Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 21.09.2018 |
Дата решения | 13.11.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Компанеец А.Г. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 95e07d7d-7991-36ec-a3b4-f09e4e7a6546 |
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Компанеец А.Г.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
«13» ноября 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» о понуждении устранить нарушение правил противопожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор КАО <адрес> обратился в суд с иском к бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» о понуждении устранить нарушение правил противопожарной безопасности. В обоснование указал, что прокуратурой КАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ <адрес> «Детский сад №», в ходе которой установлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи со следующими имеющимися нарушениями: запоры на дверях эвакуационных выходов 1-го этажа не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; помещение насосной станции не оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста; у входа в помещение отсутствует световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением; в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике не предусмотрены трубопроводы номинальным диаметром не менее DN 80 с выведенными наружу на высоту 1,35 м. патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80; запорные вентили внутренних пожарных кранов и противопожарные трубопроводы независимо от их содержимого на участках запорно-регулирующей арматуры и в местах присоединения устройств для тушения пожара не окрашены в красный цвет; в насосной станции не предусмотрены мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды; не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции; не обеспечен автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание; освещенность помещения с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не соответствует требованиям п. 13.14.12 СП 5.13130.2009; система противодымной защиты находится в не рабочем состоянии; величина невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1 составляет -69,8%, что не соответствует требованиям ФИО11 53300-2009; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 составляет 1,9 Па, что не соответствует требуемым значениям избыточного давления, согласно требованиям ФИО11 53300-2009; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2, не соответствует требованиям нормативных документов; внутренний противопожарный водопровод находится в не рабочем состоянии; система пожарной сигнализации не обеспечена дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья. Кроме того, эксплуатация здания при указанных нарушениях в области пожарной безопасности негативно влияет на антитеррористическую защищенность объекта, что может привести к человеческим жертвам, имущественному ущербу и иным тяжким последствиям в случае совершения террористического акта. Просит суд обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов 1-го этажа; оборудовать помещение насосной станции телефонной связью с помещением пожарного поста; у входа в помещение установить световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением; в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике предусмотреть трубопроводы номинальным диаметром не менее DN 80 с выведенными наружу на высоту 1,35 м. патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80; запорные вентили внутренних пожарных кранов и противопожарные трубопроводы (стояки), независимо от их содержимого (вода, пена, пар для тушения пожара и др.), на участках запорно-регулирующей арматуры и в местах присоединения устройств для тушения пожара окрасить в красный цвет; в насосной станции провести мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды; предусмотреть автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции; обеспечить автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание; помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, привести в соответствие с требованиями п. 13.14.12 СП 5.13130.2009; привести систему противодымной защиты в рабочее состояние; величину невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1 привести в соответствие с требованиями ФИО11 53300-2009; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 привести в соответствие с требуемым значением избыточного давления, согласно требованиям ФИО11 53300-2009; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2 привести в соответствие с требованиями нормативных документов; привести внутренний противопожарный водопровод в рабочее состояние; обеспечить систему пожарной сигнализации дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В ходе разрешения указанного спора от прокурора КАО <адрес> ФИО3 поступило заявление об отказе от части исковых требований, в частности прокурор отказался от следующих требований: обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований пожарной безопасности- ё обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов 1-го этажа; запорные вентили внутренних пожарных кранов и противопожарные трубопроводы (стояки), независимо от их содержимого (вода, пена, пар для тушения пожара и др.), на участках запорно-регулирующей арматуры и в местах присоединения устройств для тушения пожара окрасить в красный цвет; предусмотреть автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции; обеспечить автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание; помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, привести в соответствие с требованиями п. 13.14.12 СП 5.13130.2009; привести внутренний противопожарный водопровод в рабочее состояние. Отказ от части исковых требований прокурор мотивировал устранением указанных нарушений ответчиком во внесудебном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора КАО <адрес> ФИО4 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить имеющиеся на момент разрешения спора нарушения.
В судебном заседании представитель БДОУ <адрес> «Детский сад №» ФИО5, действующая на основании приказа, исковые требования не признала, пояснила, что в рамках проведенной проверки было дано предписание об устранении ряда нарушений правил противопожарной безопасности, в частности, в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике необходимо предусмотреть трубопроводы номинальным диаметром не менее 80 с выведенными наружу на высоту (1,35 ± 0,15) м патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80., но технически это выполнить невозможно, поскольку насосная станция находится в цокольном этаже и дренаж невозможно сделать выше канализационной системы. Полагает, что станция пожаротушения и насосная станция- это две разные системы.
Представитель БДОУ <адрес> «Детский сад №» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что необходимости в насосной станции не имеется. При отсутствии проекта помещения детского сада сложно сказать о наличии данной насосной станции в проекте. Полагает, что нарушения, касаемые насосной станции, должны быть исключены из числа нарушений, подлежащих устранению.
Представитель Департамента образования Администрации <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, касающиеся нарушений, установленных в насосной станции, не признал. Пояснил, что в состав проектной документации включаются разделы и перечень мероприятий по пожарной безопасности, в связи с чем проект должен согласовываться с сотрудниками ГПС МЧС. Полагает, что требования, содержащиеся в предписании, положенном в основу настоящего иска, являются необоснованными.
Представитель Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы КАО <адрес> ФИО8 в судебном заседании пояснил, что здание вводится в эксплуатацию согласно проекту. Соответственно, насосная станция не могла не быть отражена в проекте, который в настоящее время отсутствует. При проведении проверки было установлено, что в проекте есть данное помещение. Для того чтобы исключить данные пункты и изменить функциональные особенности помещения насосной станции необходимо пройти согласование согласно Градостроительному кодексу и получить положительное заключение. Свод правил СП 10.13130.2009 регламентирует работу внутреннего противопожарного водопровода и, соответственно, распространяется на настоящие правоотношения. Свод правил 5.13130.2009 регламентирует работу автоматических систем пожаротушения. Однако, в детском саду автоматические системы пожаротушения не требуются, в связи с чем не возражает против исключения требований в части понуждения детского сада к оборудованию помещения насосной станции телефонной связью с помещением пожарного поста; установлению светового табло «Насосная станция пожаротушения», соединенного с аварийным освещением, у входа в помещение; необходимости предусмотреть в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения у передвижной пожарной техники трубопроводы номинальным диаметром не менее DN 80 с выведенными наружу на высоту 1,35+-0,15 м патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста эксперт в области пожарной безопасности Главного управления Государственного строительного надзора и Государственной экспертизы <адрес> ФИО10 пояснил, что при рассмотрении вопроса соответствия пожарной системы, системы дымоудаления, плана земельного участка и раздела ПБ необходимым требованиям, он не участвовал. Однако, было установлено, что никаких изменений в конструктив не вносилось. По поводу насосной станции показал, что на детский сад распространяется Свод правил СП 10. Согласно своду правил СП 5 автоматические системы пожаротушения согласно приложениям 1,2 в детском саду не требуются. Согласно СП- 10 п. 4.2.1 – при постоянном или периодическом недостатке давления предусматривается насосная станция, но жесткого требования нет. Когда принимается здание детского сада, проводятся лабораторные исследования, измеряется давление воды, которое в среднем по городу составляет от 20 до 60 м. Таким образом, необходимости в собственной насосной станции при наличии указанного давления для городского детского сада не имелось.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Подпунктом 8 п. 1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее Правила) которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой КАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности БДОУ <адрес> «Детский сад №».
В ходе проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом БДОУ <адрес> «Детский сад №», утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-38).
Согласно п. 1.15 Устава, Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональными законодательством, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения данное Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно пп. "з" п. 6 данного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Одним из таких условий является соответствие объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (пп. "ж" п. 10, пп. "г" п. 15, пп. "ж" п. 16 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи со следующими имеющимися нарушениями: запоры на дверях эвакуационных выходов 1-го этажа не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; помещение насосной станции не оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста; у входа в помещение отсутствует световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением; в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике не предусмотрены трубопроводы номинальным диаметром не менее DN 80 с выведенными наружу на высоту 1,35 м. патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80; окраска запорных вентилей внутренних пожарных кранов и противопожарные трубопроводы независимо от их содержимого на участках запорно-регулирующей арматуры и в местах присоединения устройств для тушения пожара не окрашены в красный цвет; в насосной станции не предусмотрены мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды; не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции; не обеспечен автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание; освещенность помещения с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не соответствует требованиям п. 13.14.12 СП 5.13130.2009; система противодымной защиты находится в не рабочем состоянии; величина невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1 составляет (-69,8%), что не соответствует требованиям ФИО11 53300-2009; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 составляет 1,9 Па, что не соответствует требуемым значениям избыточного давления, согласно требований ФИО11 53300-2009; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2, не соответствует требованиям нормативных документов; внутренний противопожарный водопровод находится в не рабочем состоянии; система пожарной сигнализации не обеспечена дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
БДОУ <адрес> «Детский сад №» было выписано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком устранения нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ
Ответчиком устранено ряд нарушений во внесудебном порядке. При этом, нарушения, касающиеся насосной станции, ответчик не устраняет, ссылаясь на невозможность их устранения и на отсутствие в проектной документации помещения насосной станции. Полагает, что требования, касающиеся помещения насосной станции, не предусмотренного проектной документацией, являются необоснованными.
Из ответов Министерства имущественных отношений <адрес>, БТИ <адрес> следует, что отсутствуют копии проектной документации дошкольного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО9, <адрес>.
Согласно п. 4.2.1 "СП 10.13130.2009. Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" при постоянном или периодическом недостатке давления во внутреннем противопожарном водопроводе надлежит предусматривать устройство пожарных насосных установок.
В ходе судебного заседания специалист ФИО10 подтвердил, что при постоянном или периодическом недостатке давления предусматривается насосная станция. Показал, что проект лично не видел, однако, отсутствие проекта фактически невозможно.
Доводы стороны истца о безусловном наличии в проекте помещения детского сада № помещения насосной станции подтверждается разъяснениями АО территориальный проектный институт «Омскгражданпроект».
Согласно разъяснению по разделу 21230-ВК, данному АО Территориальный проектный институт Омскгражданпроект № от ДД.ММ.ГГГГ, в проекте 21230-ВК лист 3 из помещения № «Насосная пожаротушения» предусмотрен трап для отвода случайных стоков воды, что также подтвердил в ходе судебного заседания представитель Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы КАО <адрес> пояснил.
На основании вышеизложенного суд находит доводы стороны ответчика об отсутствии в проекте насосной станции несостоятельными.
Таким образом, требования истца в части устранения нарушений пожарной безопасности, а именно: в насосной станции провести мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды в соответствии с требованиями "СП 10.13130.2009. свода правил Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 86 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий и сооружений без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений с различными классами функциональной пожарной опасности.
Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.
Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала.
При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов).
Одновременная работа автоматических установок аэрозольного, порошкового или газового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается.
Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.
Из п. 4.2.7 "СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" следует, что насосные установки для противопожарных целей следует проектировать с ручным или дистанционным управлением, а для зданий высотой свыше 50 м, домов культуры, конференц-залов, актовых залов и для зданий, оборудованных спринклерными и дренчерными установками, - с ручным, автоматическим и дистанционным управлением.
Согласно п. 61 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно п. 21 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.
Проведенной прокуратурой округа проверкой с привлечением специалистов ФГБУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по <адрес>», ТОНДиПР КАО <адрес> установлено, что деятельность БДОУ <адрес> «Детский сад №» не отвечает требованиям пожарной безопасности в связи со следующими нарушениями: система противодымной защиты находится в не рабочем состоянии (фактически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации запуск системы противодымной защиты в автоматическом режиме не произведен. Запуск ПД-1, ВД-1 произведен механическим способом. Системы ПД-2, ВД-2, ВД-3 не запустились); величина невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1 составляет (-69,8%), что не соотвествует требованиям ФИО11 53300-2009; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 составляет 1,9 Па, что не соответствует требуемым значениям избыточного давления, согласно требований ФИО11 53300-2009; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2, не соответствует требованиям нормативных документов (не обеспечивает требуемый предел огнестойкости имеются частично не обработанные поверхности, отслоения, трещины, посторонние пятна, изменение цвета).
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам права, указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании и пожарной безопасности, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение в случае возникновения пожара.
В связи с чем, требования истца в части устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно: привести систему противодымной защиты в рабочее состояние; привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"; величину невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2 привести в соотвествие с требованиями нормативных документов подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению и полагает необходимым возложить обязанность на БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить в здании детского сада по адресу: <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности: в насосной станции провести мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды в соответствии с требованиями "СП 10.13130.2009. свода правил Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"; привести систему противодымной защиты в рабочее состояние; привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"; величину невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1; избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"; огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2 привести в соответствие с требованиями нормативных документов.
Вместе с тем, разрешая требования истца об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать помещение насосной станции телефонной связью с помещением пожарного поста; у входа в помещение установить световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением; в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике предусмотреть трубопроводы номинальным диаметром не менее DN 80 с выведенными наружу на высоту 1,35 м. патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80 суд исходит из следующего.
Согласно "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" установка автоматических систем пожаротушения в детских садах не требуется.
Из пояснений, данных специалистом ФИО10, следует, что требования по работе насосной станции регулируются правилами "СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности". Согласно "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" автоматические системы пожаротушения, согласно приложениям 1,2 в детском саду не требуются.
Следовательно, поскольку требования истца в данной части связаны исключительно с "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", то есть с автоматическими системами пожаротушения, требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.
Из акта проведения комплексного опробования системы передачи извещений о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ следует, что система пожарной сигнализации дублируется сигналом на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
В связи с чем, требование истца в части обеспечения системы пожарной сигнализации дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации не подлежит удовлетворению, поскольку нарушение требований пожарной безопасности в данной части было устранено ответчиком в ходе рассмотрения гражданского дела.
В соответствии с п.п. 1.6, Устава Учредителем детского сада является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>. Учреждение создано в организационно-правовой форме бюджетного учреждения.
В соответствии с п.п. 5.6 Устава источниками формирования имущества учреждения являются, в том числе субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования городской округ <адрес> на возмещение затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием образовательных услуг.
На основании п.5.17 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением.
Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями <адрес> осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте образования Администрации <адрес>»).
Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования Администрации <адрес>.
Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
При этом изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, о лицензировании отдельных видов деятельности, а также собственником муниципального имущества и учредителем учреждения мер по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с БДОУ <адрес> «Детский сад №» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований пожарной безопасности:
- в насосной станции провести мероприятия для сбора и удаления случайных стоков воды в соответствии с требованиями "СП 10.13130.2009. свода правил Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности";
- привести систему противодымной защиты в рабочее состояние;
- привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"; величину невязки фактических параметров систем противодымной защиты ВД-1;
- избыточное давление в шахтах лифта системы противодымной защиты ПД-1 привести в соответствие с требованиями "ФИО11 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний";
- огнезащитное покрытие металлических конструкций воздуховодов систем противодымной защиты ВД-1, ВД-2 привести в соотвествие с требованиями нормативных документов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