Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2020 |
Дата решения | 29.06.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Вихман Е.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 7e75cf58-5b4b-3e57-8a6f-b96df3bbefa4 |
Дело №а-1776/2020
55RS0№-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
помощника судьи ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев 29 июня 2020 года в открытом судебном заседании в городе Омске
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Кировского административного округа <адрес> о признании ненормативного правового акта недействительным, признании бездействия незаконным,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя ответчика администрации Кировского административного округа <адрес> по доверенности ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Кировского административного округа <адрес> о признании ненормативного правового акта недействительным, признании бездействия незаконным, в обоснование требований указав, что в 2002 году административный истец приобрела торговый павильон, расположенный в Кировском административном округе <адрес>, в связи с чем к ней перешли права арендатора по договору аренды земельного участка № Д-КР-1-63-1176. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено соглашение № о взыскании платы за фактическое использование торгового места, в преамбуле которого указано, что оно заключается на период до оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО), однако до настоящего времени договор с административным истцом не заключен. ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение главы администрации Кировского административного округа <адрес> № «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 которого принадлежащий истцу павильон, установленный по адресу: <адрес>, определен как НТО – самовольно размещенное движимое имущество, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до ДД.ММ.ГГГГ, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. О принятии данного распоряжения административный истец не уведомлялась, его копию не получала, при этом обозначенный павильон является капитальным объектом недвижимого имущества.
На основании изложенного, административный истец просила признать указанное распоряжение в части подпункта 2 пункта 1 недействительным, признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в не заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что в настоящее время главой администрации Кировского административного округа <адрес> издано другое распоряжение, которым установлен новый срок выноса указанного павильона, так же оспоренное путем подачи соответствующего административного искового заявления.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку обозначенное распоряжение издано в соответствии с полномочиями главы администрации Кировского административного округа <адрес>, при этом, в настоящее время администрация Кировского административного округа <адрес> не наделена полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков в целях размещения НТО, а соглашение об уплате неосновательного обогащения не является основанием для размещения НТО на земельном участке.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Порядок размещения НТО утвержден постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес>», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок).
В силу пункта 3 Порядка размещение НТО на территории <адрес>, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности ФИО4 <адрес>) и муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией <адрес> схемой размещения НТО на территории <адрес>.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что право на заключение договора на размещение НТО со специализацией «печатная продукция», а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения НТО, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных НТО – по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Согласно пункту 7 Порядка НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, при этом, под временным павильоном понимается временное сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения.
В силу пунктов 10, 11 Порядка самовольно установленным НТО является НТО, размещенный без соблюдения Порядка, незаконно размещенным НТО – НТО, не демонтированный владельцем НТО по истечении срока размещения НТО на территории <адрес> или в случае расторжения договора на размещение НТО по основаниям, предусмотренным законодательством.
В соответствии с пунктом 24 Порядка право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется владельцам НТО, обладающим статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Согласно пункту 28 Порядка выявленные уполномоченными органами самовольно установленные НТО, а также незаконно размещенные НТО подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
За период использования места размещения НТО владельцы самовольно размещенных НТО, а также владельцы незаконно размещенных НТО возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного НТО, рассчитанной в соответствии с пунктом 52 Порядка. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами согласно положениям действующего гражданского законодательства с того времени, когда владелец такого НТО узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом недвижимости администрации <адрес> (арендодатель) и ФИО8 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № Д-Кр-1-63-1176, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в краткосрочную аренду сроком на один год земельный участок, общей площадью 47,45 кв.м. из состава земель общего пользования по адресу: <адрес> (у ДП-17) для использования под торговый павильон (л.д. 9).
Соглашением к договору аренды земельного участка № Д-Кр-1-63-1176 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенайме) от ДД.ММ.ГГГГ Департамент недвижимости администрации <адрес>, являясь стороной договора аренды № Д-Кр-1-63-1176 от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве арендодателя подтверждает согласие арендатору ФИО8 на передачу им своих прав и обязанностей, возникших из указанного договора аренды, ФИО9 (л.д. 10).
Соглашением к договору аренды земельного участка № Д-Кр-1-63-1176 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенайме) от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент недвижимости администрации <адрес>, являясь стороной договора аренды № Д-Кр-1-63-1176 от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве арендодателя подтверждает согласие арендатору ФИО9 на передачу им своих прав и обязанностей, возникших из обозначенного договора, ФИО1 (л.д. 11).
Согласно пункту 9.2 договора аренды земельного участка № Д-Кр-1-63-1176 от ДД.ММ.ГГГГ срок его действия согласован сторонами до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Доказательства наличия соглашения о продлении срока действия обозначенного договора аренды земельного участка отсутствуют, как отсутствуют и доказательства предоставления административному истцу земельного участка, расположенного под указанным объектом, в соответствии с Порядком по результатам проведения аукциона либо наличия оснований для предоставления земельного участка без проведения аукциона, при этом, размещение указанного павильона схемой размещения НТО на территории <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, не предусмотрено.
Таким образом, данный объект размещен в нарушение требований Порядка, то есть является самовольно размещенным объектом.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами по делу заключено соглашение о взыскании платы за фактическое использование торгового места, согласно пункту 1.2 которого данное соглашение не является правоустанавливающим документом на размещение НТО (л.д. 12 – 14).
Данное соглашение соответствует положениям пункта 28 Порядка о возмещении владельцами самовольно и незаконно размещенных НТО стоимости неосновательного обогащения, возникшего в связи с размещением НТО.
Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске утверждено постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес> – администрации административных округов <адрес>.
Согласно пункту 5 Положения каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом.
Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении НТО карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного НТО, выполненная на адресном плане <адрес> (далее – карта-схема).
В силу пункта 5-1 Положения на основании составленных актов администрации административных округов <адрес> готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов <адрес> (далее – окружные планы выноса движимого имущества), которые размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес>.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество.
В соответствии с пунктом 8 Положения на основании акта администрации административных округов <адрес> готовят распоряжение главы администрации административного округа <адрес> с учетом опубликованных окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания распоряжения главы администрации административного округа <адрес> в отношении НТО приложением к распоряжению главы администрации административного округа <адрес> является карта-схема.
Актом проверки размещения НТО № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт самовольного размещения НТО – павильона, площадью 70,08 кв.м., установленного по адресу: <адрес> (л.д. 39, 40).
Распоряжением главы администрации Кировского административного округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определены самовольно размещенное движимое имущество НТО, в том числе павильон, площадью 70,08 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (подпункт 6 пункта 1), определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до ДД.ММ.ГГГГ, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15 – 21).
Обозначенное распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации <адрес> (https://www.admomsk.ru/web/guest/government/districts/kirovskiy/acts), в печатном издании в соответствии с ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов ФИО4 <адрес>, Правительства ФИО4 <адрес>, других органов исполнительной власти ФИО4 <адрес>» (л.д. 63, 65 – 68).
Из содержания указанного распоряжения следует, что оно имеет ограниченный период действия в части принудительного выноса указанного павильона – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем осуществление принудительного выноса данного павильона в настоящее время на основании обозначенного распоряжения невозможно.
При этом, согласно опубликованному на официальном сайте Администрации <адрес> (https://www.admomsk.ru/web/guest/government/districts/kirovskiy/acts) распоряжению главы администрации Кировского административного округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определено самовольно размещенное движимое имущество НТО, в том числе павильон, площадью 70,08 кв.м., установленный по адресу: <адрес>, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до ДД.ММ.ГГГГ, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в настоящее время оспариваемое распоряжение прав административного истца не нарушает, так как срок исполнения мероприятий по принудительному выносу указанного павильона, установленный данным распоряжением, истек, а новый срок принудительного выноса обозначенного павильона установлен иным распоряжением главы администрации Кировского административного округа <адрес>, в связи с чем не имеется оснований для признания недействительным подпункта 2 пункта 1 распоряжения главы администрации Кировского административного округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же не имеется оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, выраженного в не заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку согласно изложенным положениям Порядка заключение договора на размещение НТО осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, в то же время, отсутствуют доказательства проведения аукциона на право заключения данного договора на размещение НТО, а так же определения административного истца в качестве победителя аукциона либо наличия оснований для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Кировского административного округа <адрес> о признании ненормативного правового акта недействительным, признании бездействия незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ФИО4 областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0№-53Подлинный документ подшит в материалах дела 2а-1776/2020 ~ М-1445/2020хранящегося в Кировском районном суде <адрес>Судья __________________________Вихман Е.В. подписьСекретарь_______________________ подпись |