Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 07.11.2017 |
Дата решения | 05.12.2017 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Вихман Е.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b3cb41be-be51-3283-a013-480c1d4e57cf |
Дело № 2а-5314/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
при секретаре Шараповой Е.А.,
рассмотрев 5 декабря 2017 года в открытом судебном заседании в городе Омске
дело по административному иску прокурора Кировского административного округа города Омска к [СКРЫТО] ФИО1 о прекращении действия права управления транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к [СКРЫТО] Е.В. о прекращении действия водительского удостоверения, в обоснование иска указав, что в результате проведения проверки прокуратурой Кировского административного округа города Омска установлено, что 01.08.2009 [СКРЫТО] Е.В. выдано водительского удостоверение, при этом, она состоит на учете в БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» с заболеванием, которое включено в перечень противопоказанных медицинских психиатрических заболеваний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Поскольку [СКРЫТО] Е.В. страдает заболеванием, препятствующим управлению транспортным средством, наличие у нее водительского удостоверения создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем административный истец просил прекратить действие водительского удостоверения административного ответчика на право управления транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Помощник прокурора Кировского административного округа города Омска Шакуова Р.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
[СКРЫТО] Е.В., Романив Т.И., представляющая интересы административного ответчика на основании ордера от 31.10.2017 № 31351, в удовлетворении заявленных требований просили отказать, поскольку в настоящее время Куйбышевским районным судом города Омска рассматривается гражданское дело об обжаловании установленного административному ответчику диагноза; согласно заключению комиссии специалистов № 96/11-2017 АНО «НПЦИЭ» от 14.11.2017 признаки психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния психики у административного ответчика не обнаружены; лекарственные препараты административный ответчик самостоятельно прекратила принимать с октября 2016 года.
МЭО ГИБДД УМВД России по Омской области представителей в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела первого Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, совершение гражданско-правовых сделок в его отношении невозможно.
Регулируемые Федеральным законом № 196-ФЗ общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу изложенного, исковое заявление прокурора Кировского административного округа города Омска подлежит рассмотрению судом в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психологическими качествами, его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абзацу девятому статьи 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Е.В. имеет водительское удостоверение серии <адрес> на право управления транспортными средствами категории «В», выданное 01.08.2009, сроком действия до 01.08.2019 (л.д. 11).
Согласно сведениям БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова», административный ответчик <данные изъяты> лекарственных препаратов, в настоящее время препараты не принимает (л.д. 7, 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами (далее – Перечень), в соответствии с пунктом 3 раздела I которого к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: расстройства настроения (аффективные расстройства), что соответствует группе кодов F30 – F40 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) – МКБ-10.
По смыслу приведенных норм, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия такого права противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку [СКРЫТО] Е.В. состоит на учете с заболеванием, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает ее допуск к управлению транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения ее права на управление транспортными средствами.
Данное решение является основанием для изъятия МЭО ГИБДД УМВД России по Омской области у административного ответчика водительского удостоверения на право управления транспортными средствами.
Представленное заключение комиссии специалистов № 96/11-2017 АНО «НПЦИЭ» от 14.11.2017, согласно которому у административного ответчика признаки психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния психики не обнаружены, а также обращение в Куйбышевский районный суд города Омска с иском об обжаловании установленного диагноза, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку прекращение действия водительского удостоверения является следствием нахождения административного ответчика в настоящее время на учете в БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» <данные изъяты>.
В связи с изложенным, не имеют правового значения доводы административного ответчика об однократном привлечении административного ответчика к ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 № 344н (далее – Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования), медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом – психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2012, регистрационный № 24366) (далее – Порядок).
Согласно пункту 7 Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В силу пунктов 11, 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В то же время, заключение врача-психиатра об отсутствии у административного ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами суду не представлено, как не представлены и доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших административному ответчику получить данное заключение до рассмотрения дела по существу и предоставить его суду в случае отсутствия противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Кроме того, при удовлетворении заявленных требований суд также принимает во внимание, что [СКРЫТО] Е.В. с октября 2016 самостоятельно прекратила прием лекарственных препаратов.
В то же время, при наличии медицинского заключения об отсутствии у административного ответчика противопоказаний и ограничений к управлению транспортными средствами, а также в случае снятия с учета в БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова», [СКРЫТО] Е.В. не лишена возможности подтвердить в будущем свое право на управление транспортными средствами посредством получения соответствующего удостоверения.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за подачу искового заявления, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами [СКРЫТО] ФИО1, приобретенного на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ водительского удостоверения серии № до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссий (выздоровлением).
Настоящее решение является основанием для изъятия у [СКРЫТО] ФИО1 водительского удостоверения серии №, выданного 01.08.2009, и его хранения до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссий (выздоровлением) либо истечения его срока действия.
Взыскать с [СКРЫТО] ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2017 года