Дело № 2-1153/2011 ~ М-770/2011, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ленинский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 28.02.2011
Дата решения 16.03.2011
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Крига Елена Степановна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 467e98b5-aa61-3e5b-b7bb-7287077ffa3c
Стороны по делу
Истец
*********** *** * ***. *************** ***** ***
Ответчик
*********** ******** ************* *. *****
************* *. *****
*** *** "******* ***** ******** * 4"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-1153/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Крига Е.С.

с участием прокурора Уточенко Е.В.

при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании 16 марта 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту культуры Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту культуры Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» установлены нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно представлению территориального отдела государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска от 01.09.2009г. следует, что в указанном образовательном учреждении необходимо огородить лестницу, ведущую из подвала на 1-й этаж, перегородками 1-го типа с устройством тамбура-шлюза с подбором воздуха при пожаре, выполнить двери кладовой, электрощитовой и вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

Согласно п. 1.8 Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» является юридическим лицом, имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии А от 03.07.2008. Данная лицензия действительна до 03.07.2013 года.

Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ
город Омск Омской области в лице департамента культуры Администрации города Омска.

Согласно п. 4.7 Устава МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» деятельность Учреждения финансируется его Учредителем за счет средств городского бюджета.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок устранения данных нарушений истек 01.08.2010 года. Неоднократные обращения администрации МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» к департаменту культуры Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ, ни к какому результату не привели.

Поскольку учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента культуры Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения. Обязать МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», Администрацию г. Омска, Департамент культуры Администрации г. Омска, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: огородить лестницу, ведущую из подвала на 1-й этаж, перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подбором воздуха при пожаре, выполнить двери кладовой, электрощитовой и вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

В судебном заседании представитель истца - Уточенко Е.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» - Инкина Н.П. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года - до начала нового учебного года.

Представитель Департамента культуры Администрации г. Омска - Сипатин А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Представитель Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен.

Представитель Отдела государственного пожарного надзора Ленинского АО г.Омска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

С учетом требований международного законодательства в ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Статьей 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.

Исходя из вышеуказанных требований законодательства в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников. На создание безопасных условий обучения и содержания направлены положения законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» установлены нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно предписанию территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска от 01.09.2009г. , в указанном образовательном учреждении необходимо огородить лестницу, ведущую из подвала на 1-й этаж, перегородки 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подбором воздуха при пожаре, выполнить двери кладовой, электрощитовой и вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (на момент проверки действовал п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, в настоящее время действует п. 7.4 СНиП 21-01-97*).

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 06.03.2006г. № 35 -ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

На основании п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных фактов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

В соответствии с п. 7.23 СНиП 21-01-97*, утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. № 18-7, в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф 1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур- шлюза с подпором воздуха при пожаре.

На основании п. 7.4 СНиП 21-01-97*, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Согласно п.1.8 Устава МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» является юридическим лицом, имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.

МОУ ДОД « ДШИ № 4» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии А от 03.07.2008. Данная лицензия действительна до 03.07.2013 года.

Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице Департамента культуры Администрации города Омска.

Согласно п. 4.7 Устава МОУ ДОД «ДШИ № 4» деятельность Учреждения финансируется его Учредителем за счет средств городского бюджета. Пункт 4.9 Устава предусматривает, что бюджетные ассигнования выделяются, в том числе на проведение капитального и текущего ремонта и другие затраты, связанные с основной деятельностью.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства РФ.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок исполнения предписания в части приобретения мебели истек 01.08.2010 г.

Согласно ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который судом принимается, если это не противоречит закону и материалам гражданского дела.

Признание иска судом принимается, так как это не противоречит закону и материалам гражданского дела.

Признание иска совершается добровольно, представитель ответчика понимает значение и последствия указанных действий, права и интересы других лиц не нарушаются, последствия признания иска ответчикам разъяснены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, признание иска ответчиками, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента культуры Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента культуры Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4», Администрацию г. Омска, Департамент культуры Администрации г. Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: огородить лестницу, ведущую из подвала на 1-й этаж, перегородками 1-го типа с устройством тамбур- шлюза с подбором воздуха при пожаре, выполнить двери кладовой, электрощитовой и вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа в срок до 01 сентября 2011 года.

Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, Департамента культуры администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере400 (четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Судья - Е.С. Крига

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) на 28.02.2011:
Дело № 2-1430/2011 ~ М-816/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 07.04.2011
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белоус Ольга Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1229/2011 ~ М-775/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 12.04.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вовченко Наталья Валентиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1179/2011 ~ М-912/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Крига Елена Степановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1149/2011 ~ М-861/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 14.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гостева Людмила Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1191/2011 ~ М-922/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Крига Елена Степановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1186/2011 ~ М-918/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Крига Елена Степановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1300/2011 ~ М-864/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 18.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лозовая Жанна Аркадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1263/2011 ~ М-806/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 18.03.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лозовая Жанна Аркадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1398/2011 ~ М-822/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 21.04.2011
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белоус Ольга Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1316/2011 ~ М-821/2011, первая инстанция
  • Дата решения: 07.04.2011
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белоус Ольга Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