Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 16.11.2021 |
Дата решения | 02.12.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Крутикова А.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 048b7ca1-0774-3369-a7a3-8b0b1492234c |
Дело № 2-6509/2021
55RS0001-01-2021-011198-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска
в составе председательствующего Крутиковой А.А.,
помощнике судьи Дорошкевич А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 02 декабря 2021 года гражданское дело по иску Прокурора Кировского АО г. Омска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к БДОУ г. Омска «Детский сад № 5», Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска об обязании обеспечить охрану образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к БДОУ г. Омска «Детский сад № 5», Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска об обязании обеспечить охрану образовательной организации.
В обоснование требований указывал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере образования, а также в сфере противодействия терроризму в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад №» выявлены нарушения пп. «б», «д» п. 25, пп. «а», «б» п. 26 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, объект (территория) третьей категории опасности, которая присвоена учреждению, не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военнизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствует стационарный (ручной) металлоискатель. В адрес руководителя образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление в целях их устранения.
В своем ответе Учреждение ссылалось на отсутствие денежного финансирования, что не является уважительной причиной для невыполнения требований законодательства.
На основании изложенного просит обязать БДОУ г. Омска «Детский сад №» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно оборудовать объект по адресу: г. Омск, <адрес>, стационарным (ручным) металлоискателем; обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «БДОУ г. Омска «Детский сад №» на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране объекта (территории), а также установке стационарного (ручного) металлоискателя.
Старший помощник прокурора Кировского АО г. Омска Урадовская С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад №» Тонких Л.Н., действующая на основании приказа о поручении исполнения обязанностей заведующей учреждением, в судебном заседании факт нарушения законодательства о противодействии терроризму не отрицала, но при этом ссылалась на отсутствие финансирования.
Представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечить безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
Согласно пп. «а», «б», «в» п. 4, п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующие совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может находиться более пятидесяти человек.
Таким образом, в силу указанных норм и ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктами 1, 5 указанных Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (положения п. 18 Требований).
В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Объекты (территории) третьей категории опасности в целях обеспечения антитеррористической защищенности должны быть оборудованы стационарными или ручными металлоискателями ( п.п. «д» п. 25 Требований)
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В судебном заседании установлено, что объект права - здание по адресу: г. Омск, <адрес> находится в оперативном управлении БДОУ г. Омска «Детский сад №».
БДОУ г. Омска «Детский сад №» является юридическим лицом (имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием), осуществляющим образовательную деятельность на основании Устава, лицензии Министерства образования <адрес>.
Согласно паспорту безопасности БДОУ г. Омска «Детский сад №» учреждения присвоена третья категория опасности.
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Кировского АО проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Детский сад №», в ходе которой выявлены следующие нарушения: мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории учреждения должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление заведующему БДОУ г. Омска «Детский сад №» с требованиями принять действенные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Кировского АО г. Омска вынесено представление директору Департамента образования Администрации г. Омска.
Согласно ответа директора Департамента образования Администрации г. Омска Прокурору Кировского АО г. Омска, при формировании проекта бюджета г. Омска на 2021 и плановый период 2022 и 2023 в дополнительную потребность бюджетных ассигнованиях на 2021 по отрасли «Образование» были включены расходы на специализированную охрану здания.
Департаментом образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ на письмо директора БДОУ г. Омска «Детский сад №» согласно которому вопросы о финансировании на данные расходы будут рассмотрены в ходе исполнения бюджета города Омска на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы.
Несмотря на то, что ответчиком БДОУ г. Омска «Детский сад №» принимались соответствующие меры для получения бюджетных средств на проведение указанных в представлении работ по устранению допущенных нарушений, недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению законодательства.
Согласно уставу БДОУ г. Омска «Детский сад №» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3).
В соответствии с п. 1.6 Устава учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамент образования Администрации города Омска.
Собственником имущества образовательной организации также является муниципальное образование городской округ город Омск <адрес>. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (п. 1.8).
Таким образом, за выявленные в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад №» нарушения требований действующего законодательства несет Администрация г. Омска.
В соответствии с Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, а Департамент образования является всего лишь ее структурным подразделением (п. 3 ст. 8).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусматривает, что именно органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования (п. 3 ст. 5).
Причем согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17).
В силу п. 7.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (п.13).
Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки РФ, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
"Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, также предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений, что направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Выявленные нарушения могут послужить поводом для планирования и проведения террористического акта, что может повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Кировского АО г. Омска о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что право на обеспечение охраны объекта, в защиту которого подан настоящий иск, на момент принятия решения по делу возникло, суд не усматривает оснований для установления в силу положений ст. 206 ГПК РФ срока для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского АО г. Омска удовлетворить.
Обязать бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Омска «Детский сад №»: оборудовать объект по адресу: г. Омск, <адрес>, стационарным (ручным) металлоискателем, обеспечить охрану объекта по адресу: г. Омск, <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению г. Омска «Детский сад №» на обеспечение вышеуказанных мероприятий по установке стационарного (ручного) металлоискателя и охране объекта (территории).
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Омска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Крутикова
Мотивированное решение суда составлено 09 декабря 2021 года
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.