Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 24.04.2019 |
Дата решения | 28.06.2019 |
Категория дела | |
Судья | Ведерникова Наталья Васильевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 9a33b32b-2593-38c0-9eb9-28d70deab76e |
Дело № 2а-1549/2019
УИД 55RS0004-01-2019-001655-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 28 июня 2019 г.
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Краснодарскому краю к [СКРЫТО] Надежде Владимировне о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Краснодарскому краю в лице представителя Маньковской Л.В. обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, за 2017 год в размере 198 627 рублей, задолженности по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 356 706 рублей. В обоснование иска указано, что [СКРЫТО] Н.В., имея зарегистрированные на праве собственности объекты недвижимого имущества (квартиры, жилые дома, нежилые здания, земельные участки) является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налогоплательщику направлялись налоговое уведомление и требование по уплате налога, однако указанная задолженность до настоящего времени не погашена.
[СКРЫТО] Н.В. обратилась в суд с встречным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Краснодарскому краю о взыскании излишне уплаченных сумм налога, процентов за пользование чужими денежными средствами, признании незаконным требования об уплате налога, возложении обязанности привести налоговую базу в соответствие с кадастровой стоимостью земельного участка. В обоснование встречного иска указала, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 91 Адлерского района г. Сочи № от 17.12.2013 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в общей сумме 257 187 рублей 34 копейки судебным приставом-исполнителем Адлерского РОСП г. Сочи УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП. В рамках исполнительного производства наложен арест на расчетные счета [СКРЫТО] Н.В., в том числе на счет, на который перечисляются алименты на содержание несовершеннолетней [СКРЫТО] Г.С. В нарушение требований ст.101 ФЗ «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ находящиеся на указанном счете денежные средства в размере 170 473 рублей 75 копеек были списаны в счет погашения задолженности по налогам. Задолженность, взысканная на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 257183,34 рублей, погашена. Сумма излишне уплаченного налога составила 170473,75 рублей. Кроме того, [СКРЫТО] Н.В. получены налоговые уведомления № по уплате земельного налога и налога на имущество за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (356706 рублей и 432763 рублей) и № по уплате налога за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Налог по уведомлению за 2016 год по налоговому уведомлению № оплачен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. Однако ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Н.В. получила выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, из которой стало известно о снижении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с 71 234 681 рубля до 19 823 860 рублей на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Однако в налоговых уведомлениях налоговая база рассчитана, исходя из прежней кадастровой стоимости. Обратившись с заявлением о пересчете земельного налога за 2016 год, переплата по которому составила 257 054 рубля, [СКРЫТО] Н.В. получила необоснованный отказ. На основании изложенного [СКРЫТО] Н.В. просит взыскать с Федеральной налоговой службы России № по Краснодарскому краю излишне уплаченную сумму налога в размере 170 473 рублей 75 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 43 053 рублей 03 копеек, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по Краснодарскому краю произвести зачет по соответствующему бюджету на сумму 257 054 рублей в счет погашения задолженности по налоговому уведомлению за 2017 год №, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по Краснодарскому краю привести налоговую базу по земельному участку с кадастровым номером № в соответствие с кадастровой стоимостью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 19 823 860 рублей и пересчитать подлежащий оплате земельный налог за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером №
В порядке ст.131 КАС РФ судом вынесено определение об отказе в принятии встречного искового заявления, при этом доводы встречного иска о неверном исчислении налоговой базы за спорный налоговый период 2017 года по земельному участку с кадастровым номером № приняты во внимание в качестве возражений административного ответчика на административное исковое заявление.
.
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя МИФНС России № по Краснодарскому краю, представил возражения на встречное исковое заявление и дополнительные пояснения, в которых указано, что инспекцией для расчета земельного налога за 2017 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № применена кадастровая стоимость в размере 19 823 860 рублей и 979 954 рубля 50 копеек, поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах. Дата внесения в ЕГРН изменений кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № и № - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, изменённая кадастровая стоимость будет применяться налоговым органом при исчислении земельного налога за 2018 год.
Административный ответчик [СКРЫТО] Н.В. в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Судом обязательным участие в судебном заседании административного ответчика и административного истца не признавалось, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 48 НК РФ предусматривает возможность обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч.3 ст.48 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счету платы установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено положениями ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу ст.ст.397, 409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с ч. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (ч. 2 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что по сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> и Территориального отдела № по г. ФИО3, <адрес> Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>», [СКРЫТО] Н.В. являлась в спорный налоговый период 2017 года собственником следующего недвижимого имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- нежилого здания – гостиницы, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- нежилого здания – столовой, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- нежилого здания – администрации, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- нежилого здания – проходной, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственного блока, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- нежилого здания – проходной, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственной постройки, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственной постройки, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственной постройки, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственной постройки, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, литера К, к, к1, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- хозяйственного блока, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №;
- земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, в районе <адрес>, кадастровый №;
- земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, кадастровый №.
Налог на имущество физических лиц на территории города Сочи установлен Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрен порядок определения земельного налога на территории муниципального образования города-курорта Сочи. Приказом Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 378/2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.
В связи с нахождением в собственности [СКРЫТО] Н.В. вышеуказанных объектов недвижимости в адрес налогоплательщика было направлено сводное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2017 год в размере 356706 рублей, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 198 627 рублей. Налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Во встречном исковом заявлении [СКРЫТО] Н.В. подтверждает факт получения данного уведомления.
Вследствие неисполнения обязанности по уплате налогов и наличием задолженности в адрес [СКРЫТО] Н.В. направлялось требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 198627 рублей и земельного налога в размере 356706 рублей, а также пени в размере 277,66 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
По правилам ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В пределах установленного шестимесячного срока налоговый орган направил почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ мировому судье судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2017 год.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске – мировым судьей судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 198627 рублей, а также задолженности по уплате земельного налога с физических лиц за 2017 год, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 356706 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске – мирового судьи судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске судебный приказ в отношении [СКРЫТО] Н.В. отменен на основании заявления последней.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> направила почтовой связью в суд настоящий иск.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ направлено почтовой связью) с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, исковые требования о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 198627 рублей подлежит удовлетворению в полном объеме.
Требования о взыскании задолженности по земельному налогу подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
По правилам ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 391 изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N 23/№ в отношении принадлежащего [СКРЫТО] Н.В. земельного участка с кадастровым номером № следует, что сведения о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере 19823860 рублей внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640, внесены в ЕГРН 5 февраля 2017 года, исходя из содержания абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган полагает, что в целях определения налоговой базы, они не подлежат учету в спорный период 2017 года.
Вместе с тем, в данном случае подлежат применению положения ч.1 ст.391 НК РФ в вышеприведенной редакции, действующей в спорный период, положения абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) устанавливают зависимость от даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то есть в случаях, когда имеется спор о кадастровой стоимости. Поскольку рассмотрение спора о кадастровой стоимости может занять длительное время, в целях защиты прав налогоплательщиков, законодатель предусмотрел, что измененная кадастровая стоимость подлежит учету с момента подачи заявления, то есть с момента возникновения спора, но не ранее даты внесения о кадастровой стоимости в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания.
В настоящем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка осуществлено не на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, основанием для изменения кадастровой стоимости послужило проведение очередной кадастровой оценки земель в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Результаты кадастровой оценки, утвержденные приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640, проведены на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.10.2015 N 1327 в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, с учетом чего для их применения в целях налогообложения подлежат применению положения абзаца четвертого и пятого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавших в спорный период.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № в размере 19823860 рублей утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 (далее - приказ N 2640), вступившего в силу с 16.12.2016, то данная стоимость подлежит применению в качестве налоговой базы с 1 января 2017 года, так как в силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации новая кадастровая стоимость не учитывается лишь при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Таким образом, поскольку изменение кадастровой стоимости осуществлено в общем порядке, положения абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, о чем также разъяснено в письме Федеральной налоговой службы от 15.08.2017 N ЗН-4-21/16063@ "О земельном налоге", а именно: согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
На основании статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку иное не предусмотрено этой статьей.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Пунктом 7 приказа N 2640 установлено, что данный приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Приказ N 2640 опубликован 15.12.2016.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков (в том числе изданные в целях устранения выявленных ошибок) могут применяться для целей налогообложения за прошедшие периоды, если улучшают положение налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах, положения абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в части применения кадастровой стоимости, утвержденной приказом N 2640.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 164-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Принимая во внимание, что приказ N 2640 вступил в законную силу 16.12.2016, кадастровая стоимость указанных в нем земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2016, из содержания распоряжения приказа N 2640 не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды, соответственно, утвержденная приказом N 2640 кадастровая стоимость, фактически улучшающая положение налогоплательщика, подлежит применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть с 1 января 2017 года.
Таким образом, при расчете налоговой базы за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № необходимо исходить из кадастровой стоимости в размере 19 823 860 рублей, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640.
С учетом задолженность по земельному налогу за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером № подлежит взысканию с административного ответчика в сумме 99 119 рублей (19 823 860 налоговая база *0.5 налоговая ставка:12 месяцев*12 месяцев фактического владения).
Аналогичная ситуация складывается в отношении исчисления налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого также была изменена на основании приказа Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории <адрес>" с 1183465,50 рублей на 979954,50 рублей.
Соответственно, задолженность по земельному налогу за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером № подлежит взысканию с административного ответчика в сумме 441 рубля (979954,50 налоговая база *0.045 налоговая ставка:12 месяцев*12 месяцев фактического владения).
Итого, взысканию подлежит сумма земельного налога за 2017 год в общем размере 99560 рублей и по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 198627 рублей.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ, статьей 333.19 НК РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ с [СКРЫТО] Н.В. в доход местного бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6182 рубля, от уплаты которой административный истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Краснодарскому краю к [СКРЫТО] Надежде Владимировне о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] Надежды Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 198627 рублей,
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 99560 рублей.
Указанные суммы перечислить по реквизитам:
ИНН: 2317064550 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Краснодарскому краю)
Получатель: УФК по Краснодарскому краю
Южное ГУ Банка России
Расчетный счет: 401 018 103 000 000 10013
БИК: 040349001
ОКТМО: 03726000
Код бюджетной классификации:
- 18210601020041000110 – налог на имущество физических лиц (недоимка);
- 18210606042041000110 – земельный налог.
Взыскать с [СКРЫТО] Надежды Владимировны в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 8753 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Ведерникова
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2019.