объектами, коль скоро объекты с кадастровыми номерами № и № не были сняты с кадастрового учета и их кадастровые номера не значатся в кадастре недвижимости, как предыдущие номера объекта с кадастровым номером №. Изложенное явилось основанием и для отказа в прекращении права собственности на здание с кадастровым номером №.
Кроме того, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.Н. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 19, 20 том 1 соответственно).
В соответствии с кадастровыми паспортами указанных земельных участков на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект капитального строительства с кадастровым номером № (л.д. 21-22 том 1), а сведений о том, находится ли объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, кадастровый паспорт на данный земельный участок не содержит (л.д. 23-24 том 1).
Как видно из кадастрового дела, кадастровый паспорт административно-производственного корпуса литеры В1, В2, В3, В4 с кадастровым номером № и предыдущим кадастровым номером № не содержит сведений о земельном участке, в пределах которого расположено данное здание (л.д. 223 том 1, л.д. 3 том 2).
Таким образом, сведений о том, в пределах какого земельного участка расположен административно-производственный корпус литеры В1, В2, В3, В4 с кадастровым номером № и предыдущим номером № кадастр недвижимости не содержит.
Соответственно, у регистрационного органа отсутствовала информация, позволяющая применительно к положениям ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации проверить целевое назначение земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, право собственности на который заявлено было для регистрации.
При этом согласно кадастровому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22 том 1) здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем [СКРЫТО] В.Н.
Между тем в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения [СКРЫТО] В.Н. в регистрационный орган, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения [СКРЫТО] В.Н. в регистрационный орган, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
При отсутствии оснований для регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № не было и оснований для прекращения права собственности на здание с кадастровым номером №.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
Учитывая изложенное, решения Управления Росреестра по Омской области –уведомления об отказе в государственной регистрации прав вынесены в соответствии с законом, оснований для их отмены и возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.
Таким образом, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] В. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прав отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 02.08.2017 г.