Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 07.11.2018 |
Дата решения | 23.11.2018 |
Категория дела | Споры, вытекающие из договора аренды земельных участков |
Судья | Дурнева С.Н. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | fa9ac037-9165-3471-96aa-9c79a8686b89 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дурневой С.Н., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды, встречному иску ФИО1 к Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> о признании недействительным Постановления администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по договору аренды. В обоснование требований истец указал, что на основании постановления Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П-14/ОМС-49, между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка № АЗ-234. Данный договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.1., 1.2 указанного договора Администрация передает, а ФИО1 принимает в аренду сроком на три года земельный участок площадью 1600 кв.м в границах Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, местоположение которого определено в 890 метрах по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, с кадастровым номером 55:20:090501:<данные изъяты> из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы составляет 528144*0,1=52 814 рублей 40 копеек. Пунктом 2.2. договора определено, что арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально равными долями: до 10 февраля, 10 мая, 10 августа, 10 ноября текущего года, соответственно за первый, второй, третий и четвертый кварталы. Согласно акту приема-передачи земельный участок был передан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости имеются данные об обременениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в виде аренды земельного участка сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 Пунктом 4.2 договора установлена обязанность арендатора своевременно уплачивать арендную плату. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 528 144 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составила 250 656 рублей. По истечении срока аренды соответствующим соглашением срок действия договора аренды не продлевался. Ответчик продолжает пользоваться арендованным муниципальным имуществом и не вносит арендные платежи, в связи с чем, у арендатора образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 356 рублей 63 копейки. Согласно пункту 7.2. договора аренды, в случае невнесения арендатором платежей в установленные сроки, им уплачивается пени в размере 0,5 % от просроченной суммы за каждый день просрочки. В связи с чем, арендатору была начислена неустойка на сумму основного долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 380 123 рубля 76 копеек.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> задолженность по договору аренды земельного участка № АЗ-234 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 442 480 рублей 39 копеек, в том числе основной долг – 62 356 рублей 63 копейки, пеня – 380 123 рубля 76 копеек.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился со встречными исковыми требованиями к Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> о признании недействительным Постановления администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, признании недействительным договора аренды земельного участка. В обоснование указал, что заключил с Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> договор № АЗ-234 аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Воспользоваться данным земельным участком по его назначению ему не удалось, ввиду того, что участок относится к землям лесного фонда, о чем истцу стало известно в рамках рассмотрения гражданского дела №, рассмотренного ФИО2 районным судом ФИО2 <адрес>, где было установлено, что Администрация ФИО2 муниципального района не имела прав на распоряжение земельными участками, ввиду того, что это земли лесного фонда, в связи с чем сделки были признаны недействительными.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в адрес Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> претензию с исходящим № о расторжении договора, ДД.ММ.ГГГГ претензия была получена и направлен ответ на имя представителя ФИО1 – ФИО6 об отказе в мирном урегулировании спора. Ответом Главного управления лесного хозяйства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> сформирован из земель лесного фонда, а именно из лесного участка, расположенного в выделах 23,24 квартала № Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества. Данных, подтверждающих перевод спорного участка государственного лесного фонда в другую категорию, в материалах дела не имеется, Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> не представлено. Спорный земельный участок по его фактическому местоположению относится к землям лесного фонда, в связи с чем, Администрация ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> не имела правовых оснований и полномочий для заключения спорного договора.
Просил признать недействительным Постановление администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 890 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>; признать недействительным договор аренды земельного участка № АЗ-234 от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1
В судебном заседании представитель Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности первоначальные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Возражал против удовлетворения встречного искового заявления.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения первоначальных исковых требований. Встречные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что спорный земельный участок был передан ему в аренду незаконно, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № АЗ-234, заключенный между ним и Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> подлежит признанию недействительным, спорным земельным участком он не пользовался.
Представитель ответчика ФИО6, допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, первоначальные исковые требования не признала. Встречные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Третье лицо Главное управление лесного хозяйства ФИО2 <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, 2 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: предать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем кодексе.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № АЗ-234, согласно которому арендодатель передал арендатору земельный участок по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, с кадастровым номером 55:20:090501:4769 из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д.9-13).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по вышеуказанному адресу был передан ФИО1 (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ договор аренды зарегистрирован в установленном законном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН о правах на объект от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН (л.д. 17).
