Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Куйбышевский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 18.08.2021 |
Дата решения | 08.11.2021 |
Статьи кодексов | ст.7.9 КоАП РФ |
Судья | Романюк Лариса Анатольевна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 4a079051-5ba9-3daa-91da-89b861a63d62 |
УИД 55RS0002-01-2021-007393-90
г. Омск, ул. Лермонтова, 61 Дело № 12-659/2021
РЕШЕНИЕ
08 ноября 2021 года г. Омск
Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Романюк Л.А., при секретаре Захаровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу [СКРЫТО] А.А. на постановление о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № 04-01п от 12.07.2021 года, вынесенного должностным лицом Главного управления лесного хозяйства Омской области смотритель за кладбищами МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения» Омского муниципального района Омской области [СКРЫТО] А.А. привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
[СКРЫТО] А.А. был признан виновным в том, что он, являясь смотрителем за кладбищами МКУ «Хозяйственное учреждение администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не принял должных мер по соблюдению законодательства, а именно: 03.06.2021 года около 11.00 час. должностным лицом административного органа при осмотре земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:4288 в границах лесного фонда квартала 24 выделов 3, 7, 8, 9, 10,11,39,47, 48 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества установлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в использовании лесных участков без специальных разрешений на использование указанных участков путем размещения кладбища д. Приветная Лузинского сельского поселения Омского муниципального района, что является нарушением ст. ст. 24, 71 Лесного кодекса РФ: на всех участках расположены индивидуальные захоронения «могилы», с южной стороны лесные участки выделов 8,11 квартала 24 огорожены металлическим забором (л.д.19).
Не согласившись с вынесенным постановлением, [СКРЫТО] А.А. обратился в районный суд с жалобой (л.д.2), в которой просил отменить постановление должностного лица, указывая, что при производстве по делу допущены процессуальные нарушения: он не был уведомлен о проведении административного расследования, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, который составлен в его отсутствие, копия протокола вручена 14.07.2021 года, он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения протокола, так как уведомление получено только 14.07.2021 года. Указанное лишило его возможности дать мотивированное объяснение по существу, ему не были разъяснены права, все процессуальные действия проведены в его отсутствие. Кроме того, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как из описательно-мотивировочной части постановления следует, что он допустил нарушение лесного законодательства, выразившееся в использовании лесных участков без специальных разрешений на их использование путем размещения кладбища д. Приветная Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Просил отменить постановление о привлечении к административной ответственности, прекратив производство по делу за отсутствием события и состава административного правонарушения в его действиях (л.д.2).
bВ судебном заседании [СКРЫТО] А.А. доводы и требования, изложенные в жалобе на постановление, поддержал, дополнительно пояснил, что в должности смотрителя кладбищ состоит с конца февраля 2020 года по настоящее время. При вступлении в должность без выезда на место руководителем МУК «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ему было разъяснено, что границы кладбища в д. Приветная определяются с одной стороны по периметру установленного забора и дальше определяются рвом, что он и определил по прибытии на место. Внутри этой территории имеется несколько лесных опушек, на которых размещены захоронения 60-70-х годов. В его обязанности не входит установление границ кладбища, а за визуальные границы кладбища он не выходил. Заявления на захоронение принимались от граждан на захоронение любого человека, все захоронения визуально производились в границах кладбища, обозначенных забором и рвом. В настоящее время разрешение на захоронение выдает Администрация поселения. В постановлении не указано, какие именно захоронения были произведены в период его работы вне границ кладбища при незаконном использовании земель лесного фонда. Полагает, что в его действиях нет состава административного правонарушения. Кроме того, по его мнению, имеются процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу, так как все извещения были направлены на его адрес, по которому он не проживает, будучи зарегистрирован с июля 2020 года по адресу: <адрес>164. Новый владелец его прежней квартиры позвонил и сообщил, что пришло извещение с почты на его имя, он подъехал на почту, получил уведомление, но оказалось, что протокол уже составлен и рассмотрен, ему направлена копия постановления. Позвонив по телефону в уведомлении в Управление лесного хозяйства, ему сказали, что все документы направлены по почте. Директор МУК ему не передавал, что он вызывался к должностному лицу для составления протокола, сообщив только, что административным органом были истребованы его должностная инструкция и приказ о приеме на работу.
Должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще (л.д.68).
