Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2016 |
Дата решения | 26.04.2016 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Бабкина Т.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 00c2bfbd-c39a-3b5e-9275-4309849b84a0 |
2а-2477/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2016 года | г. Омск |
Кировский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Бабкиной Т.В.,
при секретаре судебного заседания Андреевой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.П. к ФКУЗ МСЧ-55 УФСИН России по Омской области о возложении обязанности направить на медицинское обследование и освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.П. обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, в обоснование которого указал, что в настоящее время находится в местах лишения свободы, а именно в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области на основании приговора Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ которым осужден п. «г» ч.2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с содержанием к исправительной колонии общего режима. У административного истца имеется заболевание – эпилепсия, однако, с ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не обеспечил осужденному [СКРЫТО] А.П. дополнительное медицинское обследование (МРТ головного мозга), чем воспрепятствовал направлению необходимой медицинской документации в Бюро медико-социальной экспертизы по Омской области для их рассмотрения по существу и разрешения вопроса о присвоении заявителю соответствующей группы инвалидности. На основании изложенного, просил суд обязать надлежащего административного истца направить его на медицинское исследование (МРТ головного мозга) и медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В судебное заседание административный истец не явился, в виду нахождения в местах лишения свободы, извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика – ФК УЗ МСЧ-55 УФСИН России по Омской области - Ремденок О.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время МРТ головного мозга осужденному [СКРЫТО] А.П. проведено, задержка в данном виде медицинского исследования была вызвана невозможностью этапирования [СКРЫТО] А.П. из г. Исилькуль в г. Омск. В полном соответствии с графиком работы ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» ДД.ММ.ГГГГ., либо ДД.ММ.ГГГГ данный осужденный будет направлен на медицинское освидетельствование.
Представитель заинтересованного лица - Главного Бюро Медико-социальной экспертизы по Омской области в настоящее судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил, ранее в судебном заседании был представлен письменный отзыв по существу заявленных требований из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Бюро № 8 проведен осмотр [СКРЫТО] А.П., составлена программа его дополнительного обследования (проведение МРТ головного мозга с последующей консультацией эпилептолога), ведение протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина прекращено согласно п. 51.3. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2015 г. № 229 н.
Суд выслушав доводы представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, установлены Федеральным законом № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту – ФЗ №103). В силу ст. 15 ФЗ № 103 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 года № 3 утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту - Правила); перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту - Перечень заболеваний); форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - подозреваемые или обвиняемые), на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктами 2-4 Правил установлено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:
письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;
ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.
Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов.
Лицо (орган) и начальник места содержания под стражей при принятии одним из них соответствующего решения незамедлительно уведомляют друг друга об этом решении.
Постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование вручается под роспись подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее Правила).
Согласно пп. 15,16 Правил гражданин направляется на медико- социальную экспертизу медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Согласно п.19 Правил в случае если медицинская организация отказала гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Согласно п. 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] А.П. впервые самостоятельно обратился в Бюро № 8- филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ с целью установления группы инвалидности, представил справку врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой административный истец был направлен на МСЭ по его настойчивой просьбе.
Больным себя считает с 1996г., после политравмы (падение с высоты), ЗЧМТ, ушиба головного мозга. С того времени беспокоят головные боли, эпилептиформные приступы. Наблюдался у невролога, эпилептолога принимал депакин-хроно, топирамат. В настоящее время [СКРЫТО] А.П. находится в местах лишения свободы. Находился на лечении в стационаре больницы ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России с DS: Посттравматическая энцефалопатия в резидуальном периоде ЗЧМТ, ушиба головного мозга легкой степени. Симптоматическая эпилепсия с редкими генерализованным судорожными приступами с ДД.ММ.ГГГГ Получает депакин-хроно.
На фоне лечения в стационаре от ДД.ММ.ГГГГ. в 1.05 часов и в 3.00 часа - зафиксированы приступы генерализованных судорог, от ДД.ММ.ГГГГ. трижды за ночь (в 2.00, 4.00, 7.15 часов) зафиксированы приступы генерализованных судорог, купированы эльзепамом и магнезией внутривенно, приступы прекратились в течении 2-3 минут ( л.д. 6).
