Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 26.05.2014 |
Дата решения | 30.07.2014 |
Категория дела | О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь |
Судья | Анфалова Е.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 312a5392-621d-3601-80cc-e1b38da47239 |
Дело № 2-3516/2014
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
30 июля 2014 года г. Омск
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Анфаловой Е.В.
при секретаре Ляшенко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес> в порядке особого производства с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – нежилого административного здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>,.
В обоснование заявленных требований Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества: нежилое административное здание с кадастровым номером 55:36:000000:15312, расположенное по адресу: <адрес>.
В результате мер по получению дополнительных сведений об объекте недвижимости, расположенном по вышеуказанному адресу, как объекте, имеющем собственника, соответствующих сведений не выявлено, а регистрирующим органом объект признан бесхозяйным. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие собственника на спорный объект недвижимости.
В заявлении Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> просит признать право муниципальной собственности на объект недвижимости: административное здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, признать право собственности на указанное административное здание.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил их удовлетворить. Указал, что данное строение было поставлено на учет как бесхозяйное, сведение о наличии зарегистрированных прав на указанное имущество отсутствуют.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, письменного отзыва по существу не представили.
Представитель заинтересованного лица МУП «Муниципальные рынки» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что МУП <адрес> «Муниципальные рынки» было предоставлено в пользование административное здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, однако документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования у них не имеется.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. В силу ч. 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Судом установлено, что административное здание с инвентарным номером 6667744, литера Ж, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 1 284,2 кв.м., поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, осуществлена техническая инвентаризация данного нежилого строения с подготовкой технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные документы позволяют утверждать, что строение, в отношении которого заявлены требования, является объектом капитального строительства, к нему подлежат правила, установленные законодательством для объектов недвижимости.
Действующее законодательство (Градостроительный кодекс Российской Федерации) исходит из того, что объект недвижимого имущества должен быть создан в соответствии с градостроительными нормами и правилами и при наличии определенной разрешительной документации.
В настоящем случае в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие создание спорного объекта с соблюдением строительных норм и правил, введение его в эксплуатацию в установленном законом порядке и соответствие санитарным и противопожарным нормам, что не позволяет однозначно установить отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении строения, а также сведения о том, что строение возведено на отведенном для этих целей земельном участке.
Указанное в своей совокупности не позволяет суду прийти к выводу, что спорное строение было введено в гражданско-правовой оборот в установленном порядке, является объектом прав.
Факт учета данного объекта как бесхозяйного не может изменить правовой статус данного объекта в части признания его государством в качестве объекта недвижимости, созданным в соответствии с требованиями законодательства, с получением разрешительной документации.
Суд считает, что заявитель фактически под видом установления юридического факта пытается признать за ним право собственности на заявленный объект – самовольную постройку.
Из материалов технической инвентаризации следует, что в отношении земельного участка под зданием был заключен договор аренды №Д-Кр-2-62-3714 от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о сторонах договора у суда отсутствуют, равно как сведения о лице, произведшим строительство.
Порядок признания права собственности на самовольную постройку, введения ее в гражданско-правовой оборот определен пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Данные требования фактически являются спором о правах на вновь созданный без разрешительной документации с нарушениями требований закона объект капитального строительства, подлежат разрешению в порядке искового производства со строго определенным предметом доказывания, включающим помимо прочего доказывания наличия прав на земельный участок, соответствие градостроительным и строительным нормам и правилам, отсутствие нарушений права и охраняемые законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан. Указанные обстоятельства не могут быть установлены в рамках рассмотрения дела об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Поскольку объект - административное здание с инвентарным номером 6667744, литера Ж, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 1 284,2 кв.м., имеет признаки самовольной постройки, суд приходит к выводу, что в настоящем случае имеется спор о правах на данный объект.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в данном случае спора о праве в отношении административного здания, подлежащего рассмотрению по правилам искового производства, в связи с чем, имеются предусмотренные ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. ст. 224, 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь оставить без рассмотрения.
Разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам право предъявления исковых требований о признании права собственности на данное административное здание путем оформления искового заявления, соответствующего требованиям ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и предъявления его в суд в соответствии с установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации правилами подсудности имущественных споров.
Определение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья: Е.В. Анфалова
Определение вступило в законную силу 10.09.2014 года.
Согласовано судья Анфалова Е.В.