Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 21.11.2019 |
Дата решения | 11.12.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Серебренников М.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 858ce628-fef1-3514-99de-04c7242437ff |
Дело № 2-6219/2019
УИД 55RS0001-01-2019-007416-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 11 декабря 2019 года
Кировский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Серебренникова М.Н.,
помощника судьи Рийбе В.Н.,
при секретаре судебного заседания Поливод Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» к БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», Департаменту образования Администрации г. Омска об обязании устранить нарушения пожарной безопасности,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Кировского административного округа города Омска Урадовской Светланы Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор КАО г. Омска обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что Прокуратурой Кировского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства: уровень звука системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) на расстоянии 3 м. от оповещателей 1, 2, 3 этажей спортивного и актового зала менее 75 дБА (фактически 62-72 дБА); допускается параллельная прокладка проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м (фактически 0,2 м); шлейфы пожарной сигнализации выполнены без учета условия обеспечения автоматического контроля целостности их по всей длине; в подвале система автоматической сигнализации находится в нерабочем состоянии.
Согласно уставу БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учреждения осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамента образования Администрации г. Омска.
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
На основании изложенного прокурор Кировского административного округа города Омска просил: обязать департамент образования Администрации города Омска обеспечить финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», расположенном по адресу: г. Омск, ул. Володарского, д. 74; обязать БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» устранить нарушения требований пожарной безопасности: обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) на расстоянии 3 м. от оповещателей 1, 2, 3 этажей спортивного и актового зала менее 75 дБА; не допускать параллельной прокладки проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м; шлейфы пожарной сигнализации выполнить с учетом условия обеспечения автоматического контроля целостности их по всей длине; в подвале систему автоматической сигнализации привести в рабочее состояние; взыскать с ответчиков государственную пошлину в местный бюджет.
Старший помощник прокурора Кировского административного округа города Омска Урадовская С.А. требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» Троценко В.В. в судебном признала наличие указанных в исковом заявлении нарушений, пояснила, что средства на их устранение в бюджете г. Омска не заложены.
Представитель департамента образования Администрации города Омска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
В силу статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В соответствии со статьей 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 ФЗ № 273 установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: город Омск, улица Володарского, дом № 74, закреплено на праве оперативного управления за БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук».
Согласно Устава БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» (далее – Устав) учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с Уставом учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации города Омска.
Прокуратурой Кировского административного округа города Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», в ходе которой установлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи с имеющимися нарушениями, а именно: уровень звука системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) на расстоянии 3 м. от оповещателей 1, 2, 3 этажей спортивного и актового зала менее 75 дБА (фактически 62-72 дБА); допускается параллельная прокладка проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м (фактически 0,2 м); шлейфы пожарной сигнализации выполнены без учета условия обеспечения автоматического контроля целостности их по всей длине; в подвале система автоматической сигнализации находится в нерабочем состоянии.
03 июня 2019 года в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» внесено предписание № 190/1/1-4 об устранении в срок до 05 февраля 2020 года указанных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Доказательства устранения обозначенных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении, на момент их рассмотрения ответчиком не представлены.
Поскольку наличие обозначенных нарушений требований пожарной безопасности установлено в судебном заседании, исковые требования об их устранении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно Положению о департаменте образования, утвержденному Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска» (далее – Положение), департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования.
Решением Омского городского Совета от 19 декабря 2018 г. № 100 «О бюджете города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета города Омска, к числу которых относится департамент образования Администрации города Омска.
Согласно пункту 17 Положения основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Деятельность департамента образования Администрации города Омска в финансово-экономической сфере определена пунктом 20 Положения, в соответствии с которым департамент образования Администрации города Омска участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента образования Администрации города Омска на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.
В силу пункта 21 Положения в сфере материально-технического обеспечения департамент образования Администрации города Омска разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с государственными нормативными требованиями по технике безопасности и охране труда; организует и координирует материально-техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента образования Администрации города Омска.
В соответствии с Уставом учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества.
Учитывая изложенное, на департамент образования Администрации города Омска подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование работ по устранению в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» обозначенных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 103 ГПК, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска удовлетворить.
Возложить на БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» обязанность устранить нарушения пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: город Омск, улица Володарского, дом № 74:
- обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) на расстоянии 3 м. от оповещателей 1, 2, 3 этажей спортивного и актового зала менее 75 дБА;
- не допускать параллельной прокладки проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м;
- шлейфы пожарной сигнализации выполнить с учетом условия обеспечения автоматического контроля целостности их по всей длине;
- в подвале систему автоматической сигнализации привести в рабочее состояние.
Возложить на департамент образования Администрации города Омска обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук», расположенном по адресу: город Омск, улица Володарского, дом № 74
Взыскать с БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 97 им. Л.Г. Полищук» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Серебренников
Решение составлено в окончательной форме 16 декабря 2019 года.