За время нахождения в ИК-4 судорожных приступов не зафиксировано.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Бюро № 8 проведен осмотр [СКРЫТО] А.П., составлена программа дополнительного обследования (проведение МРТ головного мозга с последующей консультацией эпилептолога), ведение протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина прекращено (согласно п. 51.3. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2015 г. № 229н) (л.д. 7).
По сообщению ФКЛПУ Областная больница № 11 УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ осужденный [СКРЫТО] А.П. представлялся на МСЭ ДД.ММ.ГГГГ, группа инвалидности определена не была в виду рекомендованного дообследования (МРТ головного мозга, консультация эпилептолога). Учитывая, что в августе МСЭ находится в отпуске, рекомендовано прислать осужденного [СКРЫТО] А.П. в терапевтическое отделение для проведения дообследования с последующим представлением на МСЭ в конце августа 2015 г. ( л.д. 8).
По сообщению временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у [СКРЫТО] А.П. в камере был зафиксирован приступ эпилепсии ( л.д. 9).
По сообщению ФКЛПУ Областная больница № 11 УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ у [СКРЫТО] А.П. во время пребывания в отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России было зафиксировано 3 генерализованных судорожных приступа ( ДД.ММ.ГГГГ в 03 ч. 00 мин., 05. ч. 30 мин., и ДД.ММ.ГГГГ в 10 ч. 00 мин.) ( л.д. 12.)
Согласно выписки из истории болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.П. постановлен диагноз Посттравматическая энцефалопатия II ст., в резидуальном периоде, ЗЧМТ, ушиб головного мозга легкой степени. Осложнения основного: симптомотическая эпилепсия с редкими вторично - генерализованными судорожными приступами. Сопуствующий диагноз: органическое расстройство личности с легкими эмоционально-волевыми нарушениями. Миопатия слабой степени обоих глаз ( л.д. 10, 12).
На момент проведения медико-социальной экспертизы [СКРЫТО] А.П. форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико- социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2015 г. № 229н «Об утверждении формы протокола проведения медико- социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы», акт медико-социальной экспертизы гражданина, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2015 г. № 228н «Об утверждении формы акта медико- социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления».
В соответствии с п.362 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190, на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.
Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения.
Согласно статье 4 Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденной заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения УИС письменное заявление в произвольной форме.
Начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно - профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений.
Согласно статье 6 Инструкции, по результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу.
Согласно пункту 19 Правил признания инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95, в случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Задачей гражданского права, как и других правовых отраслей, является не только создание условий для реального осуществления его субъектами своих прав, но и предоставление надлежащей защиты в случае их нарушения.
Способы восстановления нарушенного права перечислены в ст. 12 ГК РФ.
Из представленных в суд материалов, объяснений заинтересованного лица
ФКУЗ МСЧ-55 УФСИН России по Омской области следует, что [СКРЫТО] А.П. как лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном законом порядке не подавал соответствующее письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы о производстве в отношении него МСЭ, постановление об отказе в направлении [СКРЫТО] А.П. на медицинское обследование, медицинское освидетельствование административным ответчиком не выносилось.
На момент вынесения настоящего решения обследование МРТ головного мозга административного истца произведено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).
По результатам исследования МРТ, согласно графика работы ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.П. направлен для проведения в отношении него медико-социальной экспертизы ( л.д. 35).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы административного искового заявления о нарушении права [СКРЫТО] А.П. на прохождение медицинского обследования и направления на МСЭ для подтверждения инвалидности являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях должностных лиц ФКУЗ МСЧ-55 УФСИН России по Омской области в отношении административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-18 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] А.П. к ФКУЗ МСЧ-55 УФСИН России по Омской области о возложении обязанности направить на медицинское обследование и освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд. Г. Омска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья Т.В. Бабкина
Вступило в законную силу 07.06.2016. Не обаловалось