Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 28.11.2017 |
Дата решения | 19.12.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Бабкина Т.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 88cb4b68-2ba3-3810-862d-fdc9e19a2b8c |
Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Т.В. при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского АО <адрес> в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», Департаменту образования Администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Кировского АО <адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес> в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о создании безопасных условий для воспитанников. В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> по обращению
Прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» (далее - БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №»), в ходе которой установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения.
В ходе проведенной проверки установлено, что территория БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так начиная с 2015 года БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» ежегодно выдается заключение Комиссии по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> о необходимости выполнить снос 9 аварийных деревьев (5 тополей, 2 кленов, 2 вязов) санитарную обрезку отдельных ветвей у 37 деревьев (12 вязов, 4 ив, 5 кленов,11. тополей, 5 елей) на территории учреждения.
Обрезку деревьев необходимо выполнить в безлиственном состоянии в период с октября по апрель после листопада до начала сокодвижения.
Срок действия заключения один год.
В настоящее время образовательным учреждением аварийные деревья не снесены, обрезка деревьев не произведена.
Непринятие мер по сносу и обрезке аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №».
Департамент образования Администрации <адрес>, располагая информацией о вышеперечисленных нарушениях в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» не определил необходимые объемы финансирования на проведение указанных работ в образовательном учреждении, финансирование мероприятий по устранению нарушений не осуществил (ответы директора Департамента образования Администрации <адрес> на служебные письма руководителя учреждения № Исх-ДО /6125 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/2821 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/6216 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/1925 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/13181 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления из бюджета <адрес> субсидий бюджетным и автономным учреждениям <адрес> на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, объем субсидии определяется главными распорядителями средств бюджета <адрес>, исходя из нормативных затрат, которые включают в себя: нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы); нормативные затраты на содержание имущества муниципального учреждения.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте образования Администрации <адрес>»),
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования Администрации <адрес>.
Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Непринятие Департаментом образования Администрации <адрес> БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
Поскольку воспитанники БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просил суд обязать департамент образования Администрации <адрес>, дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №», устранить имеющиеся нарушения законодательства: выполнить снос 9 аварийных деревьев (5 тополей, 2 кленов, 2 вязов), осуществить санитарную обрезку отдельных ветвей у 37 деревьев (12 вязов, 4 ив, 5 кленов, 11 тополей, 5 елей, ) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка 55:36:110108:98.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокуратурой Кировского АО <адрес> ранее заявленные исковые требования были уточнены, в части устранения имеющихся нарушений законодательства в определенный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель прокуратуры КАО г. ФИО2, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске.
Заведующая БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» - ФИО3, судебном заседании пояснила, что детское образовательное учреждение не располагает денежными средствами для вырубки и кронирования деревьев, поскольку для этого требуются значительные денежные средства. Ранее ею неоднократно обращалось внимание Департамента образования Администрации <адрес> на необходимость выделения средств для вырубки и кронирования деревьев.
Представитель Департамента образования Администрации <адрес>, Администрации <адрес> – ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку департаментом производятся все возможные меры для разрешения возникшего вопроса, однако, разрешить его не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –ФЗ «Об образовании в РФ») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») обеспечение Санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением -санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательными соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», предусмотрено, что территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 117 решения Омского городского Совета № «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка" на территории <адрес>» лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение <адрес> в сфере благоустройства.
Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории <адрес> осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением.
Согласно ч. 2 ст. 120 Решения № Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес>" (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии:
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>;
- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>.
Снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению (ч. 8 ст. 120 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ).
БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 1.3 Устава).
Указанное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе установленном порядке открывать лицевые и иные счета в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1.6, 1.9. Устава Учредителем детского сада является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>. Учреждение создано в организационно-правовой форме бюджетного учреждения.
Согласно п. 1.20 Устава Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Пункт 2.5 Устава к основным видам деятельности образовательного учреждения относит, в том числе создание материально-технических условий, соответствующих действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивающих удовлетворение основных физиологических потребностей воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду.
Пунктом 5.6.3. Устава предусмотрено, что одним из источников формирования имущества Учреждения являются субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования городской округ <адрес> на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием образовательных услуг.
На основании п.5.16 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества.
В ходе проведенной проверки установлено, что территория БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» не соответствует требованиям законодательства в части обеспечения ее безопасности.
Так начиная с 2015 года БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» ежегодно выдается заключение Комиссии по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> (далее заключение Комиссии).
Согласно последнему заключению Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленному на основании решения протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования территории БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» необходимо выполнить снос 9 аварийных деревьев (5 тополей, 2 кленов, 2 вязов) санитарную обрезку отдельных ветвей у 37 деревьев (12 вязов, 4 ив, 5 кленов,11. тополей, 5 елей, ) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка 55:36:110108:98).
Обрезку деревьев необходимо выполнить в безлиственном состоянии в период с октября по апрель после листопада до начала сокодвижения.
В настоящее время образовательным учреждением аварийные деревья не снесены, обрезка деревьев не произведена.
Непринятие мер по сносу и обрезке аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №».
Действительно, Департамент образования Администрации <адрес>, располагая информацией о вышеперечисленных нарушениях в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» не определил необходимые объемы финансирования на проведение указанных работ в образовательном учреждении, финансирование мероприятий по устранению нарушений не осуществил (ответы директора Департамента образования Администрации <адрес> на служебные письма руководителя учреждения № Исх-ДО /6125 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/2821 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/6216 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/1925 от ДД.ММ.ГГГГ, № Исх-ДО/13181 от ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем согласно пункту 2 Порядка предоставления из бюджета <адрес> субсидий бюджетным и автономным учреждениям <адрес> на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, объем субсидии определяется главными распорядителями средств бюджета <адрес>, исходя из нормативных затрат, которые включают в себя: нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы); нормативные затраты на содержание имущества муниципального учреждения.
Согласно статье 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с частью 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено выявленные нарушения в БДОУ <адрес> «Детский сад №» не устранены.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №- ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Закона).
В судебном заседании представители ответчиков признали, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены по причине отсутствия финансовой возможности.
Таким образом, судом установлено, что выявленные прокуратурой Кировского АО <адрес> нарушения в настоящее время не устранены, что противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», санитарным нормам и правилам, нарушая при этом права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования о возложении на БДОУ <адрес> «Детский сад №» обязанности устранить выявленные нарушения – произвести снос аварийных деревьев и кронирование подлежат удовлетворению в полном объеме с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту образования администрации <адрес> надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского АО <адрес> в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований законодательства, а именно: снос 9 аварийных деревьев (5 тополей, 2 кленов, 2 вязов), осуществить санитарную обрезку отдельных ветвей у 37 деревьев (12 вязов, 4 ив, 5 кленов, 11 тополей, 5 елей, ) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка 55:36:110108:98.
В удовлетворении требований к Департаменту образования администрации <адрес>, - отказать.
Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Детский сад №» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.В. Бабкина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.