Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 09.07.2021 |
Дата решения | 09.09.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Ашуха В.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | d2fc0546-40e8-32be-9afa-61f77a5995f8 |
Дело №а-4345/2021
УИД 55RS0№-20
Решение
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ашуха В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
МИФНС № по <адрес> (прежнее наименование – ИФНС по КАО <адрес>) обратилась в суд с обозначенным административным иском, указав, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов на основании ст. 419 НК РФ. В установленные законом сроки страховые взносы ответчиком уплачены не были, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Кроме того, в собственности ответчика находилось транспортное средство, соответственно он является плательщиком транспортного налога. В адрес административного ответчика было направлено налоговое требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени. Также в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате транспортного налога и пени. Вместе с тем, до настоящего времени, задолженность в полном объеме не погашена. Просит суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 37 847 руб. 75 коп., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 г. в сумме 29 146 руб. 52 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 г. в сумме 6 831 руб. 04 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 27 руб. 25 коп., недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1 845 руб., пени по транспортному налогу в размере 25 руб. 19 коп.
Представитель административного истца МИФНС № по <адрес> в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежаще, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС РФ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Статьей 14 НК РФ к региональным налогам отнесен транспортный налог.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в МИФНС № по <адрес>.
Из материалов дела следует, что в спорный налоговый период ответчик являлся собственником транспортного средства: Kia Rio, государственный регистрационный знак Т 241 ВС 55. Принадлежность указанного транспортного средства административному ответчику подтверждается сведениями МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой обязательных платежей в адрес ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Кроме того, из материалов дела следует, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на основании п. 1 ст. 419 НК РФ.
В силу ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере.
Фиксированный взнос на обязательное медицинское страхование за 2018 г. составил 5 840 руб., за 2019 г. – 6 884 руб.
Фиксированный взнос на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. составил 26 545 руб., за 2019 г. – 29 354 руб.
В связи с неуплатой обязательных платежей налоговым органом было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В установленный срок обязанность по уплате задолженности ответчиком не исполнена, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
За вынесением судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В рамках рассмотрения дела №а-2373(48)/2021 требования ИФНС по КАО <адрес> были удовлетворены.
Определением мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу №а-2373(48)/2021 о взыскании с ответчика в пользу ИФНС по КАО <адрес> задолженности по страховым взносам и транспортного налога отменен.
Как указывалось выше, требование об уплате задолженности по страховым взносам было выставлено ответчику за № ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и направлено по адресу: <адрес> (согласно сведениям, указанным в самом требовании). Требование направлено почтой ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Требование было направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, и вернулось в адрес налогового органа по истечении срока хранения. При этом, по сведениям УВМ УМВД России по <адрес>, предоставленным по запросу суда, должник с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. По данному адресу требование не направлялось.
В указанной связи суд вынужден констатировать, что, в нарушение указанных норм НК РФ доказательства направления требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени административному ответчику по надлежащему адресу материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Между тем требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 г. и пени направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок уплаты страховых взносов за 2019 г. согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ наступил ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговым органом нарушены порядок, процедура и сроки взыскания обязательных платежей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате обязательных платежей и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, суд вынужден констатировать отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления в части требований о взыскании задолженности по страховым взносам и соответствующей пени.
Вместе с тем, поскольку на момент обращения к мировому судье возможность взыскания задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 г. в соответствии с требованием № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом утрачена не была, суд не усматривает оснований для отказа в иске в обозначенной части.
Суд соглашается с произведенным истцом расчетом, находит его законным и обоснованным.
Учитывая, что ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате транспортного налога и пени, истцом соблюдены сроки и порядок взыскания задолженности, то требования истца о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате транспортного налога и пени подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 845 рублей, пени по транспортному налогу в размере 25 рублей 19 копеек, всего 1 870 рублей 19 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> – отказать.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.М. Ашуха
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.М. Ашуха