В обоснование заявленных х требований к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды, Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> указывается на то, что ФИО1 продолжает пользоваться арендованным муниципальным имуществом и не вносит арендные платежи, в связи с чем, у арендатора образовалась задолженность по договору аренды земельного участка, которую просил взыскать с ФИО1
На основании положений ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, должны своевременно производить платежи за землю.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Указанная позиция отражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-п и от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно положению пункта первого статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, истцы правомочны обращаться в суд с заявленными исковыми требованиями, с целью защиты конституционных прав на право использовать названный земельный участок свободно, в том числе части земельного участка.
ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создано Главное управление лесного хозяйства ФИО2 <адрес>.
Главное управление лесного хозяйства ФИО2 <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2 <адрес>, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории ФИО2 <адрес> (пункт 1 Положения о Главном управлении лесного хозяйства ФИО2 <адрес>, утвержденного ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу пункта 2 названного Положения о Главном управлении лесного хозяйства ФИО2 <адрес> задачами Главного управления являются организация эффективного использования, охраны, защиты, воспроизводства и распоряжения лесами на землях лесного фонда, расположенных на территории ФИО2 <адрес>, в соответствии с законодательством.
Учитывая названные положения во взаимосвязи с нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Главное управление лесного хозяйства ФИО2 <адрес> является уполномоченным органом, осуществляющим функции, связанные с осуществлением контроля за использованием земель лесного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением ФИО2 районного суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № постановлено:
«Признать недействительным Постановление администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>58 «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 1 280 м. по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> ФИО1»
Признать недействительным Постановление администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П-<данные изъяты> «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 1 200 м. по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> ФИО1».
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № АЭ-231, заключенный между администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1. Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № АЗ-258, заключенный между администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1 подлежат признанию недействительными.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1100 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1 280 м от ориентира по направлению на юго- запад. Почтовый адрес ориентира: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2 000 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1 280 м от ориентира по направлению на юго-запад почтовый адрес ориентира ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес>
Внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2000 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1 280 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, изменив категорию земель - «земли населенных пунктов» на категорию - «Земли лесного фонда», с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1100 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1 200 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, изменив категорию земель - «земли населенных пунктов» на категорию - «Земли лесного фонда».
Обязать ФИО1 освободить земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> в лесотаксационных выделах 25, 56 квартале 21 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества ФИО2 <адрес> от двух одноэтажных деревянных строений размером пять на пять метров, высотой 3 метра с двускатной металлической крышей и отрезков металлических труб диаметром около 10 см, высотой 50 см, установленных по границам земельных участков.
Взыскать с администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, ФИО1 в пользу ФИО3 расходы на проведение экспертизы в сумме 58 195 рублей 00 копеек по 29 097 рублей 50 копеек с каждого, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей по 100 рублей с каждого».
Апелляционным определением ФИО2 областного суда решение ФИО2 районного суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В ходе рассмотрения гражданского дела № судом установлено, что согласно акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №ос, проведенного Главным управлением лесного хозяйства ФИО2 <адрес>, установлено, что осматриваемый спорный земельный участок расположен в квартале 21 лесотаксационных выделах 23, 24 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества, с восточной стороны расположено <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес>, с западной стороны обрыв поймы <адрес>. С севера и юга к осматриваемому лесному участку в составе земель лесного фонда непосредственно примыкают лесные насаждения квартала 21 лесотаксационных выделов 36, 42, 16, 23, 6 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества, в виде деревьев породы сосна, береза. Осматриваемый участок без лесных насаждений, относится согласно таксационного описания к пастбищам, выгонам с рекреационными характеристиками: тип ландшафта открытый без деревьев, класс эстетической оценки — 1, рекреационная оценка высокая. В северной части участка расположены здания Казенного оздоровительного образовательного учреждения ФИО2 <адрес> санаторного типа для детей, жилые одноэтажные и двухэтажные дома с адресом: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, 3. Через участок с севера на юго- запад проходит лесная противопожарная грунтовая дорога, общей протяженностью 1, 9 км. В западной и центральной части, осматриваемого участка лесного фонда квартала 21 лесотаксационного выдела 25 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества, в 20 и 40 метрах севернее лесотаксационного выдела 35 квартала 21 Красноярского участкового лесничества, неустановленными лицами возведены два одноэтажных деревянных строения, размером 5 на 5 метров, высотой около 3 метров. Данные строения расположены непосредственно на территории осматриваемого участка лестного фонда, а одно из них на грунтовой дороге, относящейся к выделу 56 квартала 21 Красноярского участкового лесничества.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что на основании постановления администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П-<данные изъяты> «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 890 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> ФИО1» последнему в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок площадью 1 600 кв.м в границах Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, местоположение которого определено в 890 метрах по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
На основании указанного постановления, между администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № АЗ-234, по условиям которого, Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду указанный выше земельный участок.
Согласно акту приема-передачи земельный участок был передан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости имеются данные об обременениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в виде аренды земельного участка сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1
Как следует и сообщения ГУ Лесного хозяйства ФИО2 <адрес>, представленного в материалы настоящего гражданского дела, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> сформирован из земель лесного фонда, а именно из лесного участка, расположенного в выделах 23, 24 квартала 21 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах гражданского дела № правообладателем земельного участка - выдел №, квартала № Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества является Российская Федерация. Выдел № квартала № категория земель — земли лесного фонда, целевое назначение лесов - защитные леса, категория защитных лесов - лесопарковая зона.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ-05/9912, в реестре федерального имущества учтен участок лесного фонда, расположенный в границах 21 квартала Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества.
На лесной участок, местоположение которого определено: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, Красноярское участковое лесничество ФИО2 лесничества, кварталы №№; 2; 50,28; 3-6; 14; 17-25; 35-40; 44-46; 41; 7- 13; 26-27; 29-34; 42-43; 47-49 на территории ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> в лесотаксационном выделе № квартала 36 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества с кадастровым номером <данные изъяты>, зарегистрировано право собственности Российской Федерацией, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Таким образом, установлено, что оспариваемый земельный участок с кадастровым номером 55<данные изъяты> сформирован из земель лесного фонда, а именно из лесного участка, расположенного в выделах 23, 24 квартала 21 Красноярского участкового лесничества ФИО2 лесничества, правообладателем которого является Российская Федерация.
В обоснование встречных исковых требований ФИО1 указывает, что воспользоваться спорным земельным участком по его назначению ему не удалось, ввиду того, что участок относится к землям лесного фонда, а не индивидуальной жилой застройки, данных, подтверждающих перевод спорного участка государственного лесного фонда в другую категорию не имеется, в связи с чем, Администрация ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> не имела правовых оснований и полномочий для заключения с ним договора аренды земельного участка.
По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Ненормативный правовой акт - это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме.
Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении»).
Как уже было отмечено выше, согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и на землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
На землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (часть 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, разрешается в установленных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Данных, подтверждающих перевод спорного участка государственного лесного фонда в другую категорию, в материалах дела не имеется.
Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> указано, что спорные земельные участки включены в границы земельных участков Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> на основании Решения Совета Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от 26.11.29014 № и имеют категорию земель - земли населенных пунктов, что исключает возможность отнесения их к землям лесного фонда.
С указанным доводом суд не может согласиться в силу следующего.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство лесного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Таким образом, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, ведет к нарушению норм действующего законодательства.
Установлено, что перед принятием решения Совета Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>» включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов Красноярского сельского поселения с Рослесхозом согласовано не было, иного в материалы дела представлено не было.
Учитывая отсутствие согласования с собственником - Российской Федерацией в лице Рослесхоза включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов Красноярского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах черты населенного пункта - Красноярского сельского поселения не влечет за собой изменение категории этого земельного участка с земель лесного фонда на земли населенных пунктов и не прекращает права собственника в данном случае Российской Федерации на указанный земельный участок как на земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации (земли лесного фонда).
Согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. При этом безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в порядке, установленном законом.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Поскольку спорный земельный участок по его фактическому местоположению относится к землям лесного фонда, суд приходит к выводу, что у администрации ФИО2 муниципального района не имелось правовых оснований и полномочий для издания Постановления администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 890 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> ФИО1», которое подлежит признанию судом незаконным.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая, что спорный земельный участок был передан в аренду ФИО1 незаконно, договор аренды земельного участка № АЗ-234 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1 подлежит признанию недействительным.
В то же время, изложенные выше обстоятельства с учетом отсутствия доказательств фактического пользования ФИО1 данным земельным участком исключают удовлетворение заявленных Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> требований к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка № АЗ-234 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды отказать.
Встречные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным Постановление администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П-14/ОМС-49 «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено примерно в 890 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> ФИО1».
Признать недействительным договор аренды земельного участка № АЗ-234 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и ФИО1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в ФИО2 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись С.Н.Дурнева
В окончательной форме решение судом изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.