Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2020 |
Дата решения | 04.08.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Лопаткин В.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c4bb495a-3b16-38ee-802b-0a83a170d3a5 |
Дело № 2а-1992/2020
55RS0001-01-2020-001618-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
помощника судьи Дорошкевич А.Н.,
при секретаре судебного заседания Спириной С.Н.,
с участием представителя административного истца Инспекции ФНС России по Кировскому АО <адрес> – ФИО4, административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица УФНС России по <адрес> – ФИО5, рассмотрев «04» августа 2020 года в открытом судебном заседании в <адрес> дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Кировскому АО <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам,
установил:
Инспекция ФНС России по Кировскому АО <адрес> обратилась в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам, указав в обоснование, что на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому АО <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, который, в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ, обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от 09.01.2017 года на сумму пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 19335,20 рублей, а также на сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС – 3119,89 рублей. Задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование административным ответчиком погашена, а задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – погашена им частично.
На основании изложенного административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2274,97 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции ФНС России по Кировскому АО <адрес> – ФИО4 требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании требования административного истца не признал, ссылался на пропуск срока предъявления указанных требований.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица УФНС России по <адрес> – ФИО5 в судебном заседании требования административного истца поддержала.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По правилам ч. 3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС РФ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность до ДД.ММ.ГГГГ и состоял в качестве налогоплательщика на налоговом учете в ИФНС по КАО <адрес>, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на основании п. 1 ст. 419 НК РФ.
В силу ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере.
В связи с неуплатой обязательных платежей, в адрес ответчика было направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени № от ДД.ММ.ГГГГ в срок, до ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что данное требование в добровольном порядке административным ответчиком не исполнено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
Таким образом, ответчик был извещен о наличии у него задолженности по уплате страховых взносов, соответственно обязан был уплатить обязательные платежи, однако в установленный срок означенную обязанность не исполнил, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как указывалось выше, требование об уплате задолженности по страховым взносам № года было выставлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, срок его исполнения установлен – до ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания административного искового заявления и расчета задолженности ответчика следует, что на день подачи заявления в суд сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышала 3000 рублей.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений НК РФ, за вынесением судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из материалов представленного по запросу суда мировым судьей судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> административного дела №, с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ответчика административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, в материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа о восстановлении срока при подаче заявления о выдаче судебного приказа; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду также не представлено.
Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований ст. 48 НК РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога, налога на имущество и земельный участок и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, поскольку на дату обращения в Кировский районный суд <адрес> налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по уплате страховых взносов в связи с пропуском установленного срока, и доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, заявленные ИФНС России по Кировскому административному округу <адрес> требования, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 291-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Кировскому АО <адрес> ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме «10» августа 2020 года.