Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 05.09.2017 |
Дата решения | 05.10.2017 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Терехин А.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ebf7b631-7586-3f1f-9031-319427e9e688 |
Дело № 2-4596/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Терехина А.А.
при секретаре судебного заседания Саблиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 05 октября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, обязании разместить сведения в информационной системе. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Главным управлением по земельным ресурсам <адрес> договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов и расположенного в 158 метров северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в <адрес> <адрес>. Договором аренды стороны установили разрешенное использование земельного участка -для строительства мойки автотранспорта, что соответствовало градостроительному обоснованию на размещение объекта строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил разрешение на строительство и стал осуществлять постройку объекта в соответствии с утвержденным проектом. ДД.ММ.ГГГГ он оформил право собственности на объект незавершенного строительства - мойку легковых автомобилей, назначение: нежилое, общая площадь застройки 529,3 кв.м, степенью готовности 80%. Объекту строительства присвоен адрес: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ строительство автомойки было завершено и объект был введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением департамента строительства Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду завершения строительства, срок действия договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № прекращен с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ, с целью получения кадастрового паспорта на завершенный объект строительства и осуществления дальнейшей регистрации права собственности на него, подал пакет документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, однако ДД.ММ.ГГГГ получил решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета недвижимости, поскольку согласно технического плана объект недвижимости (автомойка) определяется в границах территориальной зоны ОД1-270, территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения, при этом наименование образуемого объекта недвижимости «мойка легковых автомобилей» является условно-разрешенным видом использования земельного у данной территориальной зоны. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> в лице Мэра <адрес> вынесла постановление №-п «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №». В указанном постановлении определено предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капительного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, для размещения мойки легковых автомобилей. ДД.ММ.ГГГГ он оформил в собственность объект завершенного строительства «мойку легковых автомобилей». ДД.ММ.ГГГГ с целью заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № обратился в «Службу одного окна». ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ в предоставлении земельного участка аренду, оформленный департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, который мотивирован тем, что вид разрешенного использования, установленный в отношении испрашиваемого земельного участка указан как столовые, кафе, закусочные. Полагает, что правовые основания для отказа ему в приобретении права аренды на испрашиваемый земельный участок у департамента имущественных отношений отсутствовали, отказ уполномоченного органа противоречии закону и нарушает права и интересы собственника объекта недвижимости.
На основании изложенного, просил:
1) признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отказе в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером №, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ №;
2) возложить на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязанность заключить договор аренды на земельный участок с кадастровым номером № с началом срока его действия ДД.ММ.ГГГГ;
3) обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> изменить вид использования земельного участка с кадастровым номером № на условно разрешенный вид - для размещения мойки легковых автомобилей;
4) возложить на департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> обязанность разместить сведения на условно разрешенный вид использования земельною участка с кадастровым номером № - для размещения мойки легковых автомобилей» в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а так же направить сведения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>».
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истца Ульянова И.Ю. от исковых требований к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, обязании разместить сведения в информационной системе, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
Истец ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Ульянов И.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска по изложенным в иске доводам.
Ответчик департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением по земельным ресурсам <адрес> (арендодателем) и ФИО5 (арендатором) заключен договор аренды № № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов и расположенного в 158 метров северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в Кировском административном округе <адрес>. Договором аренды стороны установили разрешенное использование земельного участка -для строительства мойки автотранспорта. Договор заключен на срок три года (л.д. 9-13).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 19.02.2010 года № 101-р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> в <адрес>, согласно которому земельный участок расположен в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1). Использованием земельного участка для мойки легковых автомобилей является условно разрешенным видом (л.д. 16-25).
В ЕГРН права на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 725 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: столовые, кафе, закусочные, не зарегистрированы (л.д. 138-141).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> ФИО1 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – мойки легковых автомобилей по <адрес> в <адрес> (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Администрации <адрес> ФИО1 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – мойки легковых автомобилей, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 26-27).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является собственником нежилого здания - мойки легковых автомобилей, площадью 491,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 133-137).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в департамент имущественных отношений Администрации <адрес> через «Службу одного окна» с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 37-38).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДИО/11003 департамент имущественных отношений Администрации <адрес> отказал в предоставлении земельного участка в аренду ФИО1, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРН установлен вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка: столовые, кафе, закусочные (л.д. 39-40). Иных оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка ответчиком не указано.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 30-31).
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, для размещения мойки легковых автомобилей (л.д. 32-33).
Вместе с тем при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, дающее истцу право на использование земельного участка с кадастровым номером № для осуществления мойки легковых автомобилей. При этом департамент имущественных отношений Администрации <адрес> необоснованно рекомендовал ФИО1 повторно обратиться в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что содержащийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № № отказ департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в предоставлении ФИО1, в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 725 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является незаконным.
В качестве восстановления нарушенного права истца суд считает возможным возложить на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязанность в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (последней даты рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ) в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 725 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для размещения мойки легковых автомобилей, подписать и направить в адрес ФИО1 договор аренды указанного земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска удовлетворить.
Признать незаконным содержащийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № № отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении ФИО1 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 725 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 725 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения мойки легковых автомобилей, подписать и направить в адрес ФИО1 договор аренды указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Терехин
Мотивированный текст решения изготовлен 10.10.2017 Решение вступило в законную силу 11.11.17, не обжаловалось