Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2016 |
Дата решения | 18.04.2016 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Литвинов Д.О. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2653cadb-d0c1-38e0-acff-caf386f295d2 |
Дело № 2-2380/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Литвинова Д.О.,
при секретаре Шичковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 апреля 2016 года гражданское дело по иску прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО3 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ город Омск Омской области, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц, обратился в суд с иском к ФИО3 об истребовании из чужого незаконного владения ответчика земельного участка 55:36:130126:4483, местоположение которого установлено в 1065 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, возложении на ФИО3 обязанности передать земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483 в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой города Омска законности предоставления Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4483 установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: Омская область, в Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126:3415, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением Департамента имущественных отношений, администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3415. площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.05.2009 № 4877-р в собственность ООО «КРОНА» за плату передан земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: город <адрес> Кировском административном округе города Омска.
На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области за ООО «КРОНА» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» Зинченко С.Г. и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ является ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 ООО «КРОНА» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продан Кузнецову С.Ф., Рычкову И.П., Коханенко И.С.
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:4169, 55:36:130126:4170, 55:36:130126:4171, 55:36:130126:4172, 55:36:130126:4173, 55:36:130126:4174, 55:36:130126:4175, 55:36:130126:4176, 55:36:130126:4177, 55:36:130126:4178, 55:36:130126:4179, 55:36:130126:4180 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» Зинченко С.Г. и межевого плата от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН», заказчиком кадастровых работ является Коханенко И.С.
25.02.2011 между Коханенко И.О., Рычковым И.П. и Кочубеем А.А. заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4175.
11.04.2011 земельный участок с кадастровым номером 55 36:130126:4175 разделен, в том числе на земельный участок с жаластровым номером 55:36:130126:4477, на основании заявления от ВДД.ММ.ГГГГ per. № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком кадастровых работ явился Кочубей А.А.
25.04.2011 между Кочубеем А.А. и Наумовым В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55 36:130126:4483, площадью 842 кв.м.
30.01.2012 между Наумовым В.В. и [СКРЫТО] Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4483, площадью 842 кв.м.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483, местоположение которого установлено в 1065 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, КАО, <адрес>, зарегистрировано за [СКРЫТО] Н.А., номер регистрации записи: 55-55-01/018/2012-933 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
В случае нахождения земельного участка в конкретной территориальной зоне, вид его разрешенного использования предопределяется и теми требованиями, которые предъявляются Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> к территориальным зонам, в переделах которых расположен спорный земельный участок.
При этом в зоне Ж5-19 согласно данным положениям закона размещение земельных участков с видом использования – организация зоны отдыха является запрещенным.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности, принимают решения о предоставлении в собственность гражданами и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; осуществляют с учетом правового статуса территории, на которой расположен соответствующий земельный участок, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется по основаниям, установленным законом, для последующего предоставления земельных участков для использования в определенных целях.
Соответственно изменение категории земельного участка до совершения с ним распорядительных действий является обязательным, данные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
Таким образом, предоставляя земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (из которого образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> №-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившим силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему распоряжения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае указанный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона.
В соответствии с положениями ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КОРОНА» 24.05.2013г. СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483, выбыл из владения противоправного, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> Шакуова Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик [СКРЫТО] Н.А. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика по доверенности Назаренко Б.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что ответчик является добросовестным приобретателем, в летний период планировала строительство жилого дома на спорном земельном участке, в настоящее время подведены коммуникации, стоимость которых оплачена. Просил применить срок исковой давности.
Третье лицо Наумов В.В. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать
Представитель третьего лица Наумова В.В. по доверенности Будылина Т.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения.
Третье лицо Коханенко И.С. о времени и месте судебного разбирательства извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил. Представил письменные возражения, в которых считал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Управление Росреестра по Омской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в их отсутствие. (Том л.д.129-130)
Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, извещены надлежаще, своих представителей в суд не направили, отзывов на исковое заявление не предоставили.
Третьи лица Кочубей А.А., Рычков И.П. в суд не явились, извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденном Постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории города Омска, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. (том 1 л.д.30-31)
Из материалов дела следует, что Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2009 № 3927-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 26:3415 площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе города Омска. (Том 1 л.д.14-15)
На основании данного Распоряжения №-р между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска и ООО «КРОНА» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: город Омск, улица Сейфуллина, дом 72 в Кировском административном округе города Омска. Цена договора 2 371 403 руб. (т. 1 л.д. 167-168).Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по праву муниципальной собственности: правообладателем указано Муниципальное образование городской округ город Омск Омской области Данное право прокурором в судебном заседании не оспаривалось.
Право собственности ООО «КРОНА» на названный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 14.10.2009 г.(т. 1 л.д. 48).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «КРОНА» земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 разделен на два, раздел произведен, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок с номером 55:36:130126:3885, где указано, что он образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449, а также справкой ФИО1 (т. 1 л.д 71, 151).
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключила договор купли-продажи № земельного участка с покупателями Кузнецовым С.Ф., Рычковым И.П., Коханенко И.С., приобретшими земельный участок по праву равной долевой собственности, площадью 212300 кв.м., местоположение земельного участка установлено в 870 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. При этом кадастровый номер указан 55:36:130126:3885, разрешенное использование земельного участка указано – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п.3.1 содержится информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212300 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора 348 000 руб. (Том 2 л.д.31)
Из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3885 образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4175 (т. 1 л.д. 151).
25.02.2011 между Коханенко И.О., Рычковым И.П. и Кочубеем А.А. заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4175, за 4 200 000 руб. (Том 2 л.д.10)
11.04.2011 земельный участок с кадастровым номером 55 36:130126:4175 разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4477, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком кадастровых работ явился Кочубей А.А. (т. 1 л.д. 151).
25.04.2011 между Кочубеем А.А. и Наумовым В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55 36:130126:4483, площадью 842 кв.м., за 279 000 рублей (Том 1 л.д.237-238).
30.01.2012 между Наумовым В.В. и [СКРЫТО] Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4483, площадью 842 кв.м., за 279 000 рублей (Том 1 л.д. 230).
Согласно статье <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и подпункту 5 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 452, и действующего в настоящее время, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>.
Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, расположенные на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.
По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.
При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилого и сельскохозяйственного использования.
В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> утверждены решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации» отражено, что согласно статье 1 Градостроительного Кодекса, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектовнедвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39, являются составляющими правил застройки — нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексных схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки, определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проекте застройки (статьи 57 и 58).
При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами, зонирования территорий, определяющих вид «пользования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
Действующее земельное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли.
В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 статьи 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483 был продан ответчику с целевым назначением – под индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (но не более 3 этажей). Тогда как из схемы его расположения следует, что указанные земельные участки находится в зоне использования - под благоустройство и организацию зоны отдыха, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Такие земельные участки в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ могут продаваться гражданам только путем проведения конкурса или аукциона с установление начальной продажной стоимости в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, <адрес> <адрес> признаны утратившими силу.
Оценивая действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, передавшего земельный участок ООО «КРОНА» с нарушением установленного законом порядка, суд приходит к выводу, что оно действовало вопреки интересов как самого Департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.
Доводы представителя ответчика, третьих лица о пропуске прокурором исковой давности, признаны судом необоснованными.
Согласно статье 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ город Омск Омской области узнало с 24 мая 2013 года - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.
В то же время, суд принимает во внимание, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, суд исходит из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Между тем фактов недобросовестного поведения ответчика судом не выявлено, равно как и прокурором о них не заявлено. Согласно сведений договора купли-продажи земельного участка, участок им был приобретен по цене 279 000 рублей, сделка совершена и зарегистрирована в установленном законом порядке и нареканий у регистрирующего органа не вызвала.
В соответствии со ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как следует из договора купли-продажи спорного земельного участка, заключенного между Наумовым В.В. и [СКРЫТО] Н.А., последняя приобрел земельный участок за 279 000 рублей, при кадастровой стоимости земельного участка на момент его приобретения 308 104,64 рублей (Том 1 л.д.99).
На момент приобретения земельного участка право собственности на Наумова В.В. было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, судом установлено, что приобретение [СКРЫТО] Н.А. спорного земельного участка было обусловлено желанием строительства на нем жилого дома, что подтверждается как пояснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании, а также следующими документами:
- Договором на подключение объекта капитального строительства к водопроводным сетям от 08.07.2013 между ООО «УК Монолит» и [СКРЫТО] Н.А., цена договора 120 000 рублей, оплата по которому произведена в полном объеме, что подтверждается Счетом на оплату №16 от 08 июля 2013 г. и приходно-кассовыми ордерами №18010829;
- Договором на подключение к сетям газопровода от 14.05.2014, заключенного между ООО «УК Монолит» и [СКРЫТО] Н.А., цена договора 240 000 рублей, оплата по которому произведена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №1 5594291 от 15.12.2014.
- Договором на подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям от 08.07.2013, заключенным между ООО «УК Монолит» и [СКРЫТО] Н.А., цена договора 120 000 рублей, оплата по которому произведена в полном объеме. В соответствии с п. 1.1. договора [СКРЫТО] Н.А. купил право на подключение объекта капитального строительства (одноквартирного жилого дома), расположенного по адресу: в 1140 м. юго-западнее относительно жилого дома по <адрес> <адрес> <адрес> к электрической сети ВЛИ-04 кВ (ТП-6815), на срок амортизации указанных электрической сети, являющийся сроком их эксплуатации, в сроки и на условиях настоящего договора.
Учитывая, что стоимость приобретенного [СКРЫТО] Н.А. земельного участка составила 270 000 рублей, а также то, что ответчиком произведены необходимые расходы, связанные с подведением коммуникаций для целей последующего строительства дома на земельном участке в размере 480 000 рублей, в связи с чем суд полагает, что [СКРЫТО] Н.А. при приобретении спорного земельного участка действовала добросовестно, с намерением его использования по назначению территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа), а именно для размещения индивидуального жилого дома малой этажности.
Из изложенного выше становится очевидным, что убытки ответчика, являющегося добросовестным приобретателем, в случае удовлетворения иска, более чем в два раза превысят имущественную выгоду, полученную от истребованного земельного участка.
Между тем, целью судебной защиты с учетом требований части 3 статьи 17, частью 1 статьи 19, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. При этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в данном случае и [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц.
Анализируя приведенные конституционные нормы, а также принимая во внимание положения статьи 10 ГК РФ, согласно которой злоупотребление правом не допускается, суд полагает, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права (истребование у ответчика земельного участка) является несоразмерным нарушенному праву и не позволяет обеспечить баланс интересов всех участников спора. В тоже время права истца могут быть защищены иным способом, в том числе путем обращения с требованиями к виновным лицам, осуществившим вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес> отчуждение земельного участка.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса прав и охраняемых законом интересов сторон спора, суд полагает, что избранный способ защиты права явно несоразмерен характеру предполагаемых нарушений прав истца и является чрезмерным при их восстановлении по отношению к добросовестному приобретателю имущества.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО3 об истребовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4483, местоположение которого установлено в 1065 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, из чужого незаконного владения, возложении обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес> и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий п/п Д.О. Литвинов
Мотивированное решение суда изготовлено 19 апреля 2016 г. Решение обжаловалось, отменено полностью
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Дело № 2-2380/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Литвинова Д.О.,
при секретаре Шичковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования городской округ <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО3 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельные участки,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах муниципального образования городской округ <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО3 об истребовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4483, местоположение которого установлено в 1065 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, из чужого незаконного владения, возложении обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес> и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4483 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Д.О. Литвинов