Дело № 2-3274/2022 ~ М-2667/2022, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Куйбышевский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 30.06.2022
Дата решения 03.08.2022
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Котельникова Ольга Владимировна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 18af0b35-2a64-3d07-a733-594fc0799e2d
Стороны по делу
Истец
******** *** *.*****
Ответчик
************* ****** *****
*** *.***** "******* ******************* ***** **8"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-3274/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием помощника прокурора ЦАО г. Омска Орловой О.Ю., представителя ответчика ФИО3, при секретаре Попове А.А., помощнике судьи Смирновой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

03 августа 2022 года

гражданское дело по иску Прокурора ЦАО г. Омска к БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа », Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЦАО <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями к БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа », Администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения, указав, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа ».

В ходе проверки установлено, что учреждение является правообладателем здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » присвоена 3 категория опасности.

В БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Охрана БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » осуществляется работниками гардероба и сторожами, то есть сотрудниками образовательного учреждения.

Таким образом, в БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » не осуществляется комплекс мер по противодействию терроризма, направленный на обеспечение безопасности малолетних воспитанников образовательного учреждения, сотрудников учреждения и третьих лиц, посещающих учреждение.

Указанные нарушения имеют место в связи с отсутствием финансирования Учреждения. В настоящее время вопрос о выделении денежных средств не решен, нарушения не устранены. Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения законодательства о несовершеннолетних, возложенных на ответчика законом, и не является основанием для неисполнения всех зависящих от них мер по их соблюдению. Выявленные нарушения федерального законодательства создают угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения, третьих лиц.

Истец просит обязать БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать Администрацию <адрес> профинансировать работы по устранению указанных нарушений в БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа ».

Помощник прокурора ЦАО <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены, финансирование отсутствует.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании приказа, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что у учреждения отсутствует финансирование для устранения заявленных нарушений.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил суду письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку органы местного самоуправления должны обеспечивать сбалансированность бюджета по доходам и расходам, не представляется возможным установить бюджет на следующий год и выделить соответствующие денежные средства для обеспечения охраной БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа ».

Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечить безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.

Согласно пп. «а», «в» п. 4, п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) — состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующие совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может находиться более пятидесяти человек.

Таким образом, в силу указанных норм и положений ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящаяся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Пунктами 1, 5 указанных Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

Исходя из пп. «б, г» п. 18 Постановления № 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объект достигается путем установления пропускного режима, обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с п. 19 Постановления № 1006 выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств.

Пунктам 20 Постановления № 1006 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Согласно п. 23 Постановления № 1006 выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений, достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, токсичных химикатов на объекты (территории); обеспечения достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов (территорий) по вопросам выявления и предупреждения применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В соответствии с пп. «д» п. 25 Постановления № 1006 предусматривается оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности.

Пунктом 30 Постановления № 1006 предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Подпунктом «б» п. 25 Постановления № 1006 предусмотрено, что охрана объектов, отнесенных к третьей категории опасности, обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми тодразделеииши организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Судом установлено, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа ».

В ходе проверки установлено, что учреждение является правообладателем здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » присвоена 3 категория опасности.

Представитель образовательного учреждения в судебном заседании допущенные нарушения требований законодательства в сфере образования и в сфере противодействия терроризму, не оспаривала, но указывала на отсутствие соответствующего финансирования.

Согласно ответу департамента образования Администрации <адрес> на организацию специализированной охраны учреждения ориентировочно необходимо финансирование в размере 285 120 рублей.

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » расходы на организацию специализированной охраны учреждения не предусмотрены.

Информация о потребности в финансировании данных расходов департаментом образования Администрации <адрес> учтена. Вопрос о выделении финансирования на организацию специализированной охраны учреждения будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.

Несмотря на то, что ответчиком принимались соответствующие меры для получения бюджетных средств по устранению допущенных нарушений, недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению законодательства.

В соответствии с п. 1.3 Устава БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>.

Собственником имущества учреждения также является муниципальное образование городской округ <адрес>. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.

Таким образом, за выявленные в деятельности БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » нарушения требований действующего законодательства ответственность несет Администрация <адрес>.

В соответствии с Уставом <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес>, а департамент образования является всего лишь ее структурным подразделением (п. 3 ст. 8).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Причем согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17).

«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, также предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений, что направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Выявленные нарушения могут послужить поводом для планирования и проведения террористического акта, что может повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Прокурора Центрального АО <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ с БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать Администрацию <адрес> профинансировать работы по устранению нарушений в БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа », а именно:

- по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Котельникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Куйбышевский районный суд г. Омска (Омская область) на 30.06.2022:
Дело № 2-3365/2022 ~ М-2691/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончаренко Ольга Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3106/2022 ~ М-2666/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мякишева Инна Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3275/2022 ~ М-2664/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 03.08.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Котельникова Ольга Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3096/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Котельникова Ольга Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3113/2022 ~ М-2661/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончаренко Ольга Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3116/2022 ~ М-2677/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Перфилова Инна Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3097/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 18.08.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чекурда Андрей Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3103/2022 ~ М-2690/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мякишева Инна Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3108/2022 ~ М-2665/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 11.08.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Перфилова Инна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1811/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пархоменко Галина Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-418/2022, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2022
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пархоменко Галина Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1812/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пархоменко Галина Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-1810/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пархоменко Галина Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-417/2022, апелляция
  • Дата решения: 05.09.2022
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пархоменко Галина Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1809/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Романюк Лариса Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-293/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 21.07.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хасаншин Руслан Равильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-300/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Носик Ирина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-299/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хасаншин Руслан Равильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-292/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солодарь Юлия Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-295/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хасаншин Руслан Равильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-291/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хасаншин Руслан Равильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-298/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солодарь Юлия Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-294/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лукша Алексей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-301/2022, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солодарь Юлия Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-296/2022, первая инстанция
  • Решение: ВОЗВРАЩЕНО ПРОКУРОРУ или РУКОВОДИТЕЛЮ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Носик Ирина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1608/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано в принятии к производству
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чекурда Андрей Георгиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1604/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чекурда Андрей Георгиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1606/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Верещак Михаил Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1607/2022, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Котельникова Ольга Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