Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первомайский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 20.03.2017 |
Дата решения | 20.06.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Споры, связанные с самовольной постройкой |
Судья | Макарочкина Оксана Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 477055e2-0bb1-33a0-8082-2b4020967baa |
Дело № 2-1045/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Макарочкиной О.Н.
при секретаре Ивановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 20 июня 2017 года
гражданское дело по иску Администрации Центрального административного округа города Омска к [СКРЫТО] С. П. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, приостановлении самовольного строительства,
по встречному иску [СКРЫТО] С. П. к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Центрального административного округа города Омска обратилась в суд с указанным иском к [СКРЫТО] С.П., ссылаясь на принадлежность земельного участка ответчику на праве собственности. В ходе обследования земельного участка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками администрации округа, установлен факт самовольного строительства трехэтажного капитального объекта на земельном участке с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с информацией Госстройнадзора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, за строительство на указанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика вынесено постановление об административном правонарушении по ч.1 ст.9.5. КоАП РФ и применены меры административного воздействия в виде штрафа.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м. находится в двух территориальных зонах: зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4-1526) и зоне городского наземного транспорта (ИТ-2). Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № установлены градостроительные регламенты территориальной зоны городского наземного транспорта (ИТ-2). Указанная зона включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Определить целевое назначение строящегося объекта капитального строительства в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем отсутствует понимание относительно того, к какому виду разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства можно отнести строящийся объект.
Просит признать самовольной постройкой строящийся объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> приостановить самовольное строительство данного объекта до получения соответствующего вида разрешенного использования земельного участка
[СКРЫТО] С.П. обратился в суд со встречными требованиями о признании за ним права собственности на дом, ссылаясь на то, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежит участок с кадастровым номером № Категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью № кв.м. по адресу: г. Омск, Центральный АО, <адрес>. Данный земельный участок был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>. На земельных участках располагались жилые дома, которые он снес и возвел трехэтажный жилой дом, площадью № кв.м. Считает, что на основании Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» получать разрешение на строительство и ввод жилого дома в эксплуатацию не требовалось.
О расположении объединенного земельного участка в разных территориальных зонах на момент приобретения старых жилых домов и земельных участков он не знал. В ответ на его обращение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и ИТ-2, при этом зона ИТ-2 не предусматривает размещение индивидуального жилого дома. Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № предложение об изменении территориальной зоны ИТ-2 было признано не соответствующим проекту планировки территории.
По его заказу ООО <данные изъяты>» подготовила заключение № по результатам строительно-технической экспертизы индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> ЦАО г. Омска, эксперт пришел к выводу, что эксплуатационная надежность индивидуального жилого дома соответствует требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, дом соответствует установленным и действующим на территории Российской Федерации строительным, градостроительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, пригоден для постоянного проживания, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме и квартире.
Таким образом, занимаемое им жилое помещение с учетом его реконструкции нельзя определить как самовольную постройку, поскольку в данном случае выдача разрешения на строительство не требовалась, существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил допущено не было, на земельном участке допускается размещение таких домов, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Считает, что Администрацией округа не представлено доказательств, подтверждающих, что нахождение в границах его земельного участка двух территориальных зон нарушает права истца. Схема красных линий генеральным планом города Омска не утверждалась. Существующая в районе спорного жилого дома автомобильная дорога проходит в пределах границ земельных участков, расположенных вдоль <адрес>. Границы территорий общего пользования совпадают с границами этих смежных земельных участков. Каких-либо препятствий при образовании единого земельного участка из двух, у него не было.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения о его границах также внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения о его границах внесены в государственный кадастр недвижимости - категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Омска, в соответствии с которыми, определены границы территориальных зон застройки Ж-4 и ИТ-2 и при этом не были учтены границы уже существовавших на тот момент земельных участков с кадастровыми номерами №. Незаконное отнесение принадлежащих ему земельных участков к двум территориальным зонам затрагивает его права и законные интересы, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей как правообладателя земельного участка по его существующему и планируемому использованию. Таким образом, считает, что Правила землепользования и застройки города Омска в данной части фактически являются недействительными, поскольку нахождение земельного участка в двух функциональных зонах: жилой зоне и зоне транспорта противоречит требованиям действующего законодательства. Принимая во внимание, что земельные участки, из которых был образован его земельный участок сформированы до принятия Правил землепользования и застройки, основания для отнесения части земельного участка к территории общего пользования города Омска отсутствуют.
Со ссылкой на Градостроительный кодекс Российской Федерации, ст.40 ЗК РФ, ст.263, 260 ГК РФ просит признать за ним право собственности на жилой дом; назначение: жилое; этажность: 3, площадью № кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью № кв.м., адрес: Омская область, г. Омск, Центральный АО, <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Администрации ЦАО г. Омска исковые требования поддержал, по встречным требованиям возражал.
