Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 18.04.2019 |
Дата решения | 20.05.2019 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Компанеец А.Г. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 555d1fbb-d207-3a64-a706-1fe0663f6d1e |
Дело №а-2222/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Компанеец А.Г.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
«20» мая 2019 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации КАО <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации КАО <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство. В обоснование иска указал, что он фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, участок №. 25.05.2018 года между ним и ФИО4 был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому ФИО1 приобрел земельный участок, с кадастровым номером 55:36:190415:56, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке. Постановлением Администрации <адрес> предоставлено разрешение №-п от ДД.ММ.ГГГГ на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, местоположение: <адрес>, до зданий, строений, сооружений до 0м. ФИО1 направил заявление о предоставлении разрешения на строительство на земельном участке по адресу: <адрес>, участок №, однако ему было отказано, поскольку объект частично находится в технической зоне инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории. Угол жилого дома, который был возведен предыдущим собственником, находится в технической зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. Полагал, что отказ в выдаче ему разрешения на строительство Администрации КАО <адрес> незаконен, поскольку он является добросовестным приобретателем.
Просит признать незаконным отказ Администрации КАО <адрес> в выдаче ему разрешения на строительство жилого дома с кадастровым номером 55:36:190415:56, местоположение: <адрес>, участок №, а также обязать Администрации КАО <адрес> выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке №, с кадастровым номером 55:36:190415:56, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание явилась представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности, однако она не была допущена к участию в судебном заседании, поскольку последняя не представила сведений о наличии у нее высшего образования.
Представитель административного ответчика Администрации КАО <адрес>ёков В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требования ФИО1, полагал, что отказ Администрации КАО <адрес> в выдаче разрешения на строительство законен, поскольку объект частично находится в технической зоне инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории. Также указал, что помимо указанного несоответствия, расположение строения на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, нарушает требования градостроительного законодательства в части минимального отступа от границы данного земельного участка до строений, сооружений. В частности, указанный отступ составляет 0м.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Заслушав участников процесса, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, основанием для признания незаконным отказа Администрации КАО <адрес> в выдаче разрешения на строительство является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Материалами дела установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21) является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:190415:56, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 23-25).
Судом также установлено, что в целях формирования вышеуказанного земельного участка и последующей его постановки на государственный кадастровый учет, по заказу предыдущего собственника земельного участка ФИО6, ООО «АКИ» были проведены работы по определению проектного местоположения границ и площади спорного участка, в результате которых подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый №, в связи с образование 2 земельных участков путем раздела земельного участка, местоположение: <адрес>, Кировский АО, <адрес>. Согласно данной схеме, образовались два участка с кадастровыми номерами 55:36:190415:2:ЗУ1, площадью 425 кв.м. и 55:36:190415:2:ЗУ2, площадью 300 кв.м.(л.д. 51-64).
Как следует из административного искового заявления, на указанном земельном участке имеется капитальное строение: индивидуальный жилой дом, к которому осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, что подтверждается договором с АО «Омскэлектро» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-49).
Кроме того, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был построен согласно проекту ЗАО «ОмскСтройПроект» №-АР от 2018 года (27-46).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в адрес Администрации КАО <адрес> заявление о предоставлении разрешения на строительство на земельном участке по адресу: <адрес>, участок №.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Администрация КАО <адрес> направила административному истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав при этом, что объект частично находится в технической зоне инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории.
Не согласившись с данным решением Администрации КАО <адрес>, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5).
В статье 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1). В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами (п. 2).
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>.
В силу п. 5 ст. 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, настоящие Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории <адрес>.
Настоящие Правила действуют на всей территории в границах <адрес> (п. 1 ст. 3 Правил).
Согласно ст. 49 указанных Правил, зоны инженерной и транспортной инфраструктур (ИТ) выделены для обеспечения правовых условий формирования объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного и автомобильного транспорта, метрополитена, трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В зонах инженерной и транспортной инфраструктур допускается размещение коммунальных, складских и иных объектов в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, при условии обеспечения безопасности функционирования объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне инженерной и транспортной инфраструктур приведены в таблице № (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил.
В соответствии с таблицей №, приведенной в статье 42 указанных Правил, размещение индивидуальных жилых домов является запрещенным видом использования в территориальной зоне ИТ.
Таким образом, бесспорно установлено, что возведенный административным истцом объект строительства частично расположен на земельном участке в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ), размещение индивидуальных жилых домов в которой, в силу приведенных выше норм права, запрещено.
Допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной административного истца суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок, в соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования территории <адрес> в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, частично располагается в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ), размещение в которой земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Соответственно, предоставление земельного участка в данной зоне возможно только уполномоченным органом в установленном законом порядке для земельных участков с подобным видом разрешенного использования.
Более того, как указал в судебном заседании представить административного ответчика, спорный земельный участок имеет отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части изменения отступа от границы земельного участка со стороны <адрес> до зданий, строений, сооружений до 0м.
Установлено, что обратившись в Администрацию КАО <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, истец предоставил все необходимые документы для предоставления данной муниципальной услуги самостоятельно, в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Копии указанных документов представлены в материалы дела и исследованы судом.
Так, согласно п. 2.1. градостроительного плана земельного участка истца, информация о разрешенном использовании земельного участка – территориальная зона индивидуальной жилой застройки (Ж1-6), при этом, размещение многоквартирных жилых домов малой этажности (2-4 этажа), размещение гаражей боксового типа является условно разрешенным видом использования.
Постановлением Администрации выдано разрешение №-п от ДД.ММ.ГГГГ на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, местоположение: <адрес>, до зданий, строений, сооружений до 0м.
В соответствии с п.п. 2.4. вышеназванного градостроительного плана, общим требованием в составе параметров по условиям размещения отдельных объектов является соответствие объектов капитального строительства требованиям действующих технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования по <адрес>, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п., а также обеспечение выполнения требований в части предельных размеров земельного участка и предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных ст. 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>.
Статьей 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены общие требования в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу ч. 2 данной статьи, конкретные сочетания и предельные значения размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящиеся к каждой из обозначенных территориальных зон в отдельности, указаны в статьях 45 - 53 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 45 указанных Правил землепользования, минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов, от границ смежного земельного участка до основного строения - 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - 1 м.
Из имеющейся в материалах дела предоставленной истцом в Администрацию Кировского АО <адрес> схемы планировочной организации земельного участка, планируемый объект индивидуального жилищного строительства размещается от границ земельного участка на расстоянии 1,5 м, что не соответствует вышеприведенным Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, и как следствие, п. 2.4. градостроительного плана земельного участка истца.
Таким образом, установлено, что в действительности, схема планировочной организации земельного участка, предоставленная истцом в Администрацию Кировского АО <адрес> вместе с заявлением о выдаче разрешения на индивидуально жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, не соответствует градостроительному плану данного земельного участка.
Кроме того, из ситуационного плана, изображенного на странице 3,4 градостроительного плана земельного участка истца, следует, что по территории планируемого к строительству индивидуального жилого дома проходят инженерные сети, что, в силу норм действующего градостроительного законодательства не допустимо.
Данный градостроительный план, изготовленный Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, административным истцом в установленном порядке не оспорен, в связи с чем, оснований сомневаться в его достоверности у суда не имеется, равно как и у административного ответчика на момент его рассмотрения, таковые основания отсутствовали.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с п. 15 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>», в исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, включено, в том числе основание несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, руководствуясь приведенными нормами закона, Администрация КАО <адрес>, рассмотрев заявление ФИО1 о выдаче разрешения на индивидуально жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190415:56, обоснованно пришла к решению об отказе в выдаче разрешения на строиттельство, в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218 и 227 КАС Российской Федерации следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Исходя из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что административным истцом не доказано нарушение его прав оспариваемым решением Администрации <адрес>, поскольку в силу прямого указания закона оснований для предоставления разрешения на строительство у административного ответчика не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме за необоснованностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.<адрес>
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.