Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 28.10.2020 |
Дата решения | 19.11.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Лопаткин В.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | dbe10f66-aee2-366b-b8b5-638e739c76b5 |
Дело № 2-5271/2020
55RS0001-01-2020-008280-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
помощника судьи Дорошкевич А.Н.,
при секретаре судебного заседания Спириной С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора КАО г. Омска Краузиной Л.А., представителя ответчика БОУ г. Омска «Гимназия № 26» - Кочетовой А.Г., рассмотрев «19» ноября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних учащихся БОУ г. Омска «Гимназия № 26», к БОУ г. Омска «Гимназия № 26» об обязании устранить нарушения законодательства,
установил:
Прокурор Кировского АО <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся БОУ <адрес> «Гимназия №», с исковым заявлением к БОУ <адрес> «Гимназия №» об обязании устранить нарушения законодательства, указав в обоснование, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности БОУ <адрес> «Гимназия №», в ходе которой установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения, именно, территория БОУ <адрес> «Гимназия №» не соответствует требованиям законодательства в части обеспечения ее безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> произведено обследование территории БОУ <адрес> «Гимназия №», по результатам которого подготовлено заключение о необходимости выполнения работ по сносу 38 аварийных деревьев (19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез), а также санитарной обрезке 152 деревьев (71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; кадастровый номер земельного участка 55:36:100910:74.
До настоящего времени образовательным учреждением работы по сносу и кронированию деревьев не выполнены.
Из материалов проверки следует, что директором БОУ <адрес> «Гимназия №» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен.
Непринятие мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права учащихся на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
На основании изложенного, истец просил обязать БОУ <адрес> «Гимназия №» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>; кроме того, обязать БОУ <адрес> «Гимназия №» устранить имеющиеся нарушения законодательства: выполнить работы по сносу 38 аварийных деревьев (19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез), а также санитарной обрезке 152 деревьев (71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика БОУ <адрес> «Гимназия №» ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, согласилась с их обоснованностью.
Представитель Департамента образования Администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.
В силу статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу статьи 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ, государством гарантировано гражданам Российской Федерации право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 117 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес>», лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение <адрес> в сфере благоустройства (часть 1). Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории <адрес> осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением (часть 2).
В соответствии с частью 2 статьи 120 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии: решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>; решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>.
Снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящих Правил, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению (часть 8 статьи 120 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что БОУ <адрес> «Гимназия №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – устав), на основании лицензии Министерства образования <адрес> серии А №, регистрационный №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1.7 устава, БОУ <адрес> «Гимназия №» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.8 устава, учредителем БОУ <адрес> «Гимназия №» является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамент образования Администрации <адрес>. Учреждение создано в организационно-правовой форме учреждения с типом – бюджетное общеобразовательное.
Согласно п. 1.12 устава, в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами, настоящим уставом, договорами между учреждением и родителями (иными законными представителями) обучающегося.
Установлено, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности БОУ <адрес> «Гимназия №», в ходе которой были установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения, а именно, что территория БОУ <адрес> «Гимназия №» не соответствует требованиям законодательства в части обеспечения ее безопасности.
Согласно представленной в дело копии акта обследования, ДД.ММ.ГГГГ комиссией Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> было произведено обследование территории БОУ <адрес> «Гимназия №».
В соответствии с составленным по результату означенного обследования заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия сочла возможным выполнить снос 38 аварийных деревьев, в том числе 19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез, а также обрезку 152 деревьев, в том числе 71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы, на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; кадастровый номер земельного участка 55:36:100910:74.
Как следует из содержания искового заявления, а также пояснений старшего помощника прокурора КАО <адрес>, до настоящего времени образовательным учреждением работы по сносу и кронированию деревьев не выполнены.
В судебном заседании представитель БОУ <адрес> «Гимназия №» указанное обстоятельство подтвердила, ссылаясь на отсутствие финансирования для проведения необходимых работ по сносу деревьев на территории детского сада, осуществляемого со стороны департамента образования.
Как следует из содержания искового заявления, директором БОУ <адрес> «Гимназия №» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен.
По мнению прокурора, непринятие мер по сносу и обрезке аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью учащихся, а также работников БОУ <адрес> «Гимназия №», в связи с чем, считает необходимым в судебном порядке обязать БОУ <адрес> «Гимназия №» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, а также устранить имеющиеся нарушения законодательства, в том числе: выполнить работы по сносу 38 аварийных деревьев (19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез), а также санитарной обрезке 152 деревьев (71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала факт наличия до настоящего время на территории детского сада спорных деревьев, вместе с тем, полагая требования истца обоснованными, не возражала против их удовлетворения в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Принимая во внимание изложенное, учитывая факт признания стороной ответчика факта обоснованности предъявленных к БОУ <адрес> «Гимназия №» исковых требований, а равно обстоятельств, на которых они основаны, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора Кировского АО <адрес> об обязании БОУ <адрес> «Гимназия №» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> и выполнить работы по сносу 38 аварийных деревьев (19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез), а также санитарной обрезке 152 деревьев (71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся БОУ <адрес> «Гимназия №», к БОУ <адрес> «Гимназия №» об обязании устранить нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать БОУ <адрес> «Гимназия №» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, а также выполнить работы по сносу 38 аварийных деревьев (19 тополей, 8 вязов мелколистных, 2 кленов остролистных, 6 ив, 1 черемухи, 2 берез), а также санитарной обрезке 152 деревьев (71 тополя, 24 вязов мелколистных, 33 кленов остролистных, 1 ясеня, 18 яблонь, 4 рябин, 1 березы) на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, кадастровый номер земельного участка 55:36:100910:74.
Взыскать с БОУ <адрес> «Гимназия №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме «24» ноября 2020 года.