Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 07.11.2018 |
Дата решения | 28.11.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Григорец Т.К. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1dcbf5e1-e730-3a5a-b874-b2142e21362f |
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Григорец Т.К., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 28 ноября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску о возложении обязанности по возврату изъятого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по <адрес> о возложении обязанности по возврату имущества. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО2 был заключен договор купли-продажи транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO) стоимостью 930 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в Межрайонный отдел технического надзора и регистрации транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> с заявлением о постановке на регистрационный учет транспортного средства. При проведении регистрационных действий, осмотре транспортного средства, сотрудником MOTH и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес> было выявлено, что маркировочная табличка отсутствует, год выпуска навесного оборудования не соответствует году, указанному в ПТС. В рамках предварительной проверки в соответствии со ст. 176 УПК РФ, ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД ОП № УМВД России по <адрес> был произведен осмотр места происшествия, в ходе которого на основании ч. 3 ст. 177 УПК РФ был изъят автомобиль марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO) и помещен на специализированную стоянку. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел полиции № УМВД России по городу Омску с заявлением о возврате изъятого имущества, а именно шасси (рамы), включая трансмиссию, подвеску, рулевое управление, тормозную систему и колёса с шинами, а также двигателя с идентификационным номер № транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO), однако в возврате ему было отказано. Полагает, что идентификационный номер шасси (рамы) и номер двигателя соответствуют идентификационным номерам, указанным в оригинале ПТС, а сам ПТС признаков подделки не имеет, в связи с чем, подлежат возврату.
На основании изложенного, просит обязать ответчика вернуть шасси (раму), включая трансмиссию, подвеску, рулевое управление, тормозную систему, колёса с шинами, двигатель с идентификационным номером № транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO), идентификационный номер №,а также оригинал паспорта транспортного средства <адрес>; взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 70 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.47).
Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что требования заявлены о возврате частей транспортного средства, поскольку регистрационный номер на кузове был изменен и по базе данных числиться в розыске. Заявлять требования о возврате всего автомобиля не имеется оснований, т.к. кузов принадлежит не истцу. Также полагал, что нет оснований для признания истца добросовестным приобретателем, т.к. автомобиль в розыске, потому просил вернуть раму со всеми ее конструктивными элементами и двигатель, так как идентификационные номера на них соответствуют оригинальным.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагая, что производство по делу должно быть прекращено, поскольку фактически заявленные истцом требования вытекают из несогласия с действиями органа дознания в рамках проверки сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Дополнительно пояснила, что транспортное средство является неделимой вещью и разбор его на конструктивные элементы приведёт к утрате его назначения и функций, в связи с чем, сделать это не возможно. Кроме того, истец как добросовестный приобретатель транспортного средства впоследствии будет иметь возможность поставить его на учет, поскольку государственный регистрационный знак, вин-номер и паспорт транспортного средства подлинные.
Выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 являлась собственником автомобиля на основании свидетельства о регистрации ТС № №(л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли-продажи автомобиля TOYOTA LAND CRUISER 120 PRADO, 2006 г.в., VIN: №(л.д.10).
ФИО1 обратился в МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес> для регистрациии транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ в ОП № УМВД России по <адрес> госинспектором МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес> направлен рапорт, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ в MOTH и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес> расположенного по адресу: <адрес>А с заявлением о регистрации транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUISER 120 PRADO, 2006 г.в., VIN: №, обратился гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный: <адрес> ул. 5-Д Восточная <адрес>.
В ходе проведения регистрационных действий транспортного средства было выявлено, что маркировочная табличка отсутствует, год выпуска навесного оборудования не соответствует году указанному в ПТС<адрес>. В связи с чем, в рамках требований п.20, п.21 ст. 13 ФЗ № «О полиции» от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ст. 143 УПК РФ, документы на транспортное средство и автомобиль переданы дознавателю ОП -10 УМВД России по <адрес> для проведения дальнейшей проверки и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (л.д.13).
В рамках проверки сообщения о преступлении должностными лицами ОП № УМВД России по <адрес> изъят автомобиль TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO), 2006 года выпуска, идентификационный номер №, государственный регистрационный номер №, который помещен на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ ОУР ОП № УМВД России по <адрес> ФИО7 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Постановлением заместителя прокурора Центрального АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал проверки возвращен в ОП № УМВД России по <адрес> для проведения дополнительной проверки.
По результатам дополнительной проверки ДД.ММ.ГГГГ ОУР ОП № УМВД России по <адрес> ФИО8 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, решение о судьбе предметов, изъятых в ходе предварительной проверки, принято не было.
В рамках проведённых проверок на основании постановления о назначении автотехнической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ экспертом отдела ЭКЦ УМВД России по <адрес> проведена экспертиза, по результатам которой установлено, что содержание идентификационного номера (VIN) нанесенного ударным способом на правом лонжероне рамы автомобиля «TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO)», с пластинами государственных регистрационных знаков О 998 ТТ регион 86, который представлен на экспертизу, нанесено в соответствии с технологией предприятия-изготовителя, следующего содержания (№).
Заводское (первичное) содержание идентификационного номера (VIN ) на кузове автомобиля «TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO)» с пластинами государственных регистрационных знаком № регион 86, который представлен на экспертизу, подвергалось изменению. Изменение проводилось путем:-демонтажа заводской маркировочной таблички с первоначальным идентификационным номером (VIN).
Cодержание идентификационного номера двигателя автомобиля «TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO)», с пластинами государственных регистрационных знаков О 998 ТТ регион 86, который представлен на экспертизу является первоначальным (заводским), изменению не подвергалось.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент).
Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
Согласно пункту 51 приложения N 1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Указанное свидетельствует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при наличии обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
Представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1240, дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
В данном случае, как следует из материалов дела, с собственности истца находится автомобиль, идентификационные данные которого были изменены на кузове.
Кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его номер, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство.
В обосновании заявленных требований, истец указывает, что идентификационный номер шасси (рамы) и номер двигателя соответствуют идентификационным номерам, указанным в оригинале ПТС, а сам ПТС признаков подделки не имеет, в связи с чем, указанное должно быть возвращено ему ответчиком.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" прямо указано, что автомашина отнесена к неделимым вещам, и к которым подлежат применению правила ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом истец просит передать ему шасси (раму), включая трансмиссию, подвеску, рулевое управление, тормозную систему, колёса с шинами, двигатель с идентификационным номером № транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO), идентификационный номер №, которые являются частями неделимой вещи.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный автомобиль, относится к неделимой вещи, его раздел в натуре невозможен без изменений его назначения, в силу прямого указания в законе, автомобиль может выступать в гражданском обороте только как единый объект вещных прав и по смыслу положений пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о возврате шасси (рамы), трансмиссии, подвески, рулевого управления, тормозной системы, колёс с шинами, двигателя с идентификационным номером № транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUSER 120 (PRADO), идентификационный номер №, а также оригинала паспорта транспортного средства <адрес>, отсутствуют.
Суд не усматривает и правовых оснований для прекращения производства по делу согласно ст. 22 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства является реализацией права ФИО1 на выбор способа защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.К. Григорец
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.