Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 25.06.2018 |
Дата решения | 26.07.2018 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Григорец Т.К. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 51f14e7c-3ba2-30ff-9fd5-309acc086aeb |
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Григорец Т.К., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 26 июля 2018 года гражданское дело по заявлению ФИО1 к ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> о взыскании недополученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия по старости. В январе 2017 года она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости, предоставив все необходимые документы.С февраля 2017 года ей была назначена пенсия в размере 12 360 рублей 98 копеек.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии, в связи с тем, что при первичном назначении, была учтена страховая часть пенсии, сведения были получены из справки о заработной плате, имеющейся в пенсионном деле, только за 2 года. Специалисты Пенсионного фонда не известили ее о том, что необходимо предоставить справку о заработной плате за 5 лет.В связи с данным фактом, она сделала запрос на место работы о выдаче справки о заработной плате. Справка была получена.С января 2018 года был сделан перерасчет пенсии, размер пенсии составил 19 813 рублей 46 копеек.
Просила взыскать с ответчика сумму недополученной части пенсии за период с февраля 2017 по декабрь 2017 в размере 81 997 рублей 28 копеек, расходы по оплате юридических услуг в сумме 12 870 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Истец ФИО1, в судебное заседание не явилась о месте, времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что пенсионный орган нарушил ее права, назначив пенсию без учета справки о заработке от ДД.ММ.ГГГГ. Не сообщили истцу о необходимости предоставить справку о заработке за 5 лет, в результате чего размер пенсии исчислен неверно.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. ФИО5, действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчётный размер трудовой пенсии определяется с учётом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также разъяснено, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Такими документами могут являться лицевые счета, платёжные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Из пенсионного дела следует, что ФИО1, являлась получателем пенсии в <адрес>. Сменив место жительства, переехала в Российскую Федерацию.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена страховая пенсия по старости в размере 4805 руб. 11 коп. с фиксированной выплатой 9610 руб. 22 коп.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в пенсионный орган с заявлением перерасчете размера пенсии, предоставив справку о заработной плате за период с 1974 по 1980 г.
Из ответа ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> следует, что размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил 19813,46 руб.
Полагает, что ответчик нарушил право истца на достойный размер пенсии, не сообщив о необходимости предоставления справки о заработной плате за 60 месяцев, чем причинил ей материальный и моральный ущерб.
В силу ч. 5 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
П 6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем (часть 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии (часть 3).
В силу части 3 статьи 21 названного закона необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Приказом ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лица, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральным Законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»(Правила).
Пунктом 20 Правил предусмотрено, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Как выше указывалось, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлена о необходимости предоставить недостающий документ необходимый для установления пенсии - выплатное дело.
Выплатное дела истицей было предоставлено.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, последний: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пенсионный орган, рассмотрев представленные истцом документы, дав им оценку, посчитал их достаточными для установления пенсии в размере 12 360,98 руб., по имеющимся в распоряжении пенсионного органа материалам выплатного дела, в котором имелась справка о размере заработка за период с 1981г. по 1983г., что не противоречит положениям п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Поскольку при назначении пенсии истцу, у пенсионного органа имелось выплатное дело, которого было достаточно для установления пенсии истцу по имеющимся в распоряжении пенсионного органа данных, у ответчика не имелось оснований для дачи разъяснения истцу о том, какие документы он должен представить дополнительно.
В соответствии со ст. 7 и ст. 7.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запросы на истребование справок о заработной плате в соответствующие организации и архивные учреждения направляются с согласия застрахованного лица.
На момент обращения за назначением страховой пенсии по старости такое заявление истицей подано не было.
ДД.ММ.ГГГГ истицей подано заявление с просьбой запросить справку о заработной плате с 1964 г. по 1983 г. за период работы в Петропавловском медучилище. Запрос ответчиком направлен ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истицей подано заявление о перерасчете пенсии и приложена справка о заработной плате с 1974 г. по 1983 г.
Статьей 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. При этом заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов (ч. 2 ст. 23).
С ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера пенсии произведен, размер пенсии составил 19812, 46 руб.
Из вышеприведенных норм права следует, что основанием для перерасчета является именно заявление пенсионера.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об обращении ФИО1 в ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> с заявлением о перерасчёте размера пенсии ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, ответчиком верно произведен перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании суммы недополученной пенсии за период с февраля 2017 по декабрь 2017 в размере 81 997 рублей 28 копеек. Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения основного требования, производное требование истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходов по оплате юридических услуг в сумме 12 870 рублей, также надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 к ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> о взыскании недополученной пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.К. Григорец
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