Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 17.06.2021 |
Дата решения | 08.07.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Ведерникова Наталья Васильевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c3854cb3-d40d-313a-82af-25cb99a40f3a |
Дело №2а-2607/2021
55RS0004-01-2021-003186-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 8 июля 2021 года
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Лавровой Т.С.,
при организации и подготовке судебного процесса помощником судьи Панчевой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Омска Позыгун Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет" и размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование административного иска указал, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлены страницы сайтов: https://dailytvshop.com, https://anti-radars.com.ua, https://nanomagnit.ru, https://pitlane.su, на которых в свободном доступе имеется информация о продаже устройств и материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, в том числе системами видеофиксации правонарушений – магнитов, рамок-шторок, нанопленки для автомобильных номеров, «глушилок камер видео- и фотофиксации». Вход на указанные сайты свободный, ознакомится с содержанием интернет-ресурсов, воспользоваться услугами сервиса может любой интернет-пользователь. При проверке сведений на официальном сайте Роскомнадзора установлено, что указанные интернет-страницы в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» не числятся. При проверке сведений о владельцах интернет-ресурсов на сайте автоматизированной справочной системы 2ip.ru установлено, что фактические данные владельцев сайтов скрыты либо отсутствуют. Исходя из данного установить административных ответчиков не представилось возможным. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информации, побуждающей к незаконному использованию устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, фактически является распространением запрещенной информации. На основании изложенного административный истец просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на сайтах: https://dailytvshop.com, https://anti-radars.com.ua, https://nanomagnit.ru, https://pitlane.su, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска Позыгун Е.С. поддержала требования административного иска, просила их удовлетворить с учетом информации, содержащейся в отзыве Управления Роскомнадзора по Омской области.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Омской области Гаглоев С.Г. в судебном заседании участия не принимал, представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что в ходе мониторинга интернет-ресурсов были выявлены указатели страниц сайтов: https://pitlane.su - по данному указателю страницы сайта в сети «Интернет» информация, запрещенная к распространению на территории РФ, отсутствует, https://dailytvshop.com - нет доступа, проверить содержание информации не представляется возможным. Соответственно информация, размещенная на указанных сайтах, не может быть признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Также выявлены указатели страниц сайтов: https://anti-radars.com.ua, http://nanomagnit.ru, на страницах которых размещена информация о продаже устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, в том числе системами видеофиксации правонарушений – магнитов, рамок-шторок, нанопленки для автомобильных номеров, «глушилок камер видео- и фотофиксации». Информация, размещенная на данных сайтах, может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации только по решению суда.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в судебном заседании не принимал участия, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 265.1 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации регулирует Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (далее – Федеральный закон №149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии со ст. 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 утверждены Правила дорожного движения вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".
Согласно п. 2 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
В соответствии с п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Административная ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть предусмотрена статьей ч. 2 ст. 12.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
С учетом разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" видоизмененным является выданный на данное транспортное средство государственный регистрационный знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо государственный регистрационный знак, способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины государственного регистрационного знака). В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование (шторки, электромагниты и т.п.), а также искусственные материалы (например, листы бумаги, картон) либо природные материалы (в частности, листва, грязь, снег), если визуальный осмотр транспортного средства позволяет с очевидностью сделать вывод о том, что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации государственных регистрационных знаков.
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информации, побуждающей к незаконному изготовлению, приобретению и сбыту устройств и материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Как следует из материалов дела на интернет-сайтах: https://anti-radars.com.ua, http://nanomagnit.ru, содержится информация о продаже устройств и материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, ознакомится с содержанием интернет-ресурсов, воспользоваться услугами сервиса может любой интернет-пользователь.
Предпринятые административным истцом в целях поиска административных ответчиков меры оказались безрезультатными.
Указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в Едином реестре доменных имен отсутствуют.
На основании изложенного, принимая во внимание, что вышеуказанные интернет-сайты - https://anti-radars.com.ua, http://nanomagnit.ru, не включены в Единый реестр доменных имен, установить владельца не представляется возможным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных прокурором требований в данной части иска, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Требования административного истца в остальной части административного иска, с учетом имеющейся в письменном отзыве Управления Роскомнадзора по Омской области вышеприведенной информации, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах:
https://anti-radars.com.ua,
https://nanomagnit.ru,
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В остальной части требования административного иска оставить без удовлетворения.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Судебное решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский пр., д. 7, стр. 2, г. Москва, 109074), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (Куйбышева ул., д. 79, г. Омск, 644001) для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Ведерникова
Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2021 года.