Ответчик [СКРЫТО] С.П., [СКРЫТО] Т.М. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители ответчиков [СКРЫТО] С.П., [СКРЫТО] Т.М. в судебном заседании требования Администрации ЦАО г. Омска не признали. Просили удовлетворить встречный иск, заявленный [СКРЫТО] С.П.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором указал, что [СКРЫТО] С.П. в Департамент архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) не обращался и разрешение на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером № не выдавалось. Данный земельный участок расположен на двух территориальных зонах: зоне Ж4-1526 (жилой застройки высокой этажности) и зоне ИТ2 (городского наземного транспорта). Размещение в зоне ИТ2 индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельного участка. Кроме того, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> административном округе г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок расположен в красных линиях магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения <адрес>. В соответствии с проектом планировки размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено. На основании изложенного, считает требования Администрации округа подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, земельный участок, площадью № кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно объекта по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный АО, <адрес> принадлежит на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] С.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д.8)
Актом обследования земельного участка, составленного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> администрации Центрального АО г. Омска установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> по периметру огражден металлическим профилем, на котором закреплены ранее присвоенные номера жилых домов (145 и 147) и объявление с просроченным сроком подземных работ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с фамилией [СКРЫТО] С.П. Территория, прилегающая к указанному земельном участку находится в неудовлетворительном состоянии. Назначение строящегося объекта на момент обследования определить не представляется возможным. Разрешение на строительство не выдавалось. (л.д.13).
Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423 (ред. от 25.01.2017) «Об администрации Центрального административного округа города Омска» утверждено Положением об администрации Центрального административного округа города Омска в соответствии с которым, администрация принимает участие в выявлении самовольных построек (пп.6 п.17); осуществляет муниципальный земельный контроль за: соблюдением порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, предоставленных для строительства объектов индивидуального жилищного строительства (пп.8 п.17); выдает разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством или отказывает в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа (пп.9 п.17).
В п.1 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу подпункта 1 части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Статья 32 ГрК РФ содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законодательством.
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (опубликовано в газете "Третья столица" № 69/1 от 19.12.2008).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления [СКРЫТО] С.П. директором департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска составлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, местоположение границ которого находится по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный АО, <адрес>, которым установлено, что земельный участок расположен в территориальных зонах: ИТ2 – территориальная зона городского наземного транспорта и Ж4-1526 – территориальная зона жилой застройки высокой этажности (л.д.165-173)
Постановлением Администрации города Омска от 29.04.2015 года № 617-п в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципа организации местного самоуправление в Российской Федерации», Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и рекомендаций, содержащихся в заключениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска постановлено отклонить предложенное изменение территориальной зоны Ж4-1526, ИТ2, поскольку изменение не соответствует проекту перепланировки территории, расположенной в границах: <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> административном округе г. Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (л.д.176-180).
Аналогичный ответ выдан на обращение [СКРЫТО] С.П. ДД.ММ.ГГГГ.
Данный отказ в настоящее время [СКРЫТО] С.П. обжалуется в установленном порядке.
Поскольку, целевым назначением земельного участка, на котором расположено спорное строение, является зона городского наземного транспорта, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденного Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, при строительстве были нарушены требования технических регламентов, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется не только в соответствии с градостроительным регламентом, но и при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 1 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Изменение разрешенного вида использования земельного участка в данном случае относится к ведению местной администрации, решение которой выражено в Постановлении Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № и [СКРЫТО] С.П. обжалуется.
Учитывая, что по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] С.П. принадлежит участок с кадастровым номером № Категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью № кв.м. по адресу: г. Омск, Центральный АО, <адрес>, согласно Правил землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 указанный участок расположен в территориальных зонах: ИТ2 ( территориальная зона городского наземного транспорта) и Ж4-1526 (территориальная зона жилой застройки высокой этажности), в настоящее временя Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № и [СКРЫТО] С.П. обжалуется, то [СКРЫТО] С.П. не все меры исчерпаны для разрешения вопроса о легализации строительства объекта капитального строительства назначение жилое, этажность № площадью № кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, то разрешение вопроса о признании права собственности на данный объект и признании его самовольным является преждевременным.
Поскольку в настоящее время разрешается вопрос о легализации строительства указанного объекта капитального строительства, то до изменения вида разрешенного использования земельного участка следует приостановить его строительство.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования иску Администрации Центрального административного округа города Омска удовлетворить частично.
Приостановить строительство объекта капитального строительства назначение жилое, этажность №, площадью № кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> до изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении иска [СКРЫТО] С. П. к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд города Омска.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение вступило в законную силу 27.07.2017г.