Суд, руководствуясь положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП ПРФ, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Защитник [СКРЫТО] А.А. по ордеру адвокат Козлов А.В. (л.д.69), позицию доверителя поддержал в полном объеме, дополнив, что административное расследование по делу проведено формально, о его проведении привлекаемое лицо уведомлено не было, [СКРЫТО] А.А., представители МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения», самой Администрации поселения не опрашивались, [СКРЫТО] А.А. не были разъяснены права, он не был надлежащим образом уведомлен о составлении протокола, о его рассмотрении, не выяснялся вопрос, был ли [СКРЫТО] А.А. при приеме на работу ознакомлен с границами кладбища. Полагает, что имеются основания для отмены постановления и удовлетворения жалобы.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Дерр А.И. с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что по обращению главы Омского муниципального района Омской области на предмет того, что кладбище в деревне Приветная Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области зашло частично на земли лесного массива, было инициировано рейдовое мероприятие, с возбуждением дела об административном правонарушении и проведением административного расследования, в ходе которого Администрация Лузинского сельского поселения пояснила, что ответственным за размещение кладбища является МУК «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения», в котором смотрителем за кладбищами был назначен [СКРЫТО] А.А., указывавший места захоронений. Все вопросы в рамках административного расследования обсуждались с руководителем МУК, сообщившего адрес [СКРЫТО] А.А., указанный в трудовом договоре, поэтому все извещения направлялись [СКРЫТО] А.А. через руководителя МУК или на адрес его прежней регистрации.
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление о привлечении [СКРЫТО] А.А. к административной ответственности вынесено 12.07.2021 года (л.д.19), копия постановления получена [СКРЫТО] А.А. по почте 09.08.2021 (л.д.63), жалоба направлена в суд почтой 16.08.2021 (л.д.11), срок обжалования не пропущен.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 2 стать 8 ЛК РФ).
Согласно положениям статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется статьей 71 ЛК РФ, в силу которой лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
3. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
4. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.5. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
6. Победитель торгов или единственный участник торгов, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 7 статьи 79 или частью 10 статьи 80.2 настоящего Кодекса, не вправе:
1) сдавать арендованный лесной участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ выражается в самовольном занятии лесных участков или использовании таких участков без специального на то разрешения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения смотрителя за кладбищами МУК «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» [СКРЫТО] А.А. к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ явился установленный государственным лесным инспектором Омской области факт использования [СКРЫТО] А.А. лесных участков без разрешительных документов для размещения кладбища в д. Приветная Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении [СКРЫТО] А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и последующего привлечения к административной ответственности, предусмотренной названной нормой (л.д.17, 19).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Данные требования КоАП РФ должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены.
В силу положений ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
По общим правилам, изложенным в ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из указанных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в силу положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок такого извещения установлен статьей 25.15 КоАП РФ, в силу которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В жалобе и в судебном заседании [СКРЫТО] А.А. указывал, что не был извещен ни о проведении административного расследования, ни о составлении протокола об административном правонарушении, ни о его рассмотрении.
Из материалов дела следует, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в адрес [СКРЫТО] А.А. не направлялась.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении по месту жительства [СКРЫТО] А.А. не направлялось. Представленное в материалах дела уведомление, адресованное директору МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения» Чеберяку В.С. о необходимости явки его и смотрителя кладбища [СКРЫТО] А.А. для выполнения требований ст. 28.2 КоАП РФ 30.06.2021 года в 14.30 час. в Главное управление лесного хозяйства Омской области, не является надлежащим уведомлением [СКРЫТО] А.А. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.36). Нормы КоАП РФ не содержат требований об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, по месту его работы.
Допущенное выше несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых ст. 28.2, ст. 28.7 КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением процессуальных требований, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть использован в качестве доказательства по делу.
Указанные нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении являются существенными.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований КоАП РФ является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Вместе с тем, такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Кроме того, при рассмотрении протокола об административном правонарушении также допущены нарушения.
Рассмотрение протокола об административном правонарушении было назначено на 12.07.2021 года в 14.30 час. (л.д.6). Соответствующее уведомление было направлено [СКРЫТО] А.А. по адресу: <адрес>, по которому его регистрация и проживание прекращены с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 6, 18). С ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>164 (л.д.70).
Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено 12.07.2021 года в отсутствие [СКРЫТО] А.А., при этом данных о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, поскольку в адрес привлекаемого к административной ответственности лица уведомление о назначении даты и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении не направлялось.
Несоблюдение требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, не было устранено должностным лицом административного органа при его рассмотрении, повлияв также на законность вынесенного должностным лицом постановления.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 12.07.2021 года, вынесенное в отношении [СКРЫТО] А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу [СКРЫТО] А.А. удовлетворить.
Постановление должностного лица Главного управления лесного хозяйства Омской области № 04-01п от 12.07.2021 года о привлечении [СКРЫТО] А.А. к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в его действиях.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья (подпись) Л.А. Романюк