Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 28.10.2020 |
Дата решения | 19.11.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Лопаткин В.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9dd0d0c5-460e-37bd-99d6-1ce474486bbb |
Дело № 2-5270/2020
55RS0001-01-2020-008283-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
помощника судьи Дорошкевич А.Н.,
при секретаре судебного заседания Спириной С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора КАО г. Омска Краузиной Л.А., представителя ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад № 94 общеразвивающего вида» - Барышниковой А.В., рассмотрев «19» ноября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ г. Омска «Детский сад № 94 общеразвивающего вида», к БДОУ г. Омска «Детский сад № 94 общеразвивающего вида» об обязании устранить нарушения законодательства,
установил:
Прокурор Кировского АО <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», с исковым заявлением к БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» об обязании устранить нарушения законодательства, указав в обоснование, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», в ходе которой установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения, именно, территория БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» не соответствует требованиям законодательства в части обеспечения ее безопасности.
В ходе проверки также установлено, что комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, начиная с 2018 года, проводится обследование территории БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», по результатам которого подготовлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости выполнения работ по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), а также санитарной обрезке 116 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>а; кадастровый номер земельного участка №.
Очередное обследование территории проведено ДД.ММ.ГГГГ, заключение на проведение работ не получено. Однако до настоящего времени образовательным учреждением работы по сносу и кронированию деревьев не выполнены.
Из материалов проверки следует, что заведующим БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен.
Непринятие мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
На основании изложенного, истец просил обязать БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>; кроме того, обязать БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» устранить имеющиеся нарушения законодательства: выполнить работы по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), а также санитарной обрезке 16 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель Департамента образования Администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.
В силу статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу статьи 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ, государством гарантировано гражданам Российской Федерации право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 117 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес>», лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение <адрес> в сфере благоустройства (часть 1). Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории <адрес> осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением (часть 2).
Из материалов дела следует, что БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – устав), на основании лицензии Министерства образования <адрес> серии 55 II 01 №, регистрационный №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1.8 устава, БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.9 устава, учредителем БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>. Учреждение создано в организационно-правовой форме бюджетного учреждения.
Согласно п. 1.13 устава, в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, в том числе Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим уставом, договорами между учреждением и родителями (иными законными представителями) воспитанников.
Установлено, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида». В ходе проверки установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения, а именно, что территория БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» не соответствует требованиям законодательства в части обеспечения ее безопасности.
Согласно представленным в дело копиям актов обследования, комиссией Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проводились обследования территории БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида».
В соответствии с заключениями указанной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия сочла возможным выполнить снос 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), обрезку 116 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>а; кадастровый номер земельного участка 55:36: 100909:0045.
Как следует из содержания искового заявления, а также пояснений старшего помощника прокурора КАО <адрес>, до настоящего времени образовательным учреждением работы по сносу и кронированию деревьев не выполнены.
В судебном заседании представитель БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» указанное обстоятельство подтвердила, ссылаясь на отсутствие финансирования для проведения необходимых работ по сносу деревьев на территории детского сада, осуществляемого со стороны департамента образования.
В соответствии с частью 2 статьи 120 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии: решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>; решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации <адрес>.
Снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящих Правил, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению (часть 8 статьи 120 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из представленных доказательств, заведующим БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» в связи с отсутствием собственных средств направлялись заявления в Департамент образования Администрации <адрес>, содержащие просьбы рассмотреть вопрос о проведении работ по сносу и (или) обрезке зеленых насаждений на территории по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А, в связи с аварийным состоянием деревьев и опасной обстановкой, угрожающей жизни и здоровью детей.
Однако, в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Департамент образования Администрации <адрес> указывал, что для выполнения работ по сносу и кронированию деревьев на территории БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» необходимо финансирование, вопрос о выделении данного финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2018 год при условии достаточного финансирования
В письмах Департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, указано о том, что вопрос о выделении финансирования на проведение работ по сносу и кронированию деревьев будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2019, 2020 год соответственно и плановый период 2020 – 2021 гг. при условии дополнительного финансирования.
Как указывалось выше, до настоящего времени работы по сносу и кронированию деревьев на территории БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не выполнены.
По мнению прокурора, непринятие мер по сносу и обрезке аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», в связи с чем, считает необходимым в судебном порядке обязать БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, а также устранить имеющиеся нарушения законодательства, в том числе: выполнить работы по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), а также санитарной обрезке 16 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала факта наличия до настоящего время на территории детского сада спорных деревьев, вместе с тем, требования прокурора Кировского АО <адрес> об обязании БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> и выполнить работы по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), а также санитарной обрезке 16 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, в полном объеме. Данное обстоятельство отражено в протоколе судебного заседания.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание представителем ответчика иска, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание признание стороной ответчика исковых требований в полном объеме, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора Кировского АО <адрес> об обязании БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес> и выполнить работы по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы), а также санитарной обрезке 16 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
При этом, суд отмечает, что согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Соответственно, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не освобождает администрацию <адрес> от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», к БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» об обязании устранить нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» получить заключение комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в <адрес>, а также выполнить работы по сносу 7 аварийных деревьев (6 тополей, 1 ивы) и санитарной обрезке 16 тополей на территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, кадастровый номер земельного участка №.
Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме «24» ноября 2020 года.