Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 09.07.2021 |
Дата решения | 27.08.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Ашуха В.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ae08a9bf-3b12-3146-b8e5-1cedde6b1993 |
Дело №а-4352/2021
УИД 55RS0№-14
Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ашуха В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
установил:
МИФНС № по <адрес> (прежнее наименование ИФНС по КАО <адрес>) обратилась в суд с обозначенным административным иском, указав, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов на основании ст. 419 НК РФ. В установленные законом сроки страховые взносы ответчиком уплачены не были, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. В адрес административного ответчика было направлено налоговое требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени. Вместе с тем, до настоящего времени, задолженность в полном объеме не погашена. Просила суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 25 444 руб. 20 коп., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 4 590 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 20 805 руб. 84 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48 руб. 36 коп. Кроме того, просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на предъявление иска в пределах 3-летнего срока с момента окончания исполнительного производства, возбужденного в отношении административного ответчика на основании решения налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика – индивидуального предпринимателя, статус которого ФИО1 прекратила ДД.ММ.ГГГГ
В ходе производства по делу административный истец уточнил заявленные требования, просит суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 16 507 руб. 61 коп., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 4 590 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 11 869 руб. 25 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48 руб. 36 коп.
Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования административного иска поддержал с учетом уточнений, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском – по доводам, изложенным в направленном в суд административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, полагала, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, сослалась на отсутствие материальной возможности погасить задолженность.
Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС РФ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в ИФНС по КАО <адрес>.
Из материалов дела следует, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на основании п. 1 ст. 419 НК РФ.
В силу ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере.
Фиксированный взнос на обязательное медицинское страхование за 2017 г. составил 4 590 руб.
Фиксированный взнос на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. составил 23 400 руб.
Задолженность по взносу на обязательное пенсионное страхование частично погашена, остаток задолженности составляет 11 869 руб. 25 коп.
Задолженность по взносу на обязательное медицинское страхование не погашена и составляет 4 590 руб.
Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не погашены и составляют 48 руб. 36 коп.
В связи с неуплатой обязательных платежей, в адрес ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, ответчик был извещен о наличии у него задолженности по уплате страховых взносов, соответственно обязан был уплатить обязательные платежи.
В установленный срок обязанность по уплате задолженности ответчиком не исполнена, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст.48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как указывалось выше, требование об уплате задолженности по страховым взносам было выставлено ответчику за № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
За вынесением судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В рамках рассмотрения дела №а-423(107)/2021 требования ИФНС по КАО <адрес> были удовлетворены.
Определением мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу №а-423(107)/2021 о взыскании с ответчика в пользу ИФНС по КАО <адрес> задолженности по страховым взносам отменен.
Административное исковое заявление ИФНС по КАО <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам поступило в Кировский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно материалам дела до обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика – индивидуального предпринимателя ФИО1 Также согласно материалам дела имеются сведения о вынесении на основании указанного решения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося исполнительным документом, подлежащим предъявлению в ФССП России.
По сведениям ОСП по КАО <адрес> УФССП России по <адрес> исполнительное производство на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 прекратила статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, предъявление заявления о вынесении судебного приказа мировому судье имело место только ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с учетом ранее приведенных положений НК РФ, срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени, ИФНС по КАО <адрес> был пропущен.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, поскольку, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и в рамках настоящего судебного разбирательства доказательств уважительности пропуска срока не представил, суд вынужден констатировать отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая такое решение, суд исходит из того, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не представлено, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен без уважительных причин.
Приведенные налоговым органом причины пропуска срока, по мнению суда, не могут быть признаны уважительными, т.к. никаких обоснований наличия препятствий для обращения за вынесением судебного приказа в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а значит и обоснований уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.М. Ашуха
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.М. Ашуха