Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Куйбышевский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 16.03.2021 |
Дата решения | 27.05.2021 |
Категория дела | По искам военнослужащих и иных приравненных к ним лиц |
Судья | Бажина Татьяна Владимировна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f58277f4-62c9-37ae-8739-1089dc06fc68 |
Дело №2-1802/2021
№55RS0002-01-2021-002297-52
Решение
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе судьи Бажиной Т. В. при секретаре Шарипове А. С., при организационном участии помощника судьи Литвиненко Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Западно – Сибирскому следственному управлению на транспорте Следственного комитета РФ о зачете периода службы в органах уголовно – исполнительной системы Республики Казахстан и периода первоначальной подготовки в МВД Республики Казахстан в стаж в органах Следственного Комитета РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Западно – Сибирскому следственному управлению на транспорте Следственного комитета РФ о зачете периода службы в органах уголовно – исполнительной системы Республики Казахстан и периода первоначальной подготовки в МВД Республики Казахстан в стаж в органах Следственного Комитета РФ. В обоснование доводов указал, что 02.06.2010г. он был принят на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Омской области на должность <данные изъяты>. С января 2011 года по июнь 2017 года последовательно замещал должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. С 08.06.2017г. принят на службу в Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации и назначен на должность <данные изъяты>. С 06.02.2019г. по настоящее время проходит службу в должности <данные изъяты>. Кроме того, в период с 05.09.2005г. по 31.10.2005г. он по направлению Управления комитета «Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан» проходил первоначальную подготовку в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан г. Петропавловска. После чего в период с 04.11.2005г. по 17.10.2008г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан в должности <данные изъяты>. Его стаж (выслуга лет) в календарном исчислении на день увольнения из органов уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан (на 17.10.2008г.) составил 3 года 01 месяц 08 дней, из них:
- стаж (выслуга лет) в календарном исчислении в период службы в органах уголовно-исполнительной системы с 04.11.2005г. по 17.10.2008г. составил 2 года 11 месяцев 14 дней, в льготном исчислении (период службы в органах уголовно-исполнительной системы с 04.11.2005г. по 17.10.2008г.) составил 4 года 5 месяцев 4 дня;
- стаж (выслуга лет) периода первоначальной подготовки МВД Республики Казахстан г. Петропавловска с 05.09.2005г. по 31.10.2005г. составил 1 месяц 27 дней.
Вместе с тем, Западно-Сибирским следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации указанные выше периоды службы (первоначальной подготовки МВД РК и службы в органах уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, в том числе в льготном исчислении) в его стаж (в выслугу лет в количестве 4 лет 7 месяцев 1 дня) в органах Следственного комитета Российской Федерации не учитываются. Считает, что для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в порядке, установленном законодательством сторон, где они проходили службу. Просит обязать ответчика - Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации - включить (зачесть) в его стаж (в выслугу лет) в органах Следственного комитета Российской Федерации 4 года 7 месяцев 1 день, а именно включить (зачесть) в стаж (в выслугу лет) следующие периоды службы в Республике Казахстан:
- с 05.09.2005г. по 31.10.2005г. - первоначальную подготовку в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан г. Петропавловска в календарном исчислении 1 месяц 27 дней;
- с 04.11.2005г. по 17.10.2008г. - службу в органах уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан в должности специалиста-воспитателя отдела по воспитательной работе среди осужденных в Государственном учреждении «Учреждение ЕС-164/6» Управления комитета «Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан» в календарном исчислении 2 года 11 месяцев 14 дней, в льготном исчислении (из расчета один месяц за полтора месяца) - 4 года 5 месяцев 4 дня.
Истец в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В представленном заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие в связи с занятостью на работе.
Представитель ответчика - Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что права истца Западно-Сибирским следственным управлением на транспорте СК РФ не были нарушены, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению. Указывает на то, что ссылки на нормативные акты, которые приводит истец в исковом заявлении, не распространяются на сотрудников Следственного комитета РФ. Кроме того, РФ не заключались соглашения с Республикой Казахстан о социальном обеспечении, предусматривающем взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел). Соответственно, у ответчика отсутствовали основания для включения истцу в выслугу лет периода службы с 04.11.2005г. по 17.10.2008г. в органах уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан и периода первоначальной подготовки МВД Республики Казахстан в г. Петропавловск /л.д.46-48/.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Следственного комитета России в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
По правилам ч.2 ст.15, ч.13 ст.35 ФЗ «О следственном комитете РФ», сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. №411 /далее – Правила/.
Так, согласно п. «г» ч.2, ч.3 Правил, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается время службы (работы, обучения), указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца двадцатого пункта 1 и абзаца четвертого пункта 1(1) указанного постановления). В выслугу лет засчитывается время службы (работы, обучения), указанное в пункте 2 настоящих Правил, если эта служба (работа, обучение) проходила в органах и учреждениях Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы определяется Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются:
- военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
- военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 05.09.2005г. по 31.10.2005г. истец проходил первоначальную подготовку в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан г. Петропавловска, а с 04.11.2005г. по 17.10.2008г. - службу в органах уголовно-исполнительной системы по Северо-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан, что подтверждается сведениями его трудовой книжки № /л.д.20-24/.
Согласно справке, выданной специалистом-инспектором ГК УКУИС по СКО, с 01.01.2002г. сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан выслуга лет считается один месяц службы за полтора, на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 28.12.2001г. №.
Основанием увольнения из органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан в запас Вооруженных Сил с 17.10.2008г. послужил рапорт ФИО1, представление, что подтверждается выпиской из приказа начальника УК УИС по СКО /л.д.30/.
Из материалов дела также следует, что с 07.02.2019г. по настоящее время ФИО1 проходит службу в должности <данные изъяты> /л.д.17-19/.
Довод истца о наличии законных оснований для зачета в выслугу лет периода его работы в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан для назначения пенсии, суд находит несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании закона.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии со ст.2 которого пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
Основываясь на Соглашении от 13.03.1992г., между участниками Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, 24.12.1993г. достигнуто Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", которым предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств.
Указанное соглашение распространяет свое действие на область социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел и их семей.
Каких-либо соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о включении периодов работы в иных ведомствах и министерствах, в том числе, в органах уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан в выслугу лет сотрудникам Следственного комитета РФ заключено не было.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя их вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые периоды трудовой деятельности истца и период его обучения на территории Республики Казахстан не подлежат зачету в стаж в органах Следственного Комитета РФ. В связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Западно – Сибирскому следственному управлению на транспорте Следственного комитета РФ о зачете периода службы в органах уголовно – исполнительной системы Республики Казахстан и периода первоначальной подготовки в МВД Республики Казахстан в стаж работы в органах Следственного Комитета РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
КОПИЯ ВЕРНА
Решение (определение) вступило в законную силу ____________________________________________
УИД 55RS0002-01-2021-002297-52
Подлинный документ подшит в деле № __________
Куйбышевского районного суда г.Омска
Судья _____________________________ Секретарь __________________________