Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2016 |
Дата решения | 12.04.2016 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Бутакова М.П. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 92e12271-c0e9-37ff-a31e-fcfc10b63245 |
Дело № 2-2361/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Бутаковой М.П.,
при секретаре Ауизовой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 апреля 2016 года гражданское дело по иску прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, обязании передать земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц, обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 1175 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>; возложении на обязанности передать земельный участок кадастровым номером №, в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>; исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи № о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №; взыскании с государственной пошлине.
В обоснование иска указав, что в ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельных участков с кадастровым номером № установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером №, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. При постановке на кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый номер №.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р при разделе земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, площадью 212300 кв.м. под благоустройство и зону отдыха. Право муниципальной собственности на данный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха (из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером №). Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.
На основании указанного распоряжения департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО «КРОНА».
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами №, № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ является ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером № ООО «КРОНА» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО9, ФИО10, ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами №, № были образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. рег№, поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плата от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН», Заказчиком кадастровых работ является ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО9 продал ФИО11 земельный участлк с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером №, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ являлся ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО1 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 876 кв.м.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
По правилам ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и ч.1 <адрес> закона № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», изменение категории земельного участка до завершения с ним распорядительных действий является обязательным, даннные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
Таким образом, предоставляя земельный участок с кадастровым номером № (из которого образован земельный участок с астровым номером №), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> №-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившими силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) введении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе, не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Ст. 34 Земельного кодекса РФ установлен порядок порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Ст. 30 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливался порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером :130126:3449 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае данный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона, и по правилам ст. 302 ГК РФ может быть истребован у ответчика.
По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок кадастровым номером №.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером №, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером №, выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Ответчик ФИО1 и его представитель адвокат ФИО4 по ордеру против иска возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив суду, что ответчик является добросовестным приобретателем земельного участка, который купил по реальной рыночной цене, в 2013 г. провел подготовительные работы на строительной площадке – «выборка» грунта под пятном застройки, планировку территории, за эти работы оплата производилась наличными денежными средствами. Позднее заказал проект будущего дома, возвел фундамент, перекрытие первого этажа. У него сохранилась только часть подтверждающих документов, а частично оплату производило ООО ЧОП «Цербер», владельцем и руководителем которого является ответчик. Также им произведена оплата за подключение объекта капитального строения к водопроводным сетям, электросетям. Сумма затрат в общем составила 2 645 912 руб., что для ответчика и его семьи является значительным. Удовлетворение иска прокурора будет означать защиту интересов истца без учета положений Конституции РФ, где провозглашена обязанность государства защищать человека, как высшую ценность. Несмотря на то, что собственник, утративший имущество, обладает правом на виндикацию у добросовестного приобретателя в соответствие со ст.302 ГК РФ, необходимо учитывать, что у истца имеются иные способы, предусмотренные гражданским законодательством для защиты своих интересов не в ущерб собственным интересам, в частности, предусмотренных ст.ст. 1.064 ГК. При этом права и. интересы добросовестного покупателя не будут ущемлены.
Определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №г. установлено, что договор между ООО «Крона» и департаментом имущественных отношений администрации <адрес> по продаже исходного земельного участка с кадастровым № № является ничтожной сделкой. Как разъяснено в пункте 34 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №:.. . Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим банные отношения... . Спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ только в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки. Таким образом, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права (ст. 12 ГК РФ). Наличие у истца возможное™ предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки исключает возможность требовать имущество из чужого незаконного владения.
Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, который следует исчислять с момента государственной регистрации перехода право собственности к ООО «Крона» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ., а не с момента, когда о нарушенном праве узнал прокурор. Данная позиция ответчика изложена на основе практики ВС РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №
Истец необоснованно ссылается на факт, что распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГг. по протесту прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. признаны утратившими силу распоряжение департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №~р и от ДД.ММ.ГГГГг. №-<адрес> положениям пункта 3 статьи 3, пункт 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 7, статью 48 Федерального закона № 131-ФЗ отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Акты органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право аренды земельного участка или право собственности могут быть отменены только в судебном порядке. Данное толкование закона соответствует позиции Верховного суда РФ и следуя целям единства судебной практики не может применятся иначе. Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе во внесудебном порядке отменять постановления, явившееся основаниями заключения договора купли-продажи земельного участка.
Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, Администрация <адрес>, Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в суд не явились, извещены надлежаще.
3-е лицо ФИО11 поддержал доводы представителя ответчика.
Третьи лица ФИО10, ФИО8, ФИО9, в суд не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лицо ФИО8- ФИО5 по доверенности против иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, заявив о пропуске прокурора срока для обращения в суд, указывая также, что течение срока исковой давности начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился в суд за его защитой. Из норм ГК РФ следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается, когда государство или муниципальное образование узнало о нарушении его прав как собственника. Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>. Предоставление земельного участка с кадастровым номером № оформлено распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, МО <адрес> (лицо, право которого, по мнению заявителя, нарушено) в интересах которого прокурор <адрес> обратился в суд, стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о границах территориальных зон подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальной зоне необходимо определить координаты характерных точек границ такой территориальной зоны в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Прокурором не представлено доказательств того, что на момент принятия решения о предоставлении земельного участка ООО «КРОНА» в ГКН были внесены сведения о границах территориальной зоны Ж5-19. Если сведения о границах данной территориальной зоны в ГКН отсутствовали, то определить земельный участок, как относящийся к территориальной зоне жилой застройки смешанного типа, не представлялось возможным. Подтверждением данного обстоятельства является факт постановки земельного участка с кадастровым номером № на государственный кадастровый учет, то есть орган кадастрового учета при принятии решения о постановке участков на кадастровый учет не выявил ни нарушений действующего законодательства, ни противоречий между сведениями ГКН и документами, представленными для кадастрового учета.
Более того, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ делал запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> о том, имеются ли в ГКН сведения о границах территориальной зоны Ж5-19, и если такие сведения имеются, то о предоставлении сведений о документе, на основании которого они внесены, и дате их внесения.
Согласно ответу филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ВИ в государственном кадастре недвижимости сведения о территориальной зоне Ж5-19 отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждает отсутствие нарушений правил территориального зонирования со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес> при предоставлении ООО «КРОНА» земельного участка с кадастровым номером №.
В заявлении прокурора указано, что земельный участок с кадастровым номером №, из которого впоследствии образован спорный земельный участок, выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>. То есть, сделка носила незаконный характер. По факту превышения полномочий должностными лицами Департамента возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером №.
Во-первых, недействительность сделки (ввиду ее незаконного характера) сама по себе не свидетельствует о выбытии имущества, переданного во исполнение этой сделки, из владения продавца помимо его воли. Выбытие имущества из владения того или иного лица является следствием конкретных фактических обстоятельств.
Если же имущество выбывает из владения лица в результате похищения, утери, действия сил природы, закон говорит о выбытии имущества из владения помимо воли владельца, поскольку именно такие фактические обстоятельства, повлекшие выбытие имущества из владения лица, и учитываются судом при разрешении вопроса о возможности удовлетворения виндикационного иска против ответчика, являющегося добросовестным приобретателем имущества по возмездной сделке (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения»).
Поскольку воля представляет собой сознательное стремление к осуществлению или к достижению поставленной цели, то в данном случае земельный участок, выбывший из владения муниципального образования город Омск в результате добровольной передачи (издание распорядительного акта, заключение договора купли-продажи, подписание передаточного акта), осуществленной им самим в лице уполномоченного органа, свидетельствует ни о чем ином как о наличии воли собственника на распоряжение данным объектом недвижимого имущества.
Таким образом, вывод прокуратуры о выбытии земельного участка из владения собственника помимо его воли не соответствует ни нормам действующего законодательства, ни фактическим обстоятельствам дела. Вследствие чего подлежит применению норма, изложенная в ч. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ о невозможности истребования имущества у добросовестного приобретателя.
