Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 20.10.2021 |
Дата решения | 10.01.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Зинченко Ю.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 86a804c0-f607-3bc0-aeb9-63327ff9c380 |
Дело №а-68/2022
55RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 января 2022 года
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Зинченко Ю.А., при помощнике судьи ФИО3, при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление МИФНС России № по <адрес> к [СКРЫТО] ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] Ю.В. о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик состоял на учёте в МИФНС России № по <адрес> (ранее ИФНС по КАО <адрес>) в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №) и является плательщиком страховых взносов на основании статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В установленные законом сроки страховые взносы ответчиком уплачены не были, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени [СКРЫТО] Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве ИП. Административному ответчику направлены налоговые требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени. Однако, указанная задолженность в полном объеме не погашена.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 62 761 руб.07 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 49 898 руб. 57 коп., пени – 2 040 руб. 57 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 418 руб. 40 коп., пени – 403 руб. 53 коп., просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на его пропуск по причине различия процедур принудительного взыскания налога в зависимости от менявшегося в данный момент периода статуса ответчика.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Административный ответчик [СКРЫТО] Ю.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», поэтому с ДД.ММ.ГГГГ вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ, в редакции, действовавшей после ДД.ММ.ГГГГ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу положений статьи 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Как следует из пункта 3 статьи 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ определено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:
1) организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);
2) индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно пунктам 1 – 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По смыслу положений пункта 1 статьи 45, пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, пени, страховых взносов. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Из материалов дела следует, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неуплатой обязательных платежей ответчику направлены требования:
№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности страховых взносов на ОПС за 2017 года в сумме 23 400 руб., пени в сумме 1 675 руб. 86 коп., страховых взносов на ОМС в сумме 4 590 руб., пени в сумме 327 руб. 57 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности страховых взносов на ОПС за 2017 года в сумме 20 544 руб. 57 коп., пени в сумме 248 руб. 52 коп., страховых взносов на ОМС в сумме 3 534 руб. 40 коп., пени в сумме 48 руб. 75 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности страховых взносов на ОПС за 2017-2018 год в сумме 29 354 руб., пени в сумме 116 руб. 19 коп., страховых взносов на ОМС в сумме 6 884 руб., пени в сумме 27 руб. 25 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
Таким образом, ответчик извещен о наличии у него задолженности по уплате страховых взносов, соответственно обязан был уплатить обязательные платежи.
В установленный срок обязанность по уплате задолженности ответчиком исполнена частично, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 – 3 статьи 48 НК РФ и указанной нормы КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Нарушение сроков, установленных пунктом 2 статьи 48 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями НК РФ, а так же КАС РФ.
Требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени № выставлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Доказательств направления данного требования в адрес ответчика, истцом не представлено.
В связи с неисполнением выставленного требования, в установленные в нем сроки, руководителем ИФНС России по КАО <адрес> на основании статьей 31,46,47,60,68,74,74.1,176.1,203.1 и 204 НК РФ вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с [СКРЫТО] Ю.В. сумм, выставленных к уплате в требовании. В связи с вынесенным решением руководителем ИФНС России № по ЦАО <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени № выставлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ В доказательства направления данного требования в адрес ответчика, истцом представлен список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением выставленного требования, в установленные в нем сроки, ИФНС России по КАО <адрес> на основании статьей 31,46,47,60,68,74,74.1,176.1,203.1 и 204 НК РФ вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с [СКРЫТО] Ю.В. сумм, выставленных к уплате в требовании. В связи с вынесенным решением руководителем ИФНС России № по ЦАО <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени № выставлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ В доказательства направления данного требования в адрес ответчика, истцом представлен отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 64401044152829, в котором указано что ДД.ММ.ГГГГ от ИФНС № по ЦАО <адрес> в адрес [СКРЫТО] Ю.В. ([СКРЫТО]) направлено вышеуказанное требование, ДД.ММ.ГГГГ требование получено адресатом.
В связи с неисполнением выставленного требования, в установленные в нем сроки, ИФНС России по КАО <адрес> на основании статьей 31,46,47,60,68,74,74.1,176.1,203.1 и 204 НК РФ вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с [СКРЫТО] Ю.В. сумм, выставленных к уплате в требовании.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный приказ №а-268(107)/2021 о взыскании с административного ответчика указанной задолженности по обязательным платежам вынесен ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу № №а-268(107)/2021 о взыскании с ответчика в пользу МИФНС России № по <адрес> отменен.
Административное исковое заявление МИФНС России № по <адрес> к [СКРЫТО] Ю.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам поступило в Кировский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Ю.В. задолженности по страховым взносам и пени МИФНС России № по <адрес> пропущен, при этом, выдача судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам на основании заявления налогового органа, поданного по истечении предусмотренного законом срока, пропущенный срок не восстанавливает.
Учитывая изложенное, своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 НК РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
При этом, ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не представлено, срок обращения за выдачей судебного приказа, предусмотренный частью 1 статьи 286 КАС РФ, пропущен без уважительных причин.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока, связанные с различием процедур принудительного взыскания налога в зависимости от менявшегося в данный момент периода статуса ответчика, а именно наличие исполнительных производств о взыскании задолженности по обязательным платежам основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд не являются.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46, частью 1 статьи 46, частью 5 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Таким образом, налоговый орган, в силу закона, имеет право обращаться с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства при предъявлении информации об изменении имущественного положения должника.
Прекращение статуса индивидуального предпринимателя при этом юридического значения не имеет, поскольку процедура исполнения требований исполнительного документа (в данном случае постановления о взыскании налога за счет имущества должника) не имеет каких-либо изъятий, связанных с наличием либо отсутствием статуса предпринимателя.
Изложенное подтверждается анализом норм статьи 47 НК РФ, в соответствии с которой взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении перечня имущества перечисленного в пунктах 1 – 5, а также в соответствии с пунктом 6 другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения статьи 43 Закона об исполнительном производстве так же не содержат такого основания к прекращению исполнительного производства как прекращение статуса индивидуального предпринимателя.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что целью обращения с иском в суд является принудительное взыскание с должника задолженности в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, а в рассматриваемом случае исполнительное производство было возбуждено и препятствий к повторному предъявлению исполнительного документа не имелось, предусмотренный статьей 48 НК РФ порядок обращения в суд с соответствующим требованием к физическому лицу, является повторным взысканием ранее взысканной задолженности.
Учитывая пропуск налоговым органом срока обращения в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика обязательных платежей, отсутствием оснований для его восстановления, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 176, частью 2 статьи 177, статьями 179, 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к [СКРЫТО] ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Зинченко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0№-92Подлинный документ подшит в материалах дела 2а-68/2022 (2а-6072/2021;) ~ М-6405/2021хранящегося в Кировском районном суде <адрес>Судья __________________________Зинченко Ю.А. подписьСекретарь_______________________ подпись |