Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 07.11.2017 |
Дата решения | 21.12.2017 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Терехин А.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 9ffaf2e1-8360-3e11-b0a0-9791ec464e15 |
Дело № 2-5318/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Терехина А.А.
при секретаре судебного заседания Марусовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 декабря 2017 года гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказов в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории и подготовить распоряжение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.А. обратилась в Кировский районный суд г. Омска с вышеизложенным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что за ней зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой <адрес> в <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в департамент имущественных отношений Администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном предоставлении земельною участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ письмом департамента имущественных отношений Администрации <адрес> за № она была уведомлена об отказе в утверждении указанной схемы и отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине несоответствия площади одного из образуемых земельных участков минимальной площади в 0,03 га, установленной для земельных участков индивидуальной жилой застройки Решением Омского городскою Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №». Полагает, что указанное решение департамента имущественных отношений Администрации <адрес> является незаконным. Указывает, что Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения, согласно которым на испрашиваемом ей земельном участке с кадастровым номером № расположены два объекта недвижимости: 1) принадлежащий ей индивидуальный жилой <адрес> в <адрес> (кадастровый №); 2) принадлежащая муниципальному образованию городской округ <адрес> сеть канализации (кадастровый №). В связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке кроме ее дома расположен объект недвижимости, принадлежащий третьему лицу, ей была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, связанная с разделом земельного участка с кадастровым номером №. Согласно указанной схеме из земельного участка с кадастровым номером № образуются два земельных участка: 1) №, площадью 32 кв.м, для эксплуатации сооружения канализации; 2) №, площадью 505 кв.м, для эксплуатации принадлежащего ей индивидуального жилого дома. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки). Предельных размеров земельных участков для размещения объектов коммуникации инженерной инфраструктуры Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск не содержат
На основании изложенного, просит:
1) признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории и отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №;
2) обязать департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, связанную с разделом земельного участка с кадастровым номером № и подготовить соответствующее распоряжение;
3) обязать департамент имущественных отношений Администрации г. Омска подготовить распоряжение о предварительном согласовании предоставления ей в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 505 кв.м, с видом разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Омска, ОАО «ОмскВодоканал».
Истец [СКРЫТО] И.А., ее представитель [СКРЫТО] М.А., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Лукьянова Н.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представила отзыв на исковое заявление (т. 2, л.д. 2-3), согласно которому на исходный земельный участок с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Образование земельного участка с таким видом разрешенного использования, площадью меньше предельных размеров земельных участков, в отношении которых установлены градостроительные регламенты, противоречит законодательству. Полагала, что истец имеет право на предоставление земельного участка под индивидуальным жилым домом в аренду, в собственность данный земельный участок не может быть предоставлен.
Представитель третьего лица ОАО «ОмскВодоканал» Нестерова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила решение вопроса по исковым требованиям на усмотрение суда.
Третье лицо Администрация г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ следует, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 219,9 кв.м (т. 1, л.д. 8, 58-62).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 537 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, права на который не зарегистрированы, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 54-57).
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером № частично расположено сооружение канализации с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (от КК1 до КК138), протяженностью 2 434 м, собственником которой с ДД.ММ.ГГГГ является муниципальное образование городской округ <адрес>. На указанное сооружение канализации заключен договор долгосрочной аренды недвижимого муниципального имущества на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ОмскВодоканал», что подтверждается данными ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 49-53).
Из уведомления департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что департаментом принято решение об отказе в предоставлении [СКРЫТО] И.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № по причине нахождения на нем объекта капитального строительства с кадастровым номером 55:36:130126:6658, на который зарегистрировано право собственности за третьим лицом (т. 1, л.д. 22-23).
Согласно подготовленной схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером № образуются два земельных участка: 1) №, площадью 32 кв.м, для эксплуатации сооружения канализации; 2) №, площадью 505 кв.м, для эксплуатации принадлежащего ей индивидуального жилого дома (т. 1, л.д. 36-37).
Уведомлением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. сообщено, что на основании ст. 39.15 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка может быть утверждена только на основании решения о предварительном согласовании (т. 1, л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:130126:3849:ЗУ2 (т. 1, л.д. 46).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес [СКРЫТО] И.А. направлено уведомление № Исх-ДИО/12670, согласно которому департаментом на основании п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ приняты решения об отказе в утверждении схемы, отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. В ответе указано, что поскольку на исходный земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3849 установлен вид разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, то образование земельного участка с таким видом разрешенного использования, площадью меньше предельных минимальных размеров земельных участков в отношении которых установлены градостроительные регламенты (0,03 га), противоречит действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Положениями п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, в том числе указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из ч.ч. 1, 2 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, помимо прочего, включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Решением Омского городского Совета № 201 от 10.12.2008 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила).
Согласно таблицы 1 Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж1, относятся, в том числе индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками, коммуникации инженерной инфраструктуры.
В соответствии с информацией департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, заключением кадастрового инженера ООО «Кадастровые инженеры» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны Ж1-11.
Согласно ст. <адрес> земельного участка для размещения индивидуального жилого дома устанавливается в соответствии с муниципальными правовыми актами <адрес> о нормах предоставления земельных участков.
Пунктом 1.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» предусмотрено, что предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.1 настоящего Закона, в соответствии с указанной статьей бесплатно в собственность, составляют для индивидуального жилищного строительства от 0,03 га до 0,15 га.
При этом Правила не содержат положений о минимальном размере земельных участков для размещения объектов коммуникации.
Принимая во внимание, что образуемый земельный участок с номером 55:36:130126:3849:ЗУ1, площадью 32 кв.м, для эксплуатации сооружения канализации не предназначен для размещения индивидуального жилищного дома, на него не распространяются положения Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> о минимальном размере земельного участка. По мнению суда, земельный участок для эксплуатации сооружения канализации может быть площадью менее 0,03 га.
Суд признает ошибочными доводы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска о том, что при образовании земельного участка для размещения коммуникаций инженерной инфраструктуры в границах территориальной зоны Ж1 площадью 32 кв.м будут нарушены положения законодательства о предельных размерах земельных участков, в отношении которых установлены градостроительные регламенты.
Суд также признает несостоятельными аргументы представителя ответчика о невозможности предоставления земельного участка в собственность истцу, являющемуся собственником жилого дома, расположенного на данном земельном участке, поскольку они противоречат положениям п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 537 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Кировский АО, <адрес>, а также в предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] без проведения торгов земельного участка с номером №, площадью 505 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Кировский АО, <адрес>, содержащиеся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДИО/12670, являются незаконными.
В качестве восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым возложить на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязанность утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 537 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] И.А. без проведения торгов земельного участка с номером №, площадью 505 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска удовлетворить.
Признать незаконными содержащиеся в уведомлении от 02.08.2017 года № Исх-ДИО/12670 отказы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 537 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а также в предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] без проведения торгов земельного участка с номером №, площадью 505 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации <адрес> утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 537 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] без проведения торгов земельного участка с номером №, площадью 505 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Терехин
Мотивированный текст решения изготовлен 26.12.2017 г.