Во-вторых, ссылаясь на возбужденное уголовное дело, прокурор пренебрег одним из важнейших принципов уголовного процесса - презумпцией невиновности. Его формулировка содержится в ч.1 ст.49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Приговор по упоминаемому уголовному делу не вынесен, вина соответствующего должного лица не доказана, между тем, обращаясь в суд с таким иском, прокурор считает все факты и обстоятельства, исследуемые в рамках названного уголовного процесса установленными.
Следовательно, вынесение решения по данному делу до принятия судебного акта в уголовном процессе, упомянутом истцом, будет преждевременным, и может повлиять на ход его рассмотрения.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 6 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденном Постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории города Омска, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р при разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. (т.2 л.д. 53).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе города Омска (т.2 л.д. 113).
На основании данного Распоряжения №-р между Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «КРОНА» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе города Омска. Цена договора 2 371 403 руб. (т.2 л.д. 37-41).
Из выписки из ЕГРП следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по праву муниципальной собственности: правообладателем указано Муниципальное образование городской округ <адрес>.
Данное право прокурором не оспаривается.
Право собственности ООО «КРОНА» на названный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ
Решением от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «Крона» земельный участок с кадастровым номером № разделен на два: с кадастровым номером № и №, раздел произведен, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок с номером №, где указано, что он образован из земельного участка с кадастровым номером № (т.2 л.д. 44).
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключила договор купли-продажи № земельного участка с покупателями ФИО9, ФИО10, ФИО8, приобретшими земельный участок по праву равной долевой собственности, площадью 88358 кв.м., местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. При этом кадастровый номер указан №, разрешенное использование земельного участка указано – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п.3.1 содержится информация о том, что земельный участок с № образован из земельного участка с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора 252 000 руб. (т.1 л.д. 214-215).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8, ФИО9, ФИО10 составлено Соглашение о перераспределении земельных участков с определением долей, согласно которому в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и № был образован ряд земельных участков, в том числе с кадастровым номером №, на который стороны установили право собственности за ФИО9 (т.1 л.д. 213, 218-220, т.2 л.д. 2-6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 продал земельный участок с кадастровым номером №, площадью 25125 кв.м., с разрешенным использованием «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей), ФИО11 по цене 3 000 000 руб. (л.д. 229-230).
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером №, площадью 25125 кв.м. разделен ФИО11 на ряд земельных участков, в том числе образован новый земельный участок с кадастровым номером № (т.1 л.д. 147-194-200).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 876 кв.м.. стоимость которого составила 100 000 руб., право собственности на который зарегистрировано за ответчиком в установленном законом порядке (т.1 л.д. 226-228).
Одновременно из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что фактически стоимость участка составляла 850 000 руб., т.к. оставшуюся часть, помимо 100 000 руб. уплаченных наличными, он выплатил ФИО11 в виде автомобиля, оформив сделку купли-продажи, в обоснование чего суду представлена расписка ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, о получении автомобиля марки Тойта Камри, стоимостью 750 000 руб. в качестве расчета за земельный участок с кадастровым номером №, а также паспорт транспортного средства, согласно которому предыдущим собственником автомобиля являлась ФИО6 (супруга ответчика, что подтверждается штампом о регистрации брака в паспорте ответчика), а ДД.ММ.ГГГГ право собственности на данное транспортное средство зарегистрировано за ФИО11
Доводы ответной стороны о пропуске прокурором исковой давности, признаны судом необоснованными.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 данного Кодекса составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 этого же Кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Однако конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены лишь в результате проверки. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ <адрес> узнало с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. И именно с этого момента у прокурора возникло право на обращение с иском в суд в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.
Доводы лиц, участвующих в деле, относительно того обстоятельства, что границы территориальной зоны Ж5-19 не установлены в соответствии с требованиями закона, сведений о них не внесены в государственный кадастр недвижимости судом не принимаются.
Карта градостроительного зонирования территорий <адрес>, содержащаяся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, являющихся нормативным правовым актом, опубликованным в установленном законом порядке, не содержа конкретных координат характерных точек границ указанной зоны, разграничивает территорию <адрес> на территориальные зоны в границах конкретных улиц, которые очевидны при сопоставлении с картой города. Так зона Ж5-19 при подобном сопоставлении определяется в границах обозначаемых <адрес>.
Из имеющихся в материалах дела документов, а также с учетом того обстоятельства, что вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками – был определен ООО «Крона» при разделе земельного участка, участки поставлены на кадастровый учет с подобным видом разрешенного использования, следует, что земельный участок с кадастровым номером № координируется в границах территориальной зоны Ж5-19.
В силу названных выше положений нормативно-правовых актов, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска.
Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, расположенные на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.
По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.
При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным (п.1).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5).
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п.1). В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами (п.2).
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.п. 6 п.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.п. 7 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений(п.п. 8 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства(п.п. 9 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
В указанный период времени действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 в редакции от 24.03.2010 года.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 1 названных Правил, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии со ст. 13 указанных выше Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Омска осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п.1).
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями может осуществляться при наличии дополнительного разрешения и согласования уполномоченных исполнительных органов Российской Федерации, Омской области и органов местного самоуправления города Омска (п.3).
В случаях если земельный участок и объект капитального строительства расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решения о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Омской области, уполномоченными органами местного самоуправления города Омска в соответствии с федеральными законами (п.5).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункт 2 и пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области включают в себя карту градостроительного зонирования территорий города Омска (ст. 38), а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.
Согласно ст. 38 названных Правил, рекрационные зоны указаны под символом «Р», тогда как зона под индивидуальные жилые дома (не более 3 этажей) – под символом «Ж»- жилые зоны, в том числе индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками.
В силу пункта 5 статьи 2 указанных Правил данные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска.
Согласно пункту 1 статьи 3 данных Правил, они действуют на всей территории в границах города Омска.
В силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, возможно только с проведением аукциона, за исключением наличия оснований по правилам ст. 39.19 ЗК РФ.
Оценивая действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, передавшего земельный участок ООО «КРОНА» с нарушением установленного законом порядка, суд приходит к выводу, что оно действовало вопреки интересов как самого Департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.
Названные действия носили явно незаконный характер, при наличии четкого правового регулирования.
В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес> признаны утратившими силу.
Судом также принимается во внимание, что процессе эксплуатации земельного участка ФИО1, последним понесены расходы по подключению к водопроводным и электросетям, приобретен строй материал для возведения жилого дома, возведен фундамент, подтверждаются договорами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными с ООО УК «Монолит» на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и электрическим сетям, счетами на оплату за подключение к водопроводным сетям, электрическим сетям объекта капитального строительства, выданным на имя ФИО1 и их оплатой по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 240 000 руб. При этом как следует из платежных поручения, оплата произведена ООО ЧОП «Цербер», единственным участником и директором которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является ответчик.
Пояснения ответчика о том, что на жилом участке возведен фундамент, подтверждается топосъемкой, представленной суду, проектом индивидуального жилого дома, и актом экспертного исследования, составленному ФБУ «Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», из которого следует, что на участке сооружен фундамент жилого дома сложной конфигурации площадью 191 кв.м., выполнено перекрытие первого этажа из ж/б плит, фундаменты выполнены из 52 буронабивных свай длиной 3м., диаметром 0,35 м., соединенных бетонным растверком высотой 0,5м., шириной 0,6 м., и кирпичной кладкой высотой 0,34 м. шир. 0,5м. Общая стоимость затрат по возведению фундамента жилого дома по адресу <адрес> кадастровый № составляет 1 370 912 руб.
Доказательств, опровергающих указанное, прокурором суду не предоставлено.
Истребование земельного участка без решения судьбы названных объектов недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ (определение Верховного суда РФ от 19 ноября 2015 г. по делу N 308-ЭС15-8731).
Между тем прокурором города Омска не заявлено ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, обязании передать земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.П. Бутакова
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2016 г. Решение вступило в законную силу 20.05.2016, не обжаловалось. Согласовано: