Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2016 |
Дата решения | 04.04.2016 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Литвинов Д.О. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a222025d-2df4-3b30-9abd-87ffce2fc613 |
Дело № 2-2377/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города [СКРЫТО] в составе
председательствующего судьи Литвинова Д.О.,
при секретаре Альжанове Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. [СКРЫТО] 04.04.2016 гражданское дело по иску прокурора города [СКРЫТО] в интересах муниципального образования городской округ город [СКРЫТО] [СКРЫТО] области, неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности по его передаче, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города [СКРЫТО] в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился с иском к [СКРЫТО] Е.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой города [СКРЫТО] законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4425 установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: [СКРЫТО] область, в [СКРЫТО], Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города [СКРЫТО] от 09.04.2009 № 3927-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3415. площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. зарегистрировано 28.04.2009.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города [СКРЫТО] от 08.05.2009 № 4877-р в собственность ООО «КРОНА» за плату передан земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212 300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.
На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по [СКРЫТО] области за ООО «КРОНА» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО4 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ является ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 ООО «КРОНА» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО5, ФИО12, ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:4169, 55:36:130126:4170, 55:36:130126:4171, 55:36:130126:4172, 55:36:130126:4173, 55:36:130126:4174, 55:36:130126:4175, 55:36:130126:4176, 55:36:130126:4177, 55:36:130126:4178, 55:36:130126:4179, 55:36:130126:4180 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО4 и межевого плата от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН», Заказчиком кадастровых работ является Коханенко И.С.
ДД.ММ.ГГГГ между Рычковым М.П., Коханенко И.С., Кочубеем А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4178.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4178 разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425.
ДД.ММ.ГГГГ Мирончик Р.В. приобрел в собственность у Кочубея А.А. земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425.
27.05.2011 между Мирончиком Р.В. и Терлеевым А.Ф. заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
25.12.2014 [СКРЫТО] Е.В. пробрел в собственность у Терлеева А.Ф. земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением [СКРЫТО] городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
В случае нахождения земельного участка в конкретной территориальной зоне, вид его разрешенного использования предопределяется и теми требованиями, которые предъявляются Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> к территориальным зонам, в переделах которых расположен спорный земельный участок.
При этом в зоне Ж5-19 согласно данным положениям закона размещение земельных участков с видом использования – организация зоны отдыха является запрещенным.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности, принимают решения о предоставлении в собственность гражданами и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; осуществляют с учетом правового статуса территории, на которой расположен соответствующий земельный участок, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется по основаниям, установленным законом, для последующего предоставления земельных участков для использования в определенных целях.
Соответственно изменение категории земельного участка до совершения с ним распорядительных действий является обязательным, данные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
Таким образом, предоставляя земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (из которого образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> №-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившим силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему распоряжения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае указанный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона.
В соответствии с положениями ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КОРОНА» 24.05.2013г. СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425, выбыл из владения противоправного, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ город [СКРЫТО].
На основании этого прокурор просил истребовать из незаконного владения [СКРЫТО] Е.В. земельный участок 55:36:130126:4425, местоположение которого установлено в 1110 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>. Также просит возложить на [СКРЫТО] Е.В. обязанность передать земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425, в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>. Кроме того, просит исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № о государственной регистрации права собственности [СКРЫТО] Е.В. на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425 (т.1 л.д. 3-9).
Представитель прокурора <адрес> – помощник прокурора Кировского АО <адрес> Шакуова Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик [СКРЫТО] Е.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации <адрес>, Департамента имущественных отношений Администрации города [СКРЫТО], Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, третьи лица Рычков И.П., Коханенко И.С., Кочубей А.А., Терлеев А.Ф., Мирончик Р.В. в суд не явились. О времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей сторон, ответчицу и третье лицо, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от 08 февраля 2006 года, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденном Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования <адрес>, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории <адрес>, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес> и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.
В судебном заседании установлено, что распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. При постановке на кадастровый учет земельному участку был присвоен кадастровый № (т.1, л.д.12-22).
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3415 был разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (т. 2 л.д. 91).
Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212.300 кв.м. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 69).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212.300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (т.1, л.д. 170).
На основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и ООО «Крона» земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212.300 кв.м. с местоположением: установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> за 2 37 1403 рублей передан в собственность ООО «Крона» (т. 1, л.д 171-172).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха, площадью 212.300 кв.м., местоположение которого установлено в 880 м. юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> имеющий кадастровый №, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ООО «Крона», о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. основанием для государственной регистрации права послужил договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 37).
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885. (т. 2 л.д. 91)
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Крона» продало Кузнецову С.Ф., Рычкову И.П. и Коханенко И.С. земельный участок (по 1/3 доли каждому), площадью 123.941 +/- 123 кв.м., с кадастровым номером 55:36:130126:3885, образованный из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (т.1, л.д. 31-33). Факт передачи подтверждается актом приема – передачи земельного участка с разрешенным использованием «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей)» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 34).
Факт образования земельного участка с кадастровым номером № из земельного участка № в судебном заседании сторонами по делу не оспаривался (т. 2 л.д 91).
ДД.ММ.ГГГГ Кочубей А.А. приобрел у Коханенко И.С. и Рычкова И.П. по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4178. Передача указанных долей подтверждена актами приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 118-119, 120).
В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4178 (т. 1 л.д. 130).
Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Мирончик Р.В. приобрел в собственность у Кочубея А.А. земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425, местоположение которого установлено в 1010 относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4178. Стоимость земельного участка составила 100.000 рублей (т.1, л.д. 121-123).
ДД.ММ.ГГГГ Мирончик Р.В. продал Терлееву А.Ф. спорный земельный участок за 100.000 рублей (т.1, л.д. 124-126).
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик [СКРЫТО] Е.В. пробрел в собственность у Терлеева А.Ф. указанный земельный участок за 995 000 рублей. Согласно п.2 договора, на указанном земельном участке строений нет (т.1, л.д. 127-129).
Регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1, л.д. 116-117), а также свидетельством о государственной регистрации права №-АБ 387258 (т.2, л.д. 71).
Согласно статье <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и подпункту 5 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденного Решением [СКРЫТО] городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 452, и действующего в настоящее время, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>.
Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, расположенные на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.
По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.
При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилого и сельскохозяйственного использования.
В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> утверждены решением [СКРЫТО] городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации» отражено, что согласно статье 1 Градостроительного Кодекса, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39, являются составляющими правил застройки — нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексных схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки, определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проекте застройки (статьи 57 и 58).
При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами, зонирования территорий, определяющих вид «пользования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
Действующее земельное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли.
В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 статьи 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425 был продан ответчику с целевым назначением – под индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (но не более 3 этажей).
Тогда как из схемы его расположения следует, что указанные земельные участки находится в зоне использования - под благоустройство и организацию зоны отдыха, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Такие земельные участки в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ могут продаваться гражданам только путем проведения конкурса или аукциона с установление начальной продажной стоимости в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский АО, <адрес> признаны утратившими силу (т.1, л.д. 109).
Оценивая действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, передавшего земельный участок ООО «КРОНА» с нарушением установленного законом порядка, суд приходит к выводу, что оно действовало вопреки интересов как самого Департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.
Доводы ответчицы и третьего лица Коханенко И.С. о пропуске прокурором исковой давности, признаны судом необоснованными.
Согласно статье 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ <адрес> узнало с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.
В то же время, суд принимает во внимание, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, суд исходит из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Между тем фактов недобросовестного поведения ответчика судом не выявлено, равно как и прокурором о них не заявлено. Участок им был приобретен по цене 995 000 рублей, превышающей стоимость кадастровой оценки 308 104 рубля 64 копейки (т.1, л.д. 130-131), сделка совершена и зарегистрирована в установленном законом порядке и нареканий у регистрирующего органа не вызвала.
Довод ответной стороны о том, что земельный участок был приобретен за 1.200.000 рублей, суд находит не состоятельным, поскольку представленная расписка (т.2, л.д. 70) выдана от имени ФИО8, который собственником спорного участка не являлся. Доверенности, подтверждающей правомочия на представление интересов продавца ФИО13, представлено не было. Кроме того, указанная расписка датирована ДД.ММ.ГГГГ, в то время как, согласно договору, сделка купли-продажи была проведена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
Разрешая вопрос о возможности истребования спорного земельного участка у ответчика на основании указанной нормы, суд учитывает следующие обстоятельства.
Как указано выше, за спорный земельный участок ответчиком оплачено 995 000 рублей.
После его приобретения и до обращения прокурора с иском в суд ответчик, разработал проект дома (т. 2, л.д. 76-87), заложил на этом участке фундамент жилого дома, а также выстроил цокольный этаж (т. 2, л.д. 72-75). Затраты на их возведение составили 309 293 рубля 44 копейки (6.600 рублей + 107.600 рублей + 4.600 рублей + 32.450 рублей + 4.600 рублей + 24.760 рублей + 20.967 рублей + 19.521 рубль + 15.800 рублей + 750 рублей + 13.860 рублей + 5.758 рублей 56 копеек + 580 рублей + 275 рублей 83 копейки + 270 рублей + 216 рублей + 258 рублей + 237 рублей + 2.810 рублей 05 копеек + 3.070 рублей + 460 рублей + 3.900 рублей + 26.240 рублей + 13.710 рублей (т.2, л.д. 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 36, 65, 88, 89, 90).
Помимо этого, ответчик приобрел право на подключение объекта капитального строительства расположенного на спорном участке, к сетям водопровода, канализационным сетям, электрической сети, сетям газопровода (т.2, л.д. 37-40). Оплатив указанную услугу в сумме в полном объеме в размере 670.000 рублей (т.2, л.д. 41-64).
В результате при кадастровой стоимости изымаемого участка в 308 104 рубля 64 копейки общая стоимость доказанных затрат, понесенных ответной стороной, составила 1 974 293 рубля 44 копейки.
Из изложенного выше становится очевидным, что убытки ответчика, являющегося добросовестным приобретателем, в случае удовлетворения иска, многократно превысят имущественную выгоду, полученную от истребованного земельного участка.
Между тем, целью судебной защиты с учетом требований части 3 статьи 17, частью 1 статьи 19, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. При этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в данном случае и неопределенного круга лиц.
Анализируя приведенные конституционные нормы, а также принимая во внимание положения статьи 10 ГК РФ, согласно которой злоупотребление правом не допускается, суд полагает, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права (истребование у ответчика земельного участка) является несоразмерным нарушенному праву и не позволяет обеспечить баланс интересов всех участников спора. В тоже время права истца могут быть защищены иным способом, в том числе путем обращения с требованиями к виновным лицам, осуществившим вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес> отчуждение земельного участка.
Кроме того, истребование земельного участка без решения судьбы, возведенного на нем строения неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ (определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 308-ЭС15-8731).
Между тем, прокурором <адрес> не заявлено ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права муниципальной собственности.
С учетом изложенных обстоятельств, а также норм права, суд отказывает прокурору <адрес> в удовлетворении иска об истребовании земельного участка и вытекающих из него требований о возложении обязанности по его передаче и исключении записи о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4425, местоположение которого установлено в 1010 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, а также возложении на ФИО2 обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>, и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок кадастровым номером 55:36:130126:4425 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в [СКРЫТО] областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения
Председательствующий: Д.О. Литвинов
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2016 годаРешение не обжаловалось, вступило в законную силу 13.05.2016г.
Копия верна
Судья:
Секретарь: