Дело № 12-415/2021, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Октябрьский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 17.06.2021
Дата решения 23.07.2021
Статьи кодексов ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ
Судья Ведерникова Наталья Васильевна
Результат Оставлено без изменения
Судебное решение Есть
ID 58980dd8-a913-3f07-a2b3-89fd47c4da0e
Стороны по делу
Ответчик
** *. ***** "**** ******** * ****** **. *-***** *****"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 55RS0004-01-2021-003191-77

№12-415/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Ведерникова Н.В., при секретаре судебного заседания Субханкуловой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 23 июля 2021 года дело по жалобе Муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Ковинской Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ -И/12-3864-И/71-31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Ковинской Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ -И/12-3864-И/71-31 МП <адрес> «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение норм действующего трудового законодательства.

МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в лице директора Очкина И.Ю. обратилось в районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление. В обоснование требования указано, что в МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» разработано и реализуется Положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Данным Положением, в том числе, закреплен перечень профессиональных рисков (п. 33-35 Положения) и мероприятия по управлению рисками (п. 37 Положения). В связи с тем, что отсутствуют нормативно-правовые акты, содержащие нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управления рисками, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности, и руководствуясь утвержденным приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. Приказом директора МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» от 12.01.2021 №1201-2/ОТ «О создании комиссии и организации работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков» создана комиссия для проведения процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков, в соответствии с данным приказом срок для проведения указанных мероприятий установлен до 15.06.2021. Соответственно, предприятие в рамках действующего законодательства разработало систему управления охраны труда, приказом установило срок и обязанность провести оценку профессиональных рисков в рамках сроков, установленных приказом, оценка была проведена. Ввиду изложенного, податель жалобы полагает, что вина МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

В судебном заседании защитник МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» по доверенности Иванова О.А. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснила, что приказ директора МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» от ДД.ММ.ГГГГ /ОТ «О создании комиссии и организации работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков» и карта идентификации, оценки и управления рисками представлены в ходе проверки. Положение о системе управления охраной труда имелось на предприятии, инспектор в ходе проверки сказала, что не нужно его предоставлять. С учетом большой штатной численности предприятие не могло в полном объеме осуществить работу по проведению оценки профессиональных рисков. Кроме того, согласно приказу руководителя предприятия установленный до ДД.ММ.ГГГГ срок для завершения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков работы на дату проверки не истек. Предприятием проводится аттестация рабочих мест, сотрудники ознакомлены со специальной оценкой, имеется договор о повышенных гарантиях работникам.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Омской области Ковинская Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, настаивала на законности и обоснованности оспариваемого постановления. Указала, что в ходе проведения плановой выездной проверки выявлены грубые нарушения трудового законодательства в деятельности МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ». На предприятии отсутствует перечень профессиональных рисков, соответственно, не произведена их оценка, не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками, тем самым нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ. Приказ директора МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» от ДД.ММ.ГГГГ /ОТ «О создании комиссии и организации работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков» представлен после проведения проверки, кроме того, создание такого приказа не предусмотрено Типовым положением о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ н. Данное Типовое положение действует с 2016 года, соответственно, деятельность по управлению профессиональными рисками должна быть организована с 2016 года. Установление руководителем предприятия срока разработки системы управления охраной труда в течение 5 лет не основано на законе. Данная проверка являлась плановой, о чем руководителю предприятия было известно в начале года. На момент проверки установлено, что деятельность по системе управления охраной труда ведется на предприятии в объеме не более 5% от установленного законом. Положение о системе управления охраной труда в ходе проверки юридическим лицом представлено не было. На момент проверки юридическим лицом представлена незаполненная, неутвержденная и не заверенная печатью карта идентификации, оценки управления рисками.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса

Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено «Типовое положение о системе управления охраной труда" (зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 N 44037).

В соответствии с п.1 и п.2 Приказа Минтруда России от 19.08.2016 N 438н настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.

Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Согласно п.8 Типового положения о системе управления охраной труда в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы): а) политика работодателя в области охраны труда; б) цели работодателя в области охраны труда; в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая: процедуру подготовки работников по охране труда; процедуру организации и проведения оценки условий труда; процедуру управления профессиональными рисками; процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников; процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников; процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием; процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией; д) планирование мероприятий по реализации процедур; е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ; з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; и) управление документами СУОТ.

Положениями ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 8).

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (часть 15).

Как следует из материалов дела, 25.05.2021 на основании Распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области Жданова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ -И/71-31 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Ковинской Е.Ю. проведена плановая выездная проверка деятельности МП г. Омска «ПКИО им. 30-летия ВЛКСМ» по адресу: <адрес> на предмет соблюдения предприятием обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с планом проверок на 2021 год.

С указанным Распоряжением законный представитель МП г. Омска «ПКИО им. 30-летия ВЛКСМ» ознакомлен (о чем имеется ссылка в Распоряжении), что не оспаривалось стороной защиты.

Проверка юридического лица завершена 25.05.2021.

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 25.05.2021 -И/71-31, согласно которому, наряду с прочим, в деятельности МП <адрес> «ПКИО им. 30-летия ВЛКСМ» выявлены нарушения требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, что повлекло за собой ненадлежащее функционирование системы управления охраной труда, что является нарушением государственных нормативных требований охраны, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и способствует возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

В связи с наличием нарушений обязательных требований трудового законодательства ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и вынесено оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ -И/12-3864-И/71-31.

Согласно постановлению главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ , МП г. Омска «ПКИО им. 30-летия ВЛКСМ», являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, что выразилось в том, что на предприятии отсутствует перечень профессиональных рисков, соответственно, не произведена их оценка, не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками, тем самым нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ: работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ), информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах о риске повреждения здоровья. Пунктом 8 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 н предусмотрено, что «в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы): процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, включая наряду с тем, процедуру управления профессиональными рисками; планирование мероприятий по реализации процедур; контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. МП г. Омска «ПКИО им. ЗО-летия ВЛКСМ», являясь работодателем, не обеспечило выполнение возложенных на него ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанностей, что повлекло за собой ненадлежащее функционирование системы управления охраной труда, является нарушением государственных нормативных требований охраны, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и способствует возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (п. 91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019г. № 160).

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -И/12-3860-И/71-31, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ -И/71-31, картой идентификации, оценки управления рисками (незаполненной, неутвержденной и не заверенной печатью организации), представленной юридическим лицом в ходе проверки, копией приказа директора МП <адрес> «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» от ДД.ММ.ГГГГ /ОТ «О создании комиссии и организации работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков», которым установлен срок проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков до ДД.ММ.ГГГГ (представленный после окончания проверки ДД.ММ.ГГГГ).

Представление защитником МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» в ходе производства по жалобе в суде указанной карты в надлежащем виде и иных документов не исключают наличие нарушений обязательных требований трудового законодательства по состоянию на дату проверки.

Таким образом, должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области верно установлено наличие события административного правонарушения и состава административного правонарушения в действиях МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ».

Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.

Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушений и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.

Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Согласно статье 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу пункта 1, 2 части 1 статьи 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкция ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что нарушение законодательства о труде и охране труда (системе управления охраной труда) является грубым нарушением обязательных требований трудового законодательства, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в названной области законодательства, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников.

Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, не предусматривающим материально-правовых последствий содеянного, вместе с тем само по себе отсутствие вредных последствий не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, судом принимается во внимание продолжительность периода деятельности, в течение которого МП г. Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» осуществляло трудовую деятельность без эффективного обеспечения функционирования системой управления охраной труда в организации.

Таким образом, оснований для изменения избранного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа не имеется.

Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Ковинской Е.Ю. от 04.06.2021 №55/8-246-21-И/12-3864-И/71-31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Муниципального предприятия г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.В. Ведерникова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Омска (Омская область) на 17.06.2021:
Дело № 2а-2564/2021 ~ М-2261/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 24.06.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2565/2021 ~ М-2262/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 28.06.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2607/2021 ~ М-2245/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 08.07.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2619/2021 ~ М-2258/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 13.08.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Смирнова Ксения Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2612/2021 ~ М-2256/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондаренко Елена Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2603/2021 ~ М-2242/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 08.07.2021
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2569/2021 ~ М-2254/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Попова Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2570/2021 ~ М-2263/2021, первая инстанция
  • Решение: Дело присоединено к другому делу
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Смирнова Ксения Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-280/2021 ~ М-2240/2021, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Попова Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2606/2021 ~ М-2264/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 08.07.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-416/2021, апелляция
  • Дата решения: 29.07.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ведерникова Наталья Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-363/2021, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Руденко Павел Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-362/2021, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Морозова Светлана Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-364/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 07.07.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Полозов Сергей Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-796/2021, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Попова Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-795/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Селиверстова Юлия Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/1-205/2021, первая инстанция
  • Решение: Оставлено без рассмотрения
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Неделько Олег Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-800/2021, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Селиверстова Юлия Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/16-228/2021, первая инстанция
  • Решение: Оставлено без рассмотрения
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Морозова Светлана Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-793/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Смирнова Ксения Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-792/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондаренко Елена Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/16-227/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Неделько Олег Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-794/2021, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Попова Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-799/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Селиверстова Юлия Александровна
  • Судебное решение: НЕТ