Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 27.12.2021 |
Дата решения | 15.03.2022 |
Категория дела | Прочие из пенсионного законодательства |
Судья | Крутикова А.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | ee85fe4c-2a0b-3e90-8f1e-d23ca5ba225a |
Дело № 2-687/2022
55RS0001-01-2021-012974-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе председательствующего Крутиковой А.А., при секретаре Мельниковой А.Е., помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 15 марта 2022 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению МВД России по городу Омску, УМВД России по <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, признании незаконным отказа в поощрении в виде присвоения очередного специального звания на одну ступень выше,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд иском к Управлению МВД России по городу Омску, УМВД России по <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, признании незаконным отказа в поощрении в виде присвоения очередного специального звания на одну ступень выше, указав в обоснование, что приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №л/с он уволен со службы в органах внутренних дел, в связи с выслугой лет, дающей право на получение пенсии. В соответствии с приказом, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 17 лет 04 месяца 11 дней, в льготном исчислении 21 год 02 месяца 12 дней. При увольнении из органов внутренних дел ему не была зачислена в льготном исчислении: служба в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение в распоряжение УМВД России по <адрес> по должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также служба в должности полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к начальнику УМВД России по <адрес> за разъяснениями, на что получил ответ, в котором указано, что в перечне должностей, который в настоящее время реализован приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют приведенные должности, в связи с чем, оснований для льготного исчисления выслуги лет не имеется. Считает, что ответчиком нарушены его права на льготное исчисление выслуги лет по занимаемым должностям в указанный период.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в <адрес> Чеченской Республики в составе сводного отряда полиции Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ в Чеченской Республике (ВОГОиП МВД РФ в ЧР). За период служебной командировки неоднократно награждался грамотами, в том числе и почетной грамотой за добросовестное выполнение служебных обязанностей от руководителя ВОГОиП МВД России генерал-майора полиции ФИО4, а также награжден медалями «Участник боевых действий на Северном Кавказе», «За службу на Северном Кавказе», нагрудными знаками «Участник боевых действий», «За службу на Кавказе». По результатам служебной командировки руководством ВОГОиП МВД России было направлено письмо в УМВД России по <адрес> о поощрении поименно сотрудников, входивших в состав сводного отряда полиции, в том числе и его, в виде присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности в органах внутренних дел, в чем ему было отказано без пояснения причин. Полагает отказ в поощрении его присвоением специального звания «старшина полиции» не справедливым, так как другие сотрудники были поощрены, и необоснованным, на тот момент взысканий у него не имелось.
Просил обязать Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Омску засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца периоды службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в распоряжении УМВД России по <адрес> по должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес>; обязать УМВД РФ по <адрес> внести изменения в приказ об увольнении №л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просил обязать УМВД России по <адрес> присвоить ему очередное специальное звание «старшина полиции», внести изменения в приказ УМВД России по <адрес> №л/с от ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет выплачиваемой ему пенсии с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе производства по делу истец неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последней версии уточненного иска просил обязать Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Омску засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца периоды службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в распоряжении УМВД России по <адрес> по должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес>; произвести перерасчет выплачиваемой ему пенсии с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ; кроме того, обязать УМВД России по <адрес> присвоить ему очередное специальное звание «старшина полиции» на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, с момента поступления письма о поощрении в УМВД России по <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представители ответчиков УМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО6 в предыдущих судебных заседаниях также возражала против удовлетворения уточенных требований истца в полном объеме, настаивая на их необоснованности, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просила применить к требованиям истца последствия пропуска срока исковой давности, полагая, что начало течения данного срока - с 2019 года, с момента, когда истец узнал о поощрении своих сослуживцев, а равно, о письме о представлении к поощрению от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органах внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Закона).
Согласно ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 п. «а» ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1), условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Частями второй и третьей статьи 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ" (далее по тексту - постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 941).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 690 постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 941 было дополнено абзацем 45 подпункта "г" пункта 3, и право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 684 абзац <данные изъяты>" подпункта "г" пункта 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как "по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации".
Таким образом, необходимым условием для зачета периода службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора является прохождение службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, которые предусмотрены перечнем должностей, определенным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 17).
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет истца составила в календарном исчислении 17 лет 04 месяца 11 дней, в льготном исчислении - 21 год 02 месяца 12 дней. В период службы истец замещал различные должности, в том числе, милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, а также полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес>, кроме того, находился в распоряжении УМВД России по <адрес> в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>.
При обращении истца ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по <адрес> с письмом о разъяснении оснований не включения ему в выслугу лет в льготном исчислении вышеуказанных периодов службы, им был получен ответ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для льготного исчисления выслуги лет в период его службы в указанных должностях, ввиду того, что в разделе 1 и 2 Перечня, утвержденного приказом № (должности, введенные после ДД.ММ.ГГГГ, должности, введенные до ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, нахождение в распоряжении УМВД России по <адрес> в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес> (л.д. 14-16).
В данном ответе также отражено, что приказом № признаны утратившими силу: приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий»; приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №»; приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №».
Оценивая доводы сторон, а также представленные в материалы дела доказательства, суд отмечает, что в периоды работы истца в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основным условием для льготного исчисления пенсии в котором являлось выполнение обязанностей, связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом УВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес> и изложено в новой редакции (л.д. 51-59).
Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес> (далее – ОБОКПО УВД <адрес>), согласно Положению, являлся специальным самостоятельным подразделением милиции общественной безопасности, и был создан для выполнения задач по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В функции ОБОКПО УВД <адрес> входило: конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в медицинские учреждения для медицинского освидетельствования и их охрана во время стационарного лечения; охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в областной, военный и районные суды, на их выездные сессии и обратно, охрану указанных категорий во время судебных заседаний; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы и обратно и др.
В соответствии с пунктом 2.3, 2.4 Положения, задачами отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в том числе является конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в областной, военный и районные суды, на их выездные сессии и обратно, охрану указанных категорий во время судебных заседаний, конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственный изолятор.
Согласно должностной инструкции милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, утвержденной командиром ОБОКПО УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции полицейского-кинолога группы кинологической службы, утвержденной командиром ОБОиКПО УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, милиционер роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также полицейский-кинолог группы кинологической службы непосредственно выполняют функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 18, 20-21).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в указанные спорные периоды работы истца в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес>, а также нахождения его в распоряжении УМВД России по <адрес> в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, а также его работы в должности, истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем, суд полагает, что вышеуказанные периоды службы подлежат зачету в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
При этом льготное исчисление пенсии надлежит производить с момента увольнения истца.
Истцом также заявлено требование об обязании ответчика присвоить ему очередное специальное звание на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полицейский (кинолог) отделения кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по <адрес>, старший сержант полиции ФИО1 был командирован в <адрес> Чеченской Республики на основании принятого начальником УМВД России по <адрес> ФИО7 решения для выполнения оперативно-служебных задач (л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (ВОГОиП МВД России) генерал-майором полиции ФИО9 в адрес начальника УМВД России по <адрес> генерал-майора ФИО7 было направлено ходатайство о присвоении очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, в порядке поощрения, с учетом заслуг по постоянному месту службы, в том числе старшему сержанту полиции ФИО1, полицейскому (кинологу) отделения кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по <адрес>, замещающему должность полицейского специальной огневой группы Оперативной группы ВОГОиП МВД России по <адрес> Чеченской Республики (л.д. 118-120).
В октябре 2019 года в адрес начальника УМВД России по <адрес> генерал-майора полиции ФИО7 начальником УМВД России по <адрес> полковником полиции ФИО8 был направлен рапорт, в котором указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ находились сотрудники отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиныемых УМВД России по <адрес>, в том числе, старший сержант полиции ФИО1, вместе с тем, по итогам выполнения служебных обязанностей по основному месту службы поощрение, в том числе, старшего сержанта полиции ФИО1 нецелесообразно (л.д. 121).
В своих доводах истец ссылается на отказ в его поощрении по результатам служебной командировки в виде присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности в органах внутренних дел, полагая данный отказ не справедливым и необоснованным, указывая на факт такого поощрения других сотрудников, а также на то обстоятельство, что на тот момент у него не имелось каких-либо взысканий.
Оценивая доводы и требования истца в названной части, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, п. «г» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты", специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Учреждаются следующие специальные звания, в том числе, старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" сотрудникам полиции младшего начальствующего состава полиции присваивается, в том числе, специальное звание старшина полиции.
Порядок присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1575.
Согласно п. 2 данного Положения, очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается сотруднику в соответствии со статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве меры поощрения за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности и успешное выполнение задач повышенной сложности.
В п. 8 Положения указано, что очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается: а) Министром внутренних дел Российской Федерации - сотрудникам, представленным к присвоению специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, и сотрудникам, прикомандированным к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям; б) руководителями (начальниками) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, руководителями (начальниками) образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, - сотрудникам, представленным к присвоению специальных званий младшего начальствующего состава.
Решение о присвоении сотруднику очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, принимается на основании представления заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя, уполномоченного Министром внутренних дел Российской Федерации, а в отношении сотрудников, прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, - на основании представления директора Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (п. 9 Положения).
Решение о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, в отношении сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, принимается на основании ходатайств руководителей соответствующих федеральных органов государственной власти, иных государственных органов или организаций (п. 10 Положения).
Порядок внесения представлений о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. В представлении указываются: специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, личный номер, замещаемая должность, дата и номер приказа о назначении на замещаемую должность и (или) о присвоении специального (воинского) звания, предельное специальное звание, предусмотренное по замещаемой должности, сведения о заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, о добросовестном выполнении служебных обязанностей, достижении высоких результатов в служебной деятельности и успешном выполнении задач повышенной сложности, а в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения, - особые личные заслуги. В отношении сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, также указываются сведения о наличии ходатайств руководителей соответствующих федеральных органов государственной власти, иных государственных органов или организаций о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности (п. 11 Положения).
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощрения может быть присвоено очередное специальное звание: 1) досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, а сотруднику, имеющему ученую степень или ученое звание, - на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава); 2) на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (ч. 1). Очередное специальное звание до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, может быть присвоено сотруднику органов внутренних дел по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании (ч. 2). Специальные звания в соответствии с настоящей статьей присваиваются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (ч. 3).
Из системного толкования вышеприведенных норм закона, а также Положения о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел РФ очередного специального звания, следует, что присвоение такого звания является мерой поощрения, а, следовательно, в рассматриваемом случае, правом УМВД России по <адрес>, в связи с чем, обязанность по его присвоению у последнего отсутствует.
При таком положении, суд приходит к выводу относительно того, что право требовать присвоения звания выше на одну ступень у истца ФИО1 не возникло.
Ссылка истца на факт присвоения званий иным сотрудникам органов внутренних дел не может рассматриваться как затрагивающая и нарушающая права и законные интересы истца, а равно, как основание для присвоения ему очередного специального звания на одну ступень выше при рассмотрении настоящего спора по существу.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца в данной части суд не усматривает.
Кроме того, рассматривая заявленное представителем УМВД России по <адрес> ходатайства о применении к данным требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности, суд отмечает, что согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Аналогичные положения, регламентирующие сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Как установлено судом, письмо, содержащее ходатайство руководителя ВОГОиП МВД России генерал-майора полиции ФИО9, содержащее ходатайство о присвоении очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, в порядке поощрения, в том числе ФИО1, было оформлено и направлено начальнику УМВД России по <адрес> генерал-майору ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что о наличии данного письма он узнал в ноябре-декабре 2019 года.
Учитывая изложенное, применительно к приведенным нормам закона, суд принимает во внимание то обстоятельство, что истцу стало известно о том, что он мог претендовать на поощрение в виде присвоения очередного специального звания на одну ступень выше в ноябре-декабре 2019 года, когда узнал о наличии письма, содержащего соответствующее ходатайство, в суд истец направил почтовым отправлением иск только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33). При этом уважительных причин пропуска данного срока, судом не установлено.
Таким образом, истец пропустил срок обращения в суд за разрешением служебного спора, установленного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что также является основанием для отказа в удовлетворении его требований в части обязания присвоить очередное специальное звание на одну ступень выше.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца период службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в распоряжении УМВД России по <адрес> в должности милиционера роты в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского-кинолога группы кинологической службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции УМВД России по <адрес>
Льготное исчисление пенсии производить с момента увольнения ФИО1.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Судья А.А. Крутикова
Мотивированное решение изготовлено «22» марта 2022 